Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:29, доклад
Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений - экстенсифи-кации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащихся и педагогов.
Валеологическая служба
Беда современной системы общего образования заключается в том, что она базируется не на методологических, а на информационных принципах, пытаясь ответить на вопрос “сколько?”, а не на вопрос “как?”. Практически предлагается выбор из двух направлений - экстенсифи-кации или интенсификации образования, что только углубляет кризис. Увеличение количества учебных предметов, произвольное расширение учебных программ предлагается как один из вариантов дальнейшего реформирования системы образования. Интенсификация же образования в основном осуществляется ценой ухудшения здоровья учащих-ся и педагогов.
Но возможен и третий путь - переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.
В условиях депопуляции страны (снижение рождаемости и увеличение смертности ведут к отрицательному демографическому балансу) остро обозначаются подлинные ценности: жизнь и здоровье человека. Изречение “Здоровый разум - в здоровом теле” следует понимать бук-вально: тщетны попытки взращивания интеллекта нации, когда под уг-розой находится жизнь народа.
В современных условиях развитие человека невозможно без по-строения системы формирования его здоровья. К сожалению, гордость за самую совершенную в мире систему здравоохранения обернулась иждивенческим поведением и неспособностью “делать” свое здоровье самостоятельно, когда здравоохранение оказалось фактически разру-шенным. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо приобретать болезни легче, чем лечить.
Итак, если цель образования - развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образова-тельной системы.
Валеологическая служба - это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом дру-гом содействии реализации прав каждого человека на созидание, ох-рану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологичес-кая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.
Организация деятельности валеологической службы представле-на четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор вале-огенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos - способный распозновать) - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, зак-лючающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полу-ченных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Скрининг (aHrvi.screening -просеивание, сортировка) - массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.
Мониторинг (лат. monitor -тот, кто напоминает, предупреждает) -постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или про-цессами. В общем смысле - многоцелевая информационная система, основные задачи которой - наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.
Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного про-цесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравот-ворческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.
Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреж-дения или структуры муниципальной системы образования.
Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащих-ся, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологи-ческого процесса.
Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осу-ществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.
Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его ва-леограмотности.
Первые результаты работы валеологической службы в пяти петер-бургских школах в 1991 - 92 гг. подтвердили целесообразность про-должения педагогического эксперимента и нашли отражение в прика-зах Комитета по образованию от 3 декабря 1993 г. № 472 “О внедрении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” и от 3 октября 1994 г. № 401 “О внедрении валеологических аспектов в учебный процесс в школах Санкт-Петербурга” (Колбанов В.В., 1998)
На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.
1. Диагностика потребностно-
2. Разработка и внедрение
организационно-педагогических
3. Создание условий
жизнедеятельности школы,
4. Целевое обучение
педагогов основам
5. Внесение изменений
в содержание образования (
6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.
7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).
8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состо-янии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.
9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.
10. Разработка инновационных моделей “Школы здоровья” и ко-ординация работы всех звеньев создаваемой службы.
11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
На основании утвержденного
Комитетом по образованию Санкт-Петербурга
“Примерного положения о
Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образова-нием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руково-дителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и вале-ологов-организаторов. Руководство валеологической службой в горо-де осуществляет первый заместитель председателя Комитета по обра-зованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.
Таковы особенности
Различие климатических, географических, национальных, демог-рафических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стра-не, хотя методологическая основа создания и развития валеологичес-кой службы образовательной системы должна быть единой.