Вальдорфские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:57, статья

Описание работы

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе

Работа содержит 1 файл

статья Вал. школа.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Автор: Наумова Вера Леонидовна

Группа: НОЯ-07-3

Научный руководитель: Кузнецова Валентина  Викторовна (доцент, кандидат филологических наук).

Ульяновский Государственный Педагогический Университет  имени И.Н.Ульянова

Тема: «Вальдорфские школы».

Введение. Вальдорфская система образования.

Вальдорфские  школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности  каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдофская школа предлагает ребенку такой  способ познания мира, общества и самих  себя, который исключал бы отчужденность  от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

В нашем  мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые  люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие  качества как доверие, сочувствие, способность  к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдофские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Возникновение вальдорфской педагогики. Идеи, лежащие в ее основе.

В 1919 году, в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса, немецкий педагог Рудольф Штайнер высказал мысль, что одной из причин потрясших мир событий было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы система образования, ориентированная на сословное деление общества, воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп. Именно в то тяжелое время он и основал в местечке Вальдорф свою школу (отсюда и название подобных учебных заведений - вальдорфские). В чем же ее особенности?

Альтернативой системе образования, подразделенной на народную школу, реальную школу, ориентированную на естественнонаучные дисциплины, и гимназию, ориентированную на гуманитарное образование, Штайнер видел в модели единой интегрированной общеобразовательной школы, «школы для всех людей», в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования.

Основные  положения вальдорфской педагогической системы:

  • Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения.

Классный  учитель («для ребенка учитель много  важнее предмета») ведет основные предметы не только в начальной, но и в средней школе (до 7 класса).

  • Интеграция предметов. Сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года — своей для каждого класса (учебный план).
  • Традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса.
  • Художественно-эстетического элемент в образований: рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и прочее, 1—11 классы.
  • Отмена системы отметок в баллах (до 7—8 класса), использование вместо них подробных критериев оценки учебной деятельности ребенка.
  • Установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями.
  • «Гигиена преподавания» — ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» — концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.
  • Преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию).
  • Еженедельные учительские конференции (коллегии) — как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.
  • Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.
  • Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).

«Школа  в интересах ребенка» — это  школа, где ребенок, молодой человек  может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задачи такой школы:

  • Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.
  • Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.

Заключение.

Из всего  вышеизложенного мы видим, что вальдорфская школа не ориентируется на какую-либо одну основную, общую идею. Основная цель образования - это человек. Человек же в своей сущности больше любой идеи, высказанной о нем. Человек открыт будущему, он - существо, находящееся в становлении и развитии. И педагогика соответственно должна быть открытой и развивающейся, постоянно обновляющейся и творческой. Она должна быть соразмерной идее Человека.

В нашем  быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять  инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Список  использованной литературы.

1.Денисенко Л. Вальдорфские дети / Л. Денисенко // Держава. - 2000. - №3 (4) – С.8-18.

2.Загвоздкин В.К. Общечеловеческое образование, или Суть и смысл вальдорфской педагогики / В.К.Загвоздкин // Директор школы. -2000. -№ 1- С. 41-49.

3.http://www.waldorfschule.ru/pedagogy/

4.http://stupeni.odessa.ua/ 

Информация о работе Вальдорфские школы