Вальдорфская педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:18, реферат

Описание работы

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.

Работа содержит 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 28.80 Кб (Скачать)

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

 

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство  содействовать стремлению природы  к своему собственному развитию. И.Песталоцци

 

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор  системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.

 

Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

 

Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.

 

Ребенок - божья  часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

 

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

 

Классификационные параметры

 

По уровню применения: общепедагогическая.

 

По философской  основе: антропософская.

 

По основному  фактору развития: биогенная.

 

По концепции  усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

 

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.

 

По характеру  содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система «репетитор» + система малых  групп

 

По организационным  формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация.

 

По подходу к  ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.

 

По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.

 

По категории  обучаемых: все категории, без селекции.

 

Целевые ориентации

 

•        Воспитание призвано сформировать целостную  личность:

 

•        стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);

 

•        открытую для восприятия нового опыта;

 

•        способную на осознанный и ответственный  выбор в разнообраз ных жизненных ситуациях.

 

•        Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП).

 

•        Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

 

Концептуальные  положения

 

•  Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.

 

•  Свободное  воспитание и обучение. Все без  принуждения, без насилия: духовного  и телесного.

 

•  Свобода как  средство воспитания.

 

•  Воспитание и  обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

 

•  Ребенок в  процессе обучения сам проходит, постигает  все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.

 

•  Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств  личности.

•  Экология здоровья, культ здоровья.

 

•  Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.

 

•  Подражание как  средство обучения.

 

•  Соединение европейской  и восточной культур: учение Христа и представление о личности как  совокупности физического тела и  эфирного, астрального.

 

•  Единство развития ума, сердца и руки.

 

•  Опора на авторитет  педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).

 

•  Школа для  всех.

 

•  Единая жизнь  педагогов и учеников.

 

Особенности содержания

 

•  Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования.

 

•  Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

 

•  Межпредметные связи.

 

•  Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

 

•  Большая роль отводится трудовому воспитанию.

 

Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» : Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;

 

I: прообразы и  сказки; от образа к букве; пение,  эвритмия; вязание на спицах;

 

II: чудеса и легенды;  письмо; арифметика; флейта, рисование,  ручной труд;

 

III: сотворение мира  и Ветхий Завет; ноты, рисование  форм, вязание крючком;

 

IV: разрыв общего  и частного; дроби; европейские  мифы; орнамент, канон, вышивка;

 

V: гармония и  античность, Греция; десятичные дроби,  оркестр, работа по дереву;

 

VI: средние века, борьба добра и зла; Рим;  физика, проценты, геометрия, строгание:

 

VII: пространство  и Ренессанс; алгебра, стихи,  шитье:

 

VIII: революции, XIX век;  экономика, химия, композиторы,  работа с металлом;

 

IX: экология, технический  прогресс и нравственность, история  искусств, столярное дело:

 

X: политика, история,  общество, физика, драматургия, керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

 

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

 

Особенности методики

 

•  Педагогика отношений, а не требований.

 

•  Метод погружения, «эпохальная» методика.

 

•  Обучение без  учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

 

•  Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

 

•  Отсутствие деления  на классную и внеклассную работу.

 

•  Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН  и на этой мотивационной основе осваивает  содержание предметов (областей).

 

•  Коллективное познавательное творчество на уроке.

 

•  Обучение самостоятельности, самоконтролю.

 

•  Много игры (учеба должна приносить радость).

 

• Отрицание отметки. Позиция ученика.

 

-   Ребенок  в центре педагогической системы.

 

-   Право выбора  всего: от формы урока до  его плана.

 

-   Право ребенка  на ошибки.

 

-   Свобода  выбора.

 

-   Право на  свободный творческий поиск.

 

-   Отношения  ответственной зависимости с  коллективом. Позиция учителя.

 

-  Деятельность  учителя является приоритетом,  учитель ведет детей в течение  8 лет по всем предметам.

 

-  Учитель - старший  товарищ.

 

-  С детьми  к предмету, а не с предметом  к детям.

 

-  Не знания  давать, а давать детям жить  на уроке; совместная духовная  жизнь ученика и учителя.

 

-  Ожидание созревания  сил, заложенных природой.

 

-  Не говорить  ребенку «нет», «нельзя».

 

-  Не делать  замечаний (отсутствие выделения  слабых и сильных).

 

-  Не ставить  плохих отметок.

 

-  Не оставлять  на второй год.

 

-  Принимать ребенка  таким, какой он есть (все дети  талантливы).

 

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами  вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

 

Примечания. Современные  аналоги «Свободной педагогики».

 

В России создан и  действует «Центр вальдорфской педагогики».

 

Московская свободная  вальдорфская школа (научный руководитель А.А.Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

 

Работа не делится  на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

 

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство  деревянного домика (на уровне большой  модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

 

Школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

 

•  воспитание, как  умышленное формирование людей по известным  образцам, неплодо творно, незаконно, невозможно;

 

•  воспитание портит, а не исправляет людей;

 

•  чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно  его воспитывать, тем больше нужно  ему свободы.

 

В последний период жизни Л.Н.Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.

 

Л.Н.Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

 

В настоящее время  в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого.

Школа свободного воспитания З.М.Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты — забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика