Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа
Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особую актуальность.
Можно выделить такие задачи нравственного воспитания:
1. Последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;
2. Формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;
3. Направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;
4. Формирование нравственного обмена личности.
Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.
Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:
1. Забота о возвышении человеческого достоинства - главное в воспитании;
2. Педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;
3. Следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;
4. В природе вечный источник детского разума;
Алгоритм формирования нравственной культуры Василий Александрович представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков.
Таким образом, целью и основным результатом организации процесса нравственного воспитания, главным показателем его эффективности является формирование нравственной культуры личности.
По мнению Сухомлинского, нравственная культура личности - это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений. Он считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.
1.3 Формы
и методы нравственного
Формы, методы, приемы нравственного воспитания В.А. Сухомлинского пронизывают всю педагогическую деятельность, о которой он рассказывает в своих трудах.
Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно, исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.
Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.
Его школа являлась школой-лабораторией по разработке важнейших вопросов обучения и воспитания сельских школьников, умелому сочетанию умственного и нравственного, трудового и эстетического воспитания, формированию лучших качеств гражданина своего Отечества, пробуждению у детей чувства сострадания к другим детям, родителям, всему человечеству.
Создавая свою систему воспитания и обучения, В.А.Сухомлинский глубоко переосмысливал классическое наследие отечественных педагогов Ушинского, Толстого, Шацкого, Макаренко, следил за исследованиями в области начального обучения современных ему психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д. Б. Эльконина. В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональною сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных эмоционально-ценностных для воспитанника средств - эмоциональных стимулов.
Глава 2. Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского.
2.1. Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского.
“Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!”. Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы ”. Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Внешне биография В.А.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его, даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира
Все труды
Сухомлинского дают
2.2 Анализ книг В. А. Сухомлинского: « Сердце отдаю детям», « Рождение гражданина», «Письма к сыну»
Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Письма к сыну". Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.
Произведения написаны в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика.
У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба: их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга "Сердце отдаю детям" была первой в области педагогической науки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия "Сердце отдаю детям" и "Рождение гражданина" получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.
Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего общества. Эти проблемы возникали как следствие практической деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а в конце 60-х стали для него самостоятельным и специальным объектом анализа. Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса: педагог - воспитанник - коллектив.
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: "Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать".
Педагог должен обладать непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима нравственная культура как плоть и кровь культуры педагогической. "Важнейший источник нравственного воспитания - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ".
В книгах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" проблема нравственного воспитания занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой - те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. "Детство,- писал он,- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь". Третья составная часть процесса воспитания нравственности - коллектив - предстает в трилогии в своем непрерывном развитии.
В "школе радости" педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. В "Рождении гражданина" раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм вырастает в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых отношений. В. А. Сухомлинский утверждает, что "воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди". Выделив и обосновав важнейшие слагаемые процесса нравственного воспитания, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и навсегда установленного места: учитель - руководитель, коллектив - средство, воспитанник - объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему диалектична, как и вся педагогическая система В. А. Сухомлинского.
Информация о работе В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся