В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особую актуальность.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Можно выделить такие задачи нравственного воспитания:

1. Последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;

2. Формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;

3. Направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;

4. Формирование нравственного обмена личности.

Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.

Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

1. Забота о возвышении человеческого достоинства - главное в воспитании;

2. Педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;

3. Следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;

4. В природе вечный источник детского разума;

Алгоритм формирования нравственной культуры Василий Александрович представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков.

Таким образом, целью и основным результатом  организации процесса нравственного  воспитания, главным показателем  его эффективности является формирование нравственной культуры личности.

По мнению Сухомлинского, нравственная культура личности - это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений.  Он считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.

1.3 Формы  и методы нравственного воспитания.

Формы, методы, приемы нравственного воспитания В.А. Сухомлинского пронизывают всю  педагогическую деятельность, о которой  он рассказывает в своих трудах.

Василий Александрович  считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения  учителя и ученика. Поэтому они  должны быть внимательными, доброжелательными  и заинтересованными. Именно, исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Приоритет в  своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Его школа являлась школой-лабораторией по разработке важнейших  вопросов обучения и воспитания сельских школьников, умелому сочетанию умственного  и нравственного, трудового и эстетического воспитания, формированию лучших качеств гражданина своего Отечества, пробуждению у детей чувства сострадания к другим детям, родителям, всему человечеству.

Создавая свою систему воспитания и обучения, В.А.Сухомлинский глубоко переосмысливал классическое наследие отечественных педагогов Ушинского, Толстого, Шацкого, Макаренко, следил за исследованиями в области начального обучения современных ему психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д. Б. Эльконина. В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональною сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных эмоционально-ценностных для воспитанника средств - эмоциональных стимулов.

 

Глава 2. Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского.

 

2.1. Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского.

“Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!”. Эти слова одного из самых замечательных  педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом  ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы ”. Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского  с каждым годом привлекает все  более пристальное внимание мировой  научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и  за рубежом. И это не случайно. Разработанная  им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Внешне биография В.А.Сухомлинского  мало чем отличается от биографий  многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А.Сухомлинского.

Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и  работает преподавателем украинского  языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его, даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как  и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира

 Все труды  Сухомлинского дают убедительное  представление не только о  разносторонности его педагогических подходов, но и о цельности всего его педагогического мышления.

2.2 Анализ  книг В. А. Сухомлинского: «  Сердце отдаю детям», « Рождение гражданина», «Письма к сыну»

Сегодня,   когда  творчество  В.  А.   Сухомлинского  приобрело   черты завершенного  и  логического  целого, особенно отчетливо  видно значение его книг  "Сердце  отдаю  детям",  "Рождение   гражданина", "Письма   к  сыну". Названные произведения  тематически   связаны между собой   и составляют своеобразную  трилогию,  в  которой  автор   поднимает  актуальные  проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

  Произведения написаны  в последний   период  жизни  Василия Александровича,  эти  книги принадлежат  к  главным,  во  многих  отношениях программным  его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической  системе  Сухомлинского,  и о его  личности  как теоретика  и педагога-практика.

У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба: их  сразу  оценили  как заметное  явление  педагогической мысли.  Книга "Сердце отдаю детям"  была первой в области педагогической  науки  работой, отмеченной  Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия "Сердце  отдаю детям"  и   "Рождение   гражданина"  получила   в  1973  г.   первую  премию Педагогического общества УССР.

Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших  в  трилогию, позволяет нам  понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего общества.   Эти   проблемы   возникали   как   следствие практической  деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а в конце 60-х стали  для него  самостоятельным  и  специальным  объектом анализа. Глубокое осмысление  педагогической практики,  актуальных задач  школы,  потребностей общественного развития  приводит педагога к собственному пониманию  процесса воспитания  и  его слагаемых.  Сухомлинский  выделяет  три  составные  части воспитательного процесса: педагог - воспитанник - коллектив.

Василий Александрович  предъявлял  очень высокие требования  к личности педагога как  руководителя и организатора  учебно-воспитательного  процесса: "Мы должны быть для  подростков примером богатства духовной жизни; лишь  при этом условии  мы  имеем моральное право воспитывать".

Педагог должен обладать непререкаемым авторитетом. Под   авторитетом  Василий  Александрович понимал  не  возвышение,  отгораживание  от  детей  эрудицией,  требованиями беспрекословного  послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного  общения учителя  и  ребенка, без взаимного  проникновения  в  мир  мыслей,  чувств,  переживаний  друг  друга немыслима нравственная культура как плоть  и кровь культуры педагогической. "Важнейший   источник нравственного  воспитания - это   многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник,  но и  друг, товарищ".

  В  книгах "Сердце отдаю  детям", "Рождение  гражданина" и "Письма  к  сыну"  проблема нравственного воспитания занимает центральное  место.  Решая   ее,  Сухомлинский   исходил  из   необходимости учитывать,  с одной стороны, своеобразие  развития  каждой  индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой - те  социально-общественные  отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья,  улица,  друзья, труд,  т. е. его  микросреда). Воспитанник в понимании  Сухомлинского  -  это  активный, самодеятельный  индивид, который живет  полнокровной и  интересной  жизнью.  "Детство,-  писал он,- важнейший период  человеческой  жизни,  не  подготовка к будущей  жизни, а  настоящая, яркая, самобытная,  неповторимая жизнь". Третья  составная  часть процесса воспитания нравственности - коллектив -  предстает   в трилогии   в своем непрерывном  развитии.

В "школе радости" педагог создает  коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный   одной   целью,   близкой  и  понятной  каждому.  В  "Рождении гражданина"   раскрываются  принципы  формирования   коллектива  подростков, рассматриваются главные  направления его развития. Коллективизм вырастает  в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых отношений. В. А. Сухомлинский  утверждает, что  "воспитывающая сила  коллектива начинается  с того,  что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек,  что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут   люди". Выделив   и   обосновав  важнейшие   слагаемые процесса нравственного воспитания, Сухомлинский, однако, не отводит им  раз и навсегда установленного места: учитель - руководитель, коллектив - средство, воспитанник - объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему  диалектична,   как  и   вся   педагогическая  система В. А. Сухомлинского.

Информация о работе В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся