Проблема подготовки
современного учителя — одна из
важнейших социально-педагогических
проблем. Разрабатывая педагогику как
науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил
проблеме учителя и системе его подготовки.
Взгляды по этому вопросу изложены им
в целом ряде работ. В самом начале своей
педагогической деятельности К. Д. Ушинский
в ряде статей показывает, что “самый
существенный недостаток в деле русского
народного просвещения есть недостаток
хороших наставников, специально подготовленных
к исполнению своих обязанностей” Понятие
“народный учитель” в профессиональном
смысле отсутствовало, поскольку не существовало
и народной школы как типа массового учебного
заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных
неродных школ работали дьячки, пономари,
отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие
достаточного общего и тем более педагогического
образования.В статье “О пользе педагогической
литературы” (1857) К, Д. Ушинский делает
попытку поднять авторитет учителя, показать
его огромную общественную роль. В ней
был представлен яркий образ народного
учителя и сформулированы основные требования
к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил
мысль о том, что учитель — самый важный
элемент в педагогическом процессе: “...влияние
личности воспитателя на молодую душу
составляет ту воспитательную силу, которую
нельзя заменить ни учебниками, ни моральными
сентенциями, ни системой наказаний и
поощрений”.В этой же статье К. Д. Ушинский
дает яркую характеристику общественного
значения народного учителя: “Воспитатель,
стоящий в уровень с современным ходом
воспитания, чувствует себя... посредником
между всем, что было благородного и высокого
в прошедшей истории людей, и поколением
новым, хранителем святых заветов людей,
боровшихся за истину и за благо. Он чувствует
себя живым звеном между прошедшим и будущим,
могучим ратоборцем истины и добра, и сознает,
что его дело, скромное по наружности,—
одно из величайших дел истории, что на
этом деле зиждутся царства и им живут
целые пополнения”.Высокое общественное
значение учителя определяет, по мнению
Ушинского, серьезные требования к нему.
Одним из важнейших качеств, которым должен
обладать учитель, является убеждение;_У_читель
обязан воспитать у своих воспитанников
определенные взгляды, а это возможно
лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение.
“Главнейшая дорога человеческого воспитания
есть убеждение, а на убеждение можно только
действовать убеждением”. Убеждения учителя
нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем,
никакими программно-методическими указаниями.
Учитель, лишенный твердых убеждений,
превращается в слепого исполнителя чужих
инструкций.Во многих своих работах К.
Д. Ушинский высказывает твердое убеждение
в том, что одним из важнейших качеств
учителя являются знания, и не только преподаваемого
предмета, но и специально педагогические.
Природные воспитательные таланты, которые
сами прокладывают себе дорогу, встречаются
редко, “знание и умение преподавать и
действовать преподаванием на умственное
и нравственное развитие детей могут быть
сообщены молодым людям, и не обладающим
особенными способностями”. Ушинский
разработал вопрос о различных формах
и содержании специальной подготовки
учителя. Учитель должен обладать разнообразными,
ясными, точными и определенными знаниями
по тем наукам, которые он будет преподавать.
Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский,
необходимо всестороннее широкое образование.Подчеркивая
важность педагогической направленности
преподавания наук в учительской семинарии,
Ушинский вместе с тем придавал большое
значение специальной педагогической
и методической подготовке учителя. Учитель
должен получить такие специальные педагогические
знания, которые бы помогли ему ясно и
четкое определить цель воспитания и ясно
руководить процессом воспитания на всех
его этапах. Специальные педагогические
знания нужны учителю также для развития
умственных способностей детей и привлечения
их активного внимания. Однако одних теоретических
знаний учителю недостаточно, необходимо
еще овладеть практическим искусством
преподавания, получить навыки в педагогической
работе. Эти навыки строятся на научных
основах, но все же это есть нечто особое,
приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему
народному учителю следует сообщить целый
ряд педагогических навыков, необходимых
в работе. Так, учитель должен научиться
красиво и правильно писать, рисовать,
чертить, читать ясно и выразительно и,
если возможно, даже петь.Перед педагогическими
факультетами К. Д. Ушинский ставил три
задачи: 1) разработка наук, всесторонне
изучающих человека “со специальным приложением
к искусству воспитания”; 2) -подготовка
широко образованных педагогов; 3) распространение
среди учителей и общественности педагогических
знаний и убеждений. Наряду с выполнением
этих задач педагогические факультеты
должны обеспечивать высококвалифицированными
кадрами учительские институты и семинарии.Разрабатывая
проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский
рассматривает роль женщины в воспитании
и обучении детей. Он выступил в защиту
женщин-учительниц, которые, по его мнению,
могут быть “не только отличными учительницами
в младших классах, но и образцовыми преподавательницами
в классах высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, каковы, например, химия,
физика, высшая геометрия и т. д.”.Ушинский
подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться
полученными знаниями. Очень важно развить
в учителе способность и готовность к
постоянному расширению своего научного
и педагогического кругозора. Учитель
учит успешно до тех пор, пока учится сам.
При всем разнообразии и многоплановости
взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его
подготовку проникнуты большой любовью
к народному учителю и его благородному
труду. Ушинский высоко поднял общественное
значение учителя, разработал систему
его научной и педагогической подготовки.
Значительную часть своих работ он посвятил
именно народному учителю. Его понимание
проблемы народного учителя было прогрессивным
в свое время и теперь остается созвучным
нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют
свою творческую силу, зовут к новому научному
поиску, они действенны в руках нынешних
педагогов. Во всей системе педагогической
подготовки, учителей плодотворно используется
прогрессивное наследие великого русского
педагога.