Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа
С учетом вышеизложенного цель курсовой работы раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
Введение…………………………………………………………….....................3
Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского……………..5
Биография К.Д.Ушинского…………………………………………………...5
Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д.Ушинского……………………………………………………………….11
Глава 2. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д.Ушинского ………………………………………………………………….22
2.1 Труд и родной язык как основа и средство воспитания…………………..22
2.2 Соотношение начальной школы и принципа народности………………...27
Заключение ………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Обязательному обучению Ушинский придавал большое значение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной школы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети земских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлющих талантов, хранящихся в нём.
К. Д. Ушинский уделял
Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков, а в изучении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий». Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.
Идея народности у К. Д.
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.
Вопрос о положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушинского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.
В первой главе книги мы уже говорили о преобразовательной деятельности К. Д. Ушинского в Смольном институте, но там решался вопрос об образовании девушек-аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положения женщины в самом обществе. Сами общественные условия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, основной принцип женского общественного воспитания и образования, то скорее всего в общественном положении женщины... Это новейшая идея, которую в отличие от прежних... мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в историческом развитии народа. Идея эта нигде не высказана вполне, но начинает уже более или менее проглядывать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями». [1]
К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно ответственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества».
К.Д. Ушинский резко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом и народом проложена непроходимая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно благодаря неправильно, антинационально поставленному женскому образованию. «Жена — мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с любовью, говорящая по-французски, усвоившая все изящество французских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечто грубое и необразованное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспитание за границей. То если были даже высоко поставлены, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник». [1]
Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей. К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейских государств женщины были лишены возможности получения высшего образования, а среднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образования в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того периода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.
Таким образом, мы можем из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
1) Принцип народности воспитания лежал в основе учения К. Д. Ушинского о родном языке как центральном предмете школьного образования.
2) Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три цели: развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и объяснение им «логики этого языка, т. е. грамматических законов в их логической системе». Эти три цели, замечал Ушинский, «достигаются не одна после другой, но совместно» [5, 333]. Чтобы вполне уяснить способы и средства их достижения, педагог должен «прежде понять, хорошо, что такое язык народа, которому мы хотим учить» [5, 344].
3)
К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек
развивается и формируется в трудовой
деятельности. Труд в его учении выступал
как основа, средство и цель человеческого
существования, как источник нравственного,
умственного и физического совершенствования
человека.
Заключение
Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности» В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.Имя Ушинского являлось знаменем передовых педагогов не только русского, но и украинского, грузинского, азербайджанского, армянского и других народов России в их борьбе против господствовавшей системы образования и воспитания, за построение новой народной школы. Однако в условиях самодержавной России идеи великого русского педагога не могли быть реализованы. «Более половины из сказанного им,— констатировал в 1916 г. один из деятелей народного образования,— не использовано русскою школою»[8].
Педагогические идеи К. Д.
Он внес ценнейший вклад
развитие мировой
Многие педагогические
Список
используемой литературы
1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.
2. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Чел., 2004.
3.
Занков Л.В. Обучение и
4.
Замостьянов А. Время К.Д.
5. История педагогики/ Под ред. Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой , Н.А. Константинова. – М.: Просвещение, 1982.
6. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – Тбил., 1974.
7. Л.Н. Модзалевский. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти
К.Д.Ушинского». - СПб.,1869. - 162 с.
8. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. – Минск, 1974.
9. Радугин А. А Психология и педагогика,- Москва "Центр", 1999.
10. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. 2004 № 4 – с.56-58
11. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII. – M. 1960.
12. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 окт. 1999г. - Челябинск, 2000.
13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8.- М. 1950.
Информация о работе Ушинский К.Д. – основоположник русской национальной системы воспитания