Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:33, практическая работа
Вначале была проанализирована деятельность педагогов по развитию у детей навыков связной речи, в результате чего выявлены определенные недостатки. Подход педагогов к планированию работы был в значительной мере поверхностным. Занятия по развитию связной речи в соответствии с методическими рекомендациями проводились 1 раз в неделю, а распределение их в течение месяца было чисто механическим: 1-е занятие — пересказывание, 2-е — рассказывание из личного опыта, 3-е — рассказ по картине, 4-е — творческое.
[ 58 I
Организация педагогического
процесса
2006, № 8
№ 8, 2006
Организация педагогического
процесса
|
|
|
3. Учить воспитателей
оценивать обучающую и речевую плотности
занятия.
4. Учить воспитателей использовать все приемы при планировании хода занятия для решения поставленных программных задач |
Анализ приемов,
способствующих повышению обучающей
и речевой плотности занятий.
Дать перечень всех приемов по рассказу. Проработать к 2—3 занятиям по программному содержанию приемы из перечня с учетом повышения речевой и обучающей плотности занятия |
Окончание табл.
Семинарские занятия проводились в течение двух месяцев 1 раз в неделю, чтобы у воспитателей было время выполнить практическое задание для последующего обсуждения. Для активизации внимания и лучшего усвоения темы широко использовались наглядные материалы, организовывались деловые игры.
В результате проведенных семинаров воспитатели осознали значение работы по развитию связной речи у детей, необходимость серьезной подготовки к ней, поняли, какие требования будет предъявлять руководство детского сада к качеству их работы, перенесли часть приемов для индивидуальной работы с детьми в течение дня.
Однако
воспитатели, получившие определенные
знания и навыки на семинарах, не могли
их применить в полном объеме, поскольку
по-прежнему испытывали дефицит времени
для индивидуальной работы с детьми. Поэтому
коллектив воспитателей пришел к общему
решению, что необходим педагог-пред-
метник, т.е. воспитатель, который бы занимался только развитием связной речи у детей. Для этого нужно было найти ставку.
Дополнительных штатов и финансирования не было, поэтому пришлось более рационально распорядиться теми штатами, которые утверждены для нашего детского сада в управлении образования города.
Детский сад с июня 1994 г. перевели на 10,5-часовой рабочий день. Для работы по такому режиму на одну группу предусматривается по штатам 1,55 единиц воспитателя. В часах это составляет 11,6 ч.
Реально группа работает 10,5 ч, значит, два воспитателя работают по 5,58 ч по такому графику: 1-я смена с 7.00 до 12.35; 2-я смена с 11.55 до 17.30.
Следовательно,
с 11.55 до 12.35, т.е. 40 мин, воспитатели на
группе работают вместе. В этот период
осуществляются только режимные процессы,
а не обучение детей, поэтому решили использовать
время
более рационально. Для работы на полную ставку каждому воспитателю необходимо работать по 7,2 ч ежедневно. Но, исходя из режима работы детского сада, это невозможно обеспечить, так как график работы воспитателей в группах предполагал бы работу в две смены по 2—3 дня в неделю. Такой вариант обсуждался в коллективе и многих воспитателей не устроил, поэтому воспитатели написали заявление о работе на 0,73 ставки, т.е. по 5 ч 15 мин ежедневно. Исходя из этого, мы получили возможность изменить график работы воспитателей. Теперь он выглядел так: 1-я смена с 7.00 до 12.15; 2-я смена с 12.15 до 17.30.
В детском саду 10 групп. Для работы по такому графику необходимо 0,73 х 2 х 10 = 14,6 ставки. По штатному расписанию на это отводится 1,55 х 10 = 15,5 ставки воспитателя. Таким образом, сэкономили 0,9 ставки. Для работы по индивидуальному развитию связной речи нам достаточно 0,81 ставки.
Ежедневно
педагог по развитию связной речи должен
был работать по 5 ч 50 мин. За неделю нагрузка
составляла 29 ч 10 мин. Определяя объем
работы, исходили из времени, необходимого
для каждого ребенка. Допустим, если каждому
ребенку уделяется 15 мин, тогда на группу
из 20 человек необходимо затратить 5 ч.
Оставшиеся 50 мин затрачиваются на смену
детей, планирование работы, учет, подготовку
к следующему рабочему дню. В день пе-
дагог может поработать с детьми только одной группы. Для полной недельной нагрузки было решено поручить ему работу в пяти группах — двух подготовительных и трех старших.
Таким образом, педагог по развитию связной речи с каждым ребенком должен был заниматься еженедельно, что соответствовало методическим рекомендациям к программе для старших и подготовительных групп, где из трех занятий в неделю по ознакомлению с окружающим и развитию речи только одно занятие отводилось развитию связной речи.
Выделив ставку, необходимо было разработать квалификационную характеристику инструкции для педагога по развитию связной речи.
Квалификационная
характеристика педагога
по развитию связной
речи детей
Должностные обязанности:
Организация педагогического процесса 2006, № 8
планировать воспитательно-об
разовательную работу с учетом
перспективы развития каждого
ребенка;
—консультировать воспитателей по вопросам развития речи;
—информировать родителей об уровне развития речевых умений у детей;
— рационально использовать
рабо
чее время, соблюдать трудовую
дисциплину.
—участвовать во всех мероприятиях детского сада. Педагог по развитию связной речи должен знать: дошкольную педагогику и психологию; программу воспитания; содержание и методику развития связной речи и воспитательно-образовательной работы; правила охраны жизни и здоровья детей.
Квалификационные требования: высшее или среднее специальное образование.
Квалификационную характеристику обсудили на педагогическом совете и утвердили у заведующего управлением образования администрации города.
Для
проведения индивидуальных занятий по
развитию связной речи у детей необходимо
было выделить помещение. Сна-
чала занятия проводили в спальных комнатах, а в дальнейшем после капитального ремонта и небольшой реконструкции была выделена специальная комната, оборудованная как театральная студия.
Особенно внимательно отнеслись к подбору педагога по развитию связной речи. Необходим был воспитатель с эмоциональной речью, достаточным стажем работы со старшими дошкольниками, требовательный к себе и детям, умеющий располагать ребенка к общению, стремящийся использовать в работе достижения педагогической науки, проявляющий интерес к данному виду деятельности. И таким педагогом оказалась Н.В. Денисова.
После
такой предварительной
формировать воспитателей и родителей о достижениях детей. Предложенная форма работы получила одобрение, текущие вопросы по согласованию деятельности воспитателей решались в рабочем порядке.
После выполнения задач второго блока приступили к решению задач третьего блока.
В первую очередь нужно было помочь педагогу по развитию связной речи в работе над программами и перспективным планированием.
Для этого прежде всего выделили основные задачи по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1986) и «Детство» (СПб., 1995), взяв необходимые для нашей работы, а их дополнили более конкретными задачами из программы для старшей и подготовительной групп, которые в дальнейшем можно было еще детализировать.
Следующий
этап — обследование связной речи детей.
Определив требования к рассказам детей
старшего дошкольного возраста, педагог
по развитию речи проанализировала умения
каждого ребенка. Обследование показало,
что умения детей старших и подготовительных
групп к началу учебного года находятся
примерно на одном уровне. Поэтому было
решено планировать работу по одним программным
задачам с учетом особенностей каждого
возраста, чтобы хорошо подготовить к
обучению к школе детей подготовительной группы и повысить умение детей старших групп составлять рассказ.
Выявленный уровень развития речи детей в старших и подготовительных группах сопоставили с программными требованиями, что позволило обосновать выбор задач, уточнить их и максимально приблизить разрабатываемую программу к условиям ее реализации.
После предварительной работы на педагогическом совете была организована защита разработанной программы и она была утверждена.
Много сложностей возникло при разработке четкого графика работы педагога по развитию связной речи у детей на каждый день. Главная цель — создание условий для индивидуального обучения. Но при индивидуальной работе дети не слышат лучшие рассказы товарищей, не чувствуют себя рассказчиками в центре внимания. Поэтому были разработаны варианты графиков, в которых определялось время общих занятий, занятий парами, подгруппами, выделялось время на предварительную работу с детьми другой группы (за день, два) для подготовки к следующему занятию. После обсуждения пришли к выводу, что индивидуальное обучение не самоцель, а главное — качество и результат в формировании умений и навыков у детей, что некоторые задачи оптимально
*д|| № 8, 2006 Организация педагогического процесса I 63
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ
Гордеева В.А., заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ «Улыбка», г. Ноябрьск ЯНАО
Организация педагогического процесса 2006, № 8 jg
решать с подгруппой, другие — с парами, третьи — фронтально. При этом не нарушается принцип индивидуального подхода, так как каждый ребенок по-прежнему упражнялся в составлении рассказов, получая индивидуальную помощь и оценку. Поэтому педагогу дали возможность организовывать работу любой формы — от индивидуальной до фронтальной, а значит, график ее должен изменяться.
При таком графике работы педагога по развитию связной речи, естественно, необходим контроль за его деятельностью. В этих условиях эффективным оказался предупредительный контроль за оптимальностью выбора форм организации занятий и приемов работы. Осуществлению контроля помогла и предварительная работа по планированию. По перспективному плану известно, когда и какое занятие запланировано, каково его содержание. Если необходимо проверить процесс обучения, для контроля руководителем выбирается занятие с задачами по обучению, если цель контроля — результат, качество умений и навыков детей, выбираются итоговые занятия по закреплению и уточнению знаний. Нужно подчеркнуть, что важен не сам контроль как таковой, а формирование у педагога умения контролировать и учитывать результат своей деятельности.
Такая
организация индивидуального обучения
связной речи приве-
ла к изменениям в деятельности детей, воспитателей, руководителя. В деятельности детей произошли следующие изменения: —у каждого ребенка появилась дополнительная возможность получать опыт общения со взрослым, учиться не боясь высказывать свои мысли;
— каждый ребенок
стал активным
участником занятия, а не пассив
ным слушателем, поскольку по
лучает необходимую помощь,
оценку, одобрение;
—дети успешно и легко усваивают даже более сложный программный материал без переутомления, увеличения учебного времени;
—у детей появился интерес к речевому творчеству. Педагог по развитию связной
речи:
—стал более рационально использовать свое рабочее время и учебное время каждого ребенка, повысил качество обучения;
— научился осознанно
строить мо
дель обучения, стал автором сво
его педагогического процесса,
что повысило его самооценку,
уверенность в своих возможно
стях.
У руководителя изменился взгляд на процесс управления качеством воспитательно-образовательной работы в детском саду.
В конечном
итоге все это повысило имидж
детского сада, его конкурентоспособность.
Сохранение и укрепление здоровья детей — основная цель нашего ДОУ, расположенного в районе Крайнего Севера. Коллектив ДОУ большое внимание уделяет укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и в соответствии с этим решает задачи воспитательно-образовательной работы.
В настоящее время в ДОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми от 1,5 до 7 лет (приложение 1).
При внедрении новой формы работы — оздоровительно-игрового «часа», учитывались: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений, ярко выраженная тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и ее снижению в осенне-зимний период (приложение 2).
Основным
приемом организации такого «часа»
для малышей явля-
ется «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 1,5 до 2 лет — 8 мин, с 2 до 3 лет — 8—10 мин. Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.
Другой
формой физического развития детей
от 3 до 7 лет стал «час»
двигательного творчества,
когда они имеют возможность сами выбрать
вид двигательной деятельности, спортивный
инвентарь, партнера и т.д., другими словами,
дети могут почувствовать себя хозяевами
в спортивном зале, освоить его пространство.
Отсутствие внешней регламентации по-
\
Информация о работе Управление эколого-педагогическим процессом в ДОУ