Управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Требования к профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений объективно определяются прогрессивными тенденциями в развитии дошкольного образования, обусловленных социально-экономическими, социокультурными изменениями в Российском обществе, а также новыми представлениями об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников, предполагающих иную профессионально-педагогическую позицию воспитателя.

Работа содержит 1 файл

Управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической функции руководства современным дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования.

На кафедре  дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области для руководителей дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены различные учебные занятия, служащие основой образовательных программ разной направленности повышения квалификации данной категории управленческих кадров.

В рамках проблемы успешности профессионального  становления современного управленца ДОУ в системе повышения квалификации. В экспериментальной работе научного исследования нами разработано вариативное содержание образовательной программы для управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями психокоррекционного воздействия на специалистов данной категории в процессе обучения в системе повышения квалификации.

Стремление  управленцев ДОУ совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое  действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении.

Результаты  проведенного нами исследования позволяют  рассматривать эффективность разработанных  и апробированных нами в системе  повышения квалификации методов  изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления. Одновременно с этим, предлагаемые обучающие занятия носили тренинговый характер отработки личностных и деловых качеств руководителя дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь, от преподавателя, требовалось владение психотехник проведения занятий в режиме интерактива. Мы использовали методические приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", т.к. в ней задается творческий уровень усвоения проблемного материала с ориентацией на личностное развитие взрослых обучающихся.

Приведем  пример авторской разработки учебных  занятий учебного раздела "Психология и современность" образовательной программы "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений". Эти материалы, как и прочие, используемые автором в курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе ИПК г. Тула, слушатели групп повышения квалификации управленческих кадров ДОУ получают в виде методических рекомендаций для самостоятельной подготовки к учебным занятиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Тенденции развития профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений. Управленческие функции руководителя ДОУ. Анализ опыта работы руководителя ДОУ №237 г.Челябинска. Организация работы с педагогическим коллективом.

Оглавление  

Введение 3 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5 
1.1. Тенденции развития профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений 5 
1.2. Управленческие функции руководителя ДОУ 11 
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18 
2.1. Анализ опыта работы руководителя ДОУ №237 г.Челябинска 18 
2.2. Организация работы с педагогическим коллективом 24 
Заключение 27 
Список использованной литературы 29 
 

...

Требования к  профессиональной компетентности руководителей  дошкольных образовательных учреждений объективно определяются прогрессивными тенденциями в развитии дошкольного образования, обусловленных социально-экономическими, социокультурными изменениями в Российском обществе, а также новыми представлениями об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников, предполагающих иную профессионально-педагогическую позицию воспитателя. 
В педагогической, психологической и социологической литературе обсуждаются различные аспекты управленческой деятельности в образовании. Исследованием закономерностей педагогического управления занимались Ю.К.Бабанский, Ю.В.Васильев, М.И.Кондаков, Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова и др. 
В.Г.Афанасьев, Л.А.Буева, В.П.Симонов рассматривали педагогическое управление как разновидность социального управления. В.В.Карпичев, А.Г.Киселев, Ю.Г.Красовский, И.Д.Ладанов, Н.П.Лукашевич, A.M.Смолкин изучают вопросы формирования личности руководителя нового типа. 
Совершенствованию управленческих умений руководителей образовательных учреждений, в том числе ДОУ, посвящены работы О.Ю.Бараевой, Л.Бондаренко, Н.С.Анциперовой и Л.К.Гребенкиной, М.Л.Левицкого и Т.Н.Шевченко, Э.В.Литвиненко, В.И.Зверевой, Н.Н.Лященко и Л.В.Поздняк. 
Среди работ по системному описанию управленческой деятельности в образовании интерес вызывают исследования по управленческому профессионализму, компетентности и технологии управления профессиональным развитием руководителя Б.С.Гершунского, А.Г.Гостева, В.И.Загвязинского, Э.Ф.Зеера, Ф.Н.Клюева, Л.М.Кустова и С.В.Шутюка, Л.М.Митиной, Ю.А.Конаржевского, B.C.Лазарева и М.М.Поташника. 
Управление ДОУ и содержание управленческой деятельности руководителя рассмотрены в работах К.Ю.Белой, Т.А.Данилиной, Л.С.Киселевой, Т.А.Лагоды, В.И.Маслова, Э.М.Никитина, Е.П.Тонконогой, П.И.Третьякова, Л.И.Фалюшиной. 
Проведенный анализ монографических исследований, посвященных личности и деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, изучение материалов по истории педагогики и образования также свидетельствуют о том, что руководитель ДОУ рассматривается, как правило, в качестве инструмента для принятия управленческих решений, и обязанность руководителя - нести ответственность за конечный результат деятельности учреждения. 
Цель работы - рассмотреть сущность управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. 
Объект исследования - управленческая деятельность. 
Предмет исследования - особенности управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения 
Задачи работы: 
1. рассмотреть тенденции развития профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений; 
2. выделить управленческие функции руководителя ДОУ; 
3. проанализировать опыт работы руководителя детского сада. 
Теоретико-методологической основой являются исследования по управлению дошкольным образовательным учреждением и определению содержания деятельности руководителя образовательного учреждения (К.Ю.Белая, Ю.В.Васильев, М.И.Кондаков, Ю.А.Конаржевский, М.Н.Скаткин, П.И.Третьяков, Л.И.Фалюшина, Т.И.Шамова). 
 ... 

Центральным звеном российской системы образования  является организация управления, способного повысить конкурентоспособность отечественного образования. Это осуществляется посредством  создания и функционирования, взаимодействия органов управления образованием, распределения прав и обязанностей. 
Ключевой фигурой процесса управления образованием является руководитель образовательного учреждения. Профессиональная деятельность руководителя - одна из наиболее содержательных видов деятельности. 
Педагогические исследования по управлению образованием, проводимые и опубликованные в настоящее время, можно разделить на две группы: 
1) в области анализа свойств личности и создания профессиограмм руководителя образовательного учреждения; 
2) в области выявленных современных проблем управления образовательного учреждения. 
В условиях модернизации образования должно происходить освоение руководителем образовательного учреждения новых социально значимых ролей, профессионально-функциональных знаний и управленческих навыков, развитие профессиональной культуры и личности самого руководителя. 
Все более остро ощущается потребность в высококвалифицированных и мобильных управленческих кадрах, успешно реализующихся в новых социально-экономических и социально-профессиональных условиях. Это требует существенных изменений, как в деятельности самого руководителя образовательного учреждения, так и в системе подготовки управленческого персонала с целью профессионального отбора, адаптации, закрепления и формирования резерва, повышения квалификации в соответствии с особенностями управленческого труда.

...

Давно признается тот факт, что управленческие возможности  являются ключевым фактором, способствующим развитию или сдерживающим эволюционные процессы внутри организации. Умения (или неумения) руководителей обладают свойством «корпоративного резонанса», но в отличие от физического резонанса он распространяется по компании по мере удаления от источника не с затуханием, а, наоборот, с усилением. Исследования последних лет доказывают, что именно управленческая компетентность руководителя является тем основным фактором, который определяет результаты деятельности вообще и степень старания в частности 80% его подчиненных. 
Компетентность работников управления образованием, является на рубеже XX-XXI вв. постоянным объектом исследования в отечественной педагогике. Современный руководитель образовательного учреждения должен быть компетентен в различных направлениях: системе работы с кадрами, методах и средствах управления, области знаний по проектированию и рационализации структуры и технологии процессов управления и т.д. 
Под компетентностью работников управления образованием понимаются не только знания, но и умение работать (Т.И.Шамова); совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе (Л.И.Панарин). 
Каждому руководителю ежедневно приходится решать множество управленческих задач. В литературе выделяются разные управленческие функции руководителя. А.Файоль выделял пять основных управленческих функций: техническую (собственно производство), коммерческую (закупка, продажа, обмен), финансовую (поиск капитала, эффективность его использования), учет (бухгалтерская деятельность, статистика), обеспечение безопасности (сохранность собственности и персонала), администрирование (предвидение, организация, руководство, координация и контроль). 
 ...

Детский сад  №237 г. Челябинска был открыт в 1984 году. Уникальность ДОУ складывалась на протяжении ряда лет и получила признание после прохождения процедур аттестации и аккредитации - как центр развития ребенка детский сад 1 категории в 2000 году. В 2004 году подтвердил свой статус при проведении очередной аттестации. 
Общая площадь ДОУ - 0,58 га, площадь озеленения 0,3 га. Здание ДОУ рассчитано на 6 групп. С 1986 года функционируют группы для детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. 
Детский сад имеет: 
- устав; 
- правила внутреннего трудового распорядка, 
- лицензию; 
- коллективный договор; 
- договор с учредителем; 
- свидетельство о регистрации; 
- должностные инструкции; 
- штатное расписание 
- книгу приказов; 
- локальные акты. 
ДОУ является звеном муниципальной системы образования, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции их развития. 
Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.  
Педагогическую деятельность осуществляют 16 педагогов. Из них: логопед, инструктор воспитанию, руководитель музыкального воспитания, педагог-психолог. 
Руководит коллективом директор высшей квалификационной категории Глушенко А.А., стаж работы 35 лет, имеющая высшее педагогическое образование. 
В ДОУ работают специалисты высокой квалификации: 6 педагогов с высшим педагогическим образованием, 8 - с I квалификационной категорией, 2 - со II квалификационной категорией. 
Учреждение постоянно работает над углублением материально-технической базы. В 2003-2004 учебном году был сделан капитальный и косметический ремонт: заменен водопровод, частично обновлены фасад здания, игровые площадки. Уложена тротуарная плитка, методический кабинет и групповые комнаты, приобретены компьютер, холодильник, морозильная камера, пылесос. 
ДОУ имеет музыкально-спортивный зал, оснащенный различным спортивным оборудованием и инвентарем, методический и медицинский кабинеты, кабинеты психолога и логопеда и ряд служебных помещений. На территории ДОУ находятся игровые площадки со спортивно-игровыми конструкциями, теневыми навесами, беседками, песочницами; стадион с площадкой для игры в футбол, волейбол; экологическая тропа. ДОУ оснащено необходимым техническим оборудованием: 5 телевизоров, 2 видеомагнитофона, аудиомагнитофон, музыкальный центр, проигрыватель, диапроекторы, пылесосы, 2 холодильника и холодильная камера, электроплиты. Групповые и спальные комнаты оснащены детской мебелью. Для игровой деятельности детей изготовлены мебельные гарнитуры, мягкие уголки, магазинные прилавки, оборудование для уголка природы, передвижные ширмы. Организационная среда групп включает центры ролевой игры, грамотности, науки, математики, искусства, здоровья, строительно-конструированных игр с соответствующим оснащением дидактических и игровых пособий. 
 ...

Ключевой фигурой  процесса управления образованием является руководитель образовательного учреждения. Профессиональная деятельность руководителя - одна из наиболее содержательных видов деятельности. 
Вопросами управления отечественной системой образования и образовательными учреждениями занимаются такие ученые, как К.Ю. Белая, И.Я. Вазина, Ю.А. Конаржевский, Ф.Н. Клюев, Л.М. Кустов, Л.В. Поздняк, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, СВ. Шутюк, Л.И. Фалюшина и др. 
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности руководителей ДОУ. Однако отсутствие мер по поддержке и профессиональной переподготовке руководящих кадров привело к оттоку квалифицированных специалистов из государственных ДОУ в другие сферы деятельности. 
Одновременно в систему управления ДОУ приходят кадры, не имеющие педагогического или управленческого образования. Это ведет к снижению уровня профессиональной компетентности руководителей. 
В связи с этим должна гибко измениться система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей ДОУ с целью роста их профессионализма и компетентности. 
Управление деятельностью дошкольного образования имеет свою специфику. 
Функции управления определяются следующим образом: 
- планирование, как элемент общей функции принятия решения; 
- организация, то есть обеспечение выполнения плана; 
- контроль, то есть установление фактов соответствия функционирования системы принятым решениям и определенной организованности. Выявляя факты в процессе контроля, руководитель определяет пути коррегирования, регулирования воздействия на объект; 
регулирование,
- корректирование, т.е. обеспечение функционирования системы, сохранение организованного порядка путей принятия оперативных решений; 
- педагогический анализ, полученный в ходе контроля информации, на основе которого составляется будущий план. 
Управленческую деятельность руководителя ДОУ можно считать системной и результативной, если она обеспечена всесторонней информацией о состоянии работы в каждом подразделении, то есть процесс управления требует постоянной обратной связи. 
Задача директора состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции. 
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. 

 

 

Социально-экономические  перемены общественной жизни нашей  страны внесли соответствующие изменения  и в российскую систему дошкольного  образования, ставшей многофункциональной  по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.

Социально-психологические  проблемы руководства современным  дошкольным образовательным учреждением  функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку  в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции управления.

Руководитель  несет ответственность за обеспечение  благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что  от него зависит организация и  создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного  образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.

Современному  руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним  из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления.

Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным  с выполнением социально-психологической  функции руководства современным  дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования.

На кафедре  дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования Института  повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области для руководителей дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены различные учебные занятия, служащие основой образовательных программ разной направленности повышения квалификации данной категории управленческих кадров.

В рамках проблемы успешности профессионального становления  современного управленца ДОУ в системе  повышения квалификации. В экспериментальной  работе научного исследования нами разработано  вариативное содержание образовательной  программы для управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями психокоррекционного воздействия на специалистов данной категории в процессе обучения в системе повышения квалификации.

Стремление управленцев  ДОУ совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать эффективность разработанных и апробированных нами в системе повышения квалификации методов изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления. Одновременно с этим, предлагаемые обучающие занятия носили тренинговый характер отработки личностных и деловых качеств руководителя дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь, от преподавателя, требовалось владение психотехник проведения занятий в режиме интерактива. Мы использовали методические приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", т.к. в ней задается творческий уровень усвоения проблемного материала с ориентацией на личностное развитие взрослых обучающихся.

Приведем пример авторской разработки учебных занятий  учебного раздела "Психология и современность" образовательной программы "Повышение  квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений". Эти материалы, как и прочие, используемые автором в курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе ИПК г. Тула, слушатели групп повышения квалификации управленческих кадров ДОУ получают в виде методических рекомендаций для самостоятельной подготовки к учебным занятиям.

Журнал  «Справочник руководителя дошкольного  учреждения»,  
№ 12-2005, №1-2006.

Информация о работе Управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения