Учитель исследователь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:54, автореферат

Описание работы

Анализ своей педагогической деятельности учителя-предметники представили в творческих отчётах, в которых прежде всего внедрили диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдения, тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся в период 2003-2005 г.г.

Работа содержит 1 файл

Учитель как исследователь начинает формироваться.docx

— 19.84 Кб (Скачать)

Учитель как исследователь  начинает формироваться, видимо, тогда, когда  начинается усматривать  противоречия и проблемы в своей педагогической деятельности и в  связи с этим испытывает внутренние потребности  исследовать и  решить их.

   Творческий подход к своему делу и творческие вдохновения есть тот пусковой механизм, который создаёт учителя-исследователя.

   Анализ  своей педагогической деятельности  учителя-предметники представили  в творческих отчётах, в которых прежде всего внедрили диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдения, тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся в период 2003-2005 г.г.

   Никонова  Т.Н., Заболотская Р.В., Логинова В.Н., Алексеева Г.Н., Дроздова Е.А. ознакомили со своими результатами наблюдения на заседаниях методических объединениях, состоявшихся в весенние каникулы.

   Опыт  учителей пополнил медиатеку школы, которая является центром и систематизирует новые идеи и инновационные подходы обучения в школе. 

Учитель-исследователь - научно-методические разработки, авторские  программы, учебники, публикации; 

Т. М. Мажикеев

Мудрость  питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь нуждается в проводнике, способном  предвидеть главные опасности, помогающем успешно войти в социум.

Масштабная  задача стоит перед  учительством: изнутри  трансформировать систему  образования и  через нее - все  зону воздействия  образовательной  системы общества в условиях его  устойчивого развития. Необходима внутренняя перестройка: структурная, функциональная, ценностная. Найти возможности перестройка изнутри системы образования -миссия учителей нового поколения, андрагогики и акмеологии, психологической педагогики и гуманной педагогики. Стратегическая роль учительства - проверка подлинности, их нравственно-духовных начал, где этика и нравственность - это духовный акт философии духа с ориентацией на целостные восприятие мира, целостное мышление. Учительство должно исполнить свой нравственно-этический акт.

В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель - исследователь, учитель -лидер как

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ  ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально  зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий  всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А.Назарбаев, Президент РК.)

ЗАДАЧИ, которые  должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. УЧИТЬ  новому мышлению, методам познания  и самоорганизации.

2. Уметь  подвести к двери, дать ключ  и научить ученика как участника  общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого  ученика, не сможет войти в  мир знаний.

3. Научить  участника ОП самостоятельно  рассматривать явления целостно  и в динамике.

4. Научить  учащегося самоорганизации и  показать ему реальный путь  к самореализации /по спирали/:

Я - САМОИЗУЧЕНИЕ - САМОВОСПИТАНИЕ - САМООБУЧЕНИЕ - САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - САМОРЕГУЛЯЦИЯ - САМОРАЗВИТИЕ - САМОПОЗНАНИЕ -САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. 
 

Это значит:

4.1. Показать  всепроникающий принцип подобия  в природе, мышлении. Научить искать  подобия, аналогии для новых  изучаемых явлений, углубляя и  меняя их по мере необходимости;

4.2. Научить  участника ОП использовать все  навыки и умения в процессе  познания;

4.3. Помочь  раскрыть полный потенциал ученика  и вывести его в космос творчества. Это и есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  ОРИЕНТИР на будущее, отличающийся  от задачи традиционной школы:  дать некоторый объем знаний  и методов работы по школьным  основам науки.  
 

Новая парадигма  целостного динамического образования - необходимо учителю уметь работать, используя психологические методики корректирующего /трансформирующего/ типа; владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования. 

ЗНАНИЯ, которыми необходимо владеть  УЧИТЕЛЮ НОВОЙ  ФОРМАЦИИ: 

1. знание  основ научной теории, гносеологии,  методологии;  

2. хорошее  знание предмета специализации; 

3. энергии,  которая позволит показать личную  убежденность учителя и стимулировать  творческий процесс познания. 

УМЕНИЯ, которыми должен владеть 

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ  ФОРМАЦИИ: 

1. УМЕТЬ  ЛЮБИТЬ детей - важнейший компонент  принципа гуманизма и важные  качества воспитателя, учителя;  безусловно принимать мир и человека. 

2. УВАЖАТЬ  РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - видеть в каждом  личность -необходимое качество учителя. 

3. ВЕРИТЬ  в РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - залог успеха  ОП, выражает оптимистическую линию  гуманизма. 

4. ЗНАТЬ  РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - без знания  души личности воспитание является  слепым; быть гуманным - значит быть  человековедом. 

5. ПОНИМАТЬ  РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - нужно уметь  поставить себя на его место,  увидеть мир его глазами. 

6. БЕРЕЖНО  ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ  и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ - каждая личность  имеет свой неповторимый духовный  мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды. 

7. БЕРЕЧЬ  и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО  ДОСТОИНСТВА - без этого невозможно  ни воспитание, ни самовоспитание. 

8. СТАТЬ  ДРУГОМ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как  соучастника ОП, который должен  видеть в нем друга, чувствовать  поддержку и помощь. 

/по В.  А. Сухомлинскому/. 

9. Уметь  целостно мыслить. Учитель новой  формации должен уметь трансформировать  негативные проблемы, настроения, устремления  в позитивные. Это - учитель - практический психолог. 

10. ОРИЕНТАЦИЯ  на КУЛЬТУРУ педагогического  труда - ориентация на формирование  целостного мировоззрения учителя. 

11. НЕ НАВРЕДИТЬ  здоровью, психике, стремлению к  творчеству личности. 

12. Мотивировать  целостное восприятие мира личностью. 

13. Мотивировать  позитивный выбор ученика в  ситуациях заданности и неопределенности. 

14. Работать  в биоадекватных методиках и технологиях образования. 

Важнейшая задача модернизации образования и  перехода к целостному мышлению - это  ВЗРАЩИВАНИЕ мыслящего и ищущего  учителя новой формации, способного сделать самостоятельный мировоззренческий  выбор познавательным и жизненно-практический путем ТОЛЕРЕНТНОСТИ - терпимости к  мировоззренчески противоположному взгляду, позиции через сферу культуры, иерархию ее ценностей, чтобы увидеть, узнать, понять, осознать, принять человеческое ценное. Второе - переход к целостному мышлению самого учителя. Его задача - научить детей учиться, жить в мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Учитель должен осознать и реализовать содержание образования неразрывно с формой и методом. 

Образование и культура едины в своей сущности. Едины в методах и формах своих жизненных проявлений. Методика всегда творческий акт учителя новой формации, должна быть охарактеризована. 

Она эффективна в сочетании с искусством учителя  новой формации /организаторским, ораторским, актерским, человеческим/ и не может  быть тиражирована. Это уровень искусства, где учитель - МАСТЕР взаимодействия. Зрелость учителя - это способность  устанавливать внутренний контакт с другими людьми.  

ЖИВОЙ КОНТАКТ - творит, буква - убивает.  

Методика  навсегда не может быть. Методика —  всегда творческий акт. 

ЗАДАЧА: отточить свой ум, вернуть себе свежесть и  ясность мысли. 

УЧИТЕЛЬ Новой  формации - это и УЧИТЕЛЬ - ЛИДЕР - современный гуманитарный этический  ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость. Лидер углубляет свое понимание добра и блага.  

АССЕРТИВНОСТЬ учителя - это ориентация его действий на создание условий для совершения участником ОП самостоятельного действия с изначальной ответственностью за сделанный выбор и последствия  его поступка. Обладает лидерскими качествами: 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ 

- ум и  логика, рассудительность и проницательность, оригинальность и концептуальность; 

знание дела и речевая развитость, любопытство  и познавательность; 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА - инициативность и гибкость, созидательность  и творчество; честность, смелость и  личностная целостность; самоуверенность  и уравновешенность, независимость  и. самостоятельность; настойчивость  и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность; 

ПРИОБРЕТЕННЫЕ УМЕНИЯ - умение заручаться поддержкой; умение завоевывать популярность и  престиж; такт и дипломатичность; умение брать на себя риск и ответственность; умение организовать и убеждать; умение менять себя и быть надежным; умение шутить и понимать юмор; умение разбираться  в людях. 

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ  ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ; 

1. окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, мажорное лето; 

2. он улыбнется  - радость и праздник в душах  учеников;  

3. не скрытен:  эмоции для него — педагогическое  средство; он свободен от предупреждений; 

4. он постоянен  и последователен во всех своих  деяниях; он обладает высшим  знанием и делает все хорошо. Он ничего не / забывает, ничего  не путает, никогда не ошибается; 

5. он сам  придумывает: создает и поддерживает  особые условия, особую атмосферу,  стимулирует учеников в работе; 

6. он поддерживает  коллег, и все вместе являются  единым коллективом единомышленников, выступают единым фронтом, и  нет у них различий в мнениях и ценностях. 

Учитель - живой  пример эффективности воспитания и  учения! 

СОВЕРШАЙТЕ  ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ.

Информация о работе Учитель исследователь