Учение А.С. Макаренко о коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:45, реферат

Описание работы

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов выделяет в понятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко……………...4
Глава 2. Основные положения учения А.С. Макаренко о коллективе………...7
2.1. Теоретические подходы к понятию «коллектив»…………………..7
2.2. Развитие детского коллектива……………………………………...11
2.3. Методика работы с коллективом…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Реферат по педагогике.docx

— 51.65 Кб (Скачать)

 

 

2.2. Развитие детского коллектива

Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективо- образованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для того чтобы формировать коллективы, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса. Итак, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство развитием коллектива, какие педагогические условия необходимы для оптимального развития детского воспитательного коллектива — вот актуальные для педагога вопросы.

Обратимся к данным социальной психологии о динамике развития «малой группы»  и о типах групп по степени  их развития. Согласно этим данным контактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа на остановке, до группы высокого уровня развития — коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался JI. И. Уманский, А. В. Петровский и другие ученые5.

Исследователи показали в экспериментах  и на практике, что даже за смену  в детском лагере в отряде можно  сформировать группу высокого уровня, для чего необходимо педагогическое руководство взрослых.

Проблемой развития коллектива и его  педагогическим руководством, как известно, занимался А. С. Макаренко. В педагогике широкое распространение получило его учение о стадиях развития коллектива. А. С. Макаренко дал подробную характеристику трем стадиям развития коллектива, которые выделил на основе такого признака, как требование педагога к воспитанникам. При этом требование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, будущему коллективу, воспитанникам, чтобы быть достойными гражданами страны, что не отменяет и конкретных требований в виде правил, норм отношений, занятий и пр. Он предлагает начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования.

Он всесторонне анализирует  понятие «требование», раскрывает его  сущность, содержание и способы предъявления требований как к отдельному воспитаннику, так и к коллективу класса в целом. Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, А С. Макаренко подчеркивал, что «... требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям»6. Он также уверенно заявляет, что не может быть создан коллектив, создана дисциплина без требований к личности.

Столь же важной проблемой  для воспитателя является обеспечение движения коллектива вперед. Это значит, что педагог вместе с детьми должен видеть, определять перспективы, будущие цели в жизни всей группы как социального и педагогического феномена. А..С. Макаренко называл это системой перспективных линий: близкие, средние, дальние цели. Наличие целей, планов мобилизует воспитанников, делает жизнь каждого осмысленной, содержательной, толкает к действию. Без перспективы, движения вперед коллектив умирает.

 

 

 

 

2.3. Методика работы с коллективом

Собственно, речь идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том  числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают полноценную жизнь детского воспитательного коллектива. К этим условиям и педагогическим мерам, кроме вышеназванных, А. С. Макаренко относил следующие:

  • наличие планов, дальнейших целей — «система перспективных линий»;
  • необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления;
  • наличие традиций в коллективе;
  • разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников;
  • игровое и эстетическое оформление всей жизни группы;
  • наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.

Все это стало классикой отечественной  педагогики, и обо всем этом написано в книгах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и современных специалистов по коллективному воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях педагогического руководства детским коллективом.

Несомненно, главным условием жизни  и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги, когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т. д. Дело в том, что без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел, которые всем нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы приложения сил. Главная деятельность — учебная — носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива как воздух нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее. Поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах, интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь. Вспомним главный закон воспитания, о котором говорилось выше: воспитывать — значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно, является отсутствие настоящего поля деятельности.

Вторым, не менее важным условием развития коллектива детей, школьников является самодеятельность, активность детей. Самоуправление школьников — форма организации жизни и деятельности школьников силами самих детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых. К сожалению, в школах часто самоуправление сведено к формальному минимуму: заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30—50-е гг., в эпоху сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и в последующие годы.

Подлинное самоуправление детей в  образовательном учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности, разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников — активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты, комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр. Педагоги должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не нужны для дела и не работают.

Воспитательная сила самоуправления используется в образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны: в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы демократической, общественной организации.

Отметим еще одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива — традицию. Традиции в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные, яркие дела, события в жизни учреждения. К ним относятся праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы, обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки. Традиции объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности, организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его представителя в отдельности. Каждая хорошая шкода накапливает и бережет традиции как историю, опыт и как средство воспитания.

Такова классическая теория коллектива, разработанная в отечественной педагогике. Пусть каждый сам решит для себя, способствует ли воспитание в коллективе и через коллектив в настоящих условиях России формированию и развитию сегодняшних детей и подростков. Из всего сказанного, вероятно, следует примерно такой ответ: да, коллектив, но в меру, без абсолютизации, без мысли о том, что, создав коллектив, можно решить все проблемы. Тот же великий А. С. Макаренко говорил, что в педагогике нет универсальных методов, это надо отнести и к коллективу. Дальнейшее покажет жизнь.

Заключение

Итак, подводя окончательные итоги  по своей работе, следует отметить, что проблемой развития коллектива и его педагогическим руководством, как мы выяснили, занимался А. С. Макаренко. В педагогике широкое распространение получило его учение о стадиях развития коллектива. А. С. Макаренко дал подробную характеристику трем стадиям развития коллектива, которые выделил на основе такого признака, как требование педагога к воспитанникам. При этом требование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, будущему коллективу, воспитанникам, чтобы быть достойными гражданами страны, что не отменяет и конкретных требований в виде правил, норм отношений, занятий и пр. Он предлагает начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования.

Он всесторонне анализировал понятие «требование», раскрыл его сущность, содержание и способы предъявления требований как к отдельному воспитаннику, так и к коллективу класса в целом. Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, А С. Макаренко подчеркивал, что «... требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям». Он также уверенно заявлял, что не может быть создан коллектив, создана дисциплина без требований к личности.

Макаренко был педагогом-новатором, обогатившим российскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность Родине и с этим, пожалуй, трудно поспорить.

Список использованной литературы

  1. История педагогики под ред. М.Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.
  3. Крившенко Л.П. Педагогика. - М.: Проспект, 2007.
  4. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999.
  5. Фридман JI. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю -  М.: Просвещение, 1985.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990.

 

1  И. Ф. Харламов «Педагогика» - М.: «Высшая школа», 1990, С. 347.

2 Л.П. Крившенко «Педагогика» - М.: «Проспект», 2007, С. 158.

 

3 Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева «История педагогики» - М.: «Просвещение», 1982, С. 393.

4 Л.П. Крившенко «Педагогика» - М.: «Проспект», 2007, С. 161.

 

5 Фридман JI. М., Волков К. Н. «Психологическая наука — учителю» - М.: «Просвещение», 1985, С. 201-202.

6 Л.П. Крившенко «Педагогика» - М.: «Проспект», 2007, С. 163.


Информация о работе Учение А.С. Макаренко о коллективе