Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, практическая работа

Описание работы

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Работа содержит 1 файл

moti_uchenija.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Таблица 15

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового

уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29^3

V

до 14

до 8

до 6

до 28


Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.

Таблица 16

Выявление основных мотивов  у школьников 9-х классов

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а

б

в

г

д

е

И

П

У

С

О

П

П

И

В

В

О

У

О

П

И

П

В

У


Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив;

С — социальный мотив;

П — позиционный мотив;

О — оценочный мотив;

И — игровой мотив;

В — внешний мотив.

Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).

 

Номера предложений и баллы, им соответствующие

 

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5


 

 

 

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников

(для учащихся 11-го  класса)

 

Анкета

Дата_______________________Ф.И.____________________Класс_________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе  и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, продолжения образования;

в) саморазвития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) обретения места в обществе (вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это необходимо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда  меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что  цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала;

г) выбрать для себя необходимое знание;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании  своей работы я...

а) обдумываю ее, вникаю в смысл;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь выполнить все аккуратно;

г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д) стараюсь выполнить ее побыстрей.

III

7. Самое интересное  на уроке — это...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отличную отметку;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал  добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне необходим;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать  уроки, когда...

а) их мало и они несложные;

б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) это мне потребуется; г) это требует усердия;

д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание мне интересны;

з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня  побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) конкуренция и мысли о получении аттестата;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно  работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.

12. Хорошие отметки  — это результат...

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания мной темы;

г) моего везения;

д) моего добросовестного отношения к учебе;

е) моего таланта или способностей.

V

13. Мой успех при  выполнении заданий на уроке  зависит от...

а) настроения и самочувствия;

б) понимания мной учебного материала;

в) моего везения;

г) активной подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к речи учителя.

14. Я буду активным  на уроке, если (так как)...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) твердо уверен в своих знаниях;

е) мне иногда так хочется.

15. Если учебный материал  мне не понятен (труден для  меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Сделав ошибку при  выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание,  то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится  выполнять учебные задания, если  они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости  от того, какой именно мотив проявляет  себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Для того чтобы исключить случайность  выборов и получить более объективные  результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).

 

Таблица 18

Ключ для показателей I, II, III мотивации

 

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

 

а

б

в

г

д

е

ж

3

 

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

I

3

5

Информация о работе Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе