Автор: Екатерина Черниченко, 06 Июня 2010 в 22:13, реферат
Эвристические функции мышления развиваются и реализуются в учебном процессе, т.е. в процессе освоения тех или иных учебных дисциплин. Представляя учебный процесс как ложную организованную деятельность по решению учебных задач, становится понятным, что от обучаемого требуются вполне определенные специальные умения и навыки организации поиска решения таких задач
Учебная
эвристическая деятельность
Эвристические функции
мышления развиваются и реализуются
в учебном процессе, т.е. в процессе
освоения тех или иных учебных
дисциплин. Представляя учебный
процесс как ложную организованную
деятельность по решению учебных
задач, становится понятным, что от
обучаемого требуются вполне определенные
специальные умения и навыки организации
поиска решения таких задач. Наиболее
оптимальной деятельностью, в которой
развиваются продуктивные способы
мышления, умения достигать цели и
получать результат решения задачи,
является эвристическая деятельность.
Рассмотрим особенности учебной
эвристической деятельности и ее
протекание, а также учебную задачу
как предмет эвристической
Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:
• понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;
• систематизировать, т.е. упорядочивать, учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;
• адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;
• планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;
• формировать и
принимать решения по организации
сложных видов учебной
Эвристическая деятельность без развитого и осознанного навыка ее проведения характеризуется многими неоптимальными чертами. Так, хорошо известны случаи, когда некоторые обучаемые, особенно на начальных этапах, пытаются найти решение задачи простым манипулированием ее данных, т.е. пытаются найти решение "наугад", на основе ненаправленных, неосознанных, неконтролируемых действий, хотя именно здесь должна начинаться деятельность, которую называют эвристической. Назовем некоторые факторы, способствующие ее успешному осуществлению.
Чрезвычайно важны способность и умение проводить оценочные мыслительные действия одного из вариантов решения до его практической проверки. Оценочные действия сопровождают процесс эвристического поиска от начала до завершения.
Рациональность действий
помогает объединять вновь воспринимаемую
информацию с ранее известной, включать
ее в систему имеющихся знаний,
группировать и перегруппировывать
данные задачи различными способами, останавливаясь
на наиболее оптимальном варианте.
Это обеспечит предпосылку
Основной принцип
экономии действий выражается правилом:
не делайте при помощи большего то,
что можно сделать при помощи
меньшего. Необходимо тщательно исследовать
возможность привлечения
Эвристический поиск будет продуктивным, если он сопровождается настойчивым желанием найти решение, достичь цели. Оно мобилизует интеллектуальные ресурсы решающего задачу. Неудача не должна приводить к пессимизму. Нужно помнить, что изучать вопрос нужно до тех пор, пока не иссякнет надежда на появление какой-нибудь плодотворной мысли.
Одной из основных характеристик настойчивости является способность к доведению до конца. Имеется в виду не просто настойчивость, собранность, волевой настрой на завершение работы, а именно способность к доработке деталей, к настойчивому поиску наиболее рациональных способов решения, к совершенствованию первоначального замысла.
Необходимым дополнением
настойчивости является гибкость, которая
проявляется в способности
Одним из источников эвристической деятельности является информация (опыт), накопленная в памяти решающего.
Во время эвристического поиска он извлекает нужную ему информацию, которая будет способствовать решению задачи. Этот сложнейший мыслительный акт извлечения актуальной информации называют актуализацией, приспособление извлеченной информации к решаемой задаче - ее организация. Механизм актуализации и организации информации при эвристически направленном поиске может быть различным. Один из них основан на распознавании в задаче знакомых элементов, которые уже встречались при решении других задач. Использование способов их решения может приблизить решающего к результату. Назовем другие механизмы актуализации и организации информации: изоляция элементов, деталей, задачи друг от друга, комбинация их в нужном для эвристического поиска направлении. Изоляция и комбинация, дополняя друг друга, продвигают процесс решения задачи. Разлагая целое на составные части, что способствует более пристальному изучению каждой из них, а затем воссоединяя их в различных комбинациях, мы заставляем эволюционировать наше понимание задачи, переходя к более перспективной ситуации.
Как отмечалось, основным
предметом учебной
Учебная задача - определенно сформулированная информационная система, в которой есть информационная несогласованность между ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.
В учебной задаче выделяют основные компоненты, которые несут определенную информационную нагрузку. В различных предметных областях задачи могут содержать специфические качества, влияющие на их компонентный состав. Так, например, педагогическая задача (проблема) несколько отличается от математической. Однако возможно выделение наиболее общих компонентов задачи. Таковыми являются: форма, структура и содержание.
Форма задачи выражает внутреннюю организацию и взаимодействие элементов задачи как между собой, так и с внешними условиями. Так, в математике различают по форме задачи (теоремы):
• на нахождение (внутренняя организация направлена на нахождение информации о рассматриваемом объекте в виде величины его площади, длины и т.д.);
• на доказательства (внутренняя организация направлена на установление истинности и ложности некоторого утверждения);
• на существование
(устанавливают, при каких условиях
имеется решение и при
Форма - способ существования задачи, однако она характеризуется относительностью, так как возможна трансформация одной формы в другую. Этот факт особенно существен в эвристическом поиске, так как в решаемую задачу приходится вносить изменения, свойственные ее внутренней организации.
Структура - совокупность достаточно элементарных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности. Как видно, структура служит для фиксации совокупности различных объектов и структурных связей между ними в задаче.
Структура задачи позволяет
регулировать ее сложность, которая
частично определяется количеством
структурных элементов и видами
связей между ними. Это позволяет
педагогу регулировать степень сложности
задачи, исходя из интеллектуальных возможностей
студента. Можно выделить еще одну
потенциальную возможность
Если в заданной форме определены структурные элементы, связи между ними, установлены данные и неизвестные элементы структурных объектов, то эта информационная система определяет содержание задачи.
Содержание - ведущий
компонент задачи, на основе которого
начинается процесс решения. Оно
обладает определенной подвижностью и
относительной независимостью от формы
и структуры. Особое значение в содержании
задачи имеют данные. Данные могут
быть чрезмерными, т.е. содержать лишнюю
информацию, могут быть противоречивыми.
Учебные задачи, как правило, содержат
необходимое и достаточное
Учебная задача предполагает
необходимость сознательного