Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:40, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко. Гуманистическая направленность.
В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.
Введение
Творческий путь А.С.Макаренко
Основные концепции педагогической теории А.С.Макаренко
Педагогическое мастерство в понимании А.С.Макаренко
Гуманизм в педагогической концепции А.С.Макаренко
Ученики и последователи А.С.Макаренко
Заключение
Библиографический список
Очертив новые рубежи педагогического пространства, время раздвинуло горизонты традиционных представлений о человеке, раскрыло уникальные возможности познания и творчества. Образование как часть культуры позволяет человеку проникнуться мыслью о своем высшем предназначении в этом мире, указывает пути максимального развития себя, своих способностей и возможностей для настоящего и будущего.
Сегодня особое
значение приобретает проблема исторической
преемственности, сохранения и развития
национальной и мировой культуры.
Обращение к истокам
Сейчас, когда
отечественное образование
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Сейчас, пожалуй, одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, самым значительным явлением которого является педагогическая система А. С. Макаренко.
Идеи Макаренко
долгое время не признавались официальной
педагогикой. Понадобились долгие годы
борьбы за их утверждение в науке. Сегодня
мы должны констатировать, что концепции
Макаренко были приняты на вооружение
в одностороннем виде, со значительным
смещением акцентов вплоть до их искажения.
Теперь, благодаря проведенным в последние
годы исследованиям, мы можем довольно
определенно судить, как и почему это произошло.
В 1936 г. было принято постановление ЦК
ВКП (б) «О педологических извращениях
в системе Наркомпросов». К этому моменту
педология сложилась как одна из педагогических
наук, сделавшая предметом своего изучения
возрастное развитие детей. Постановлением,
в котором, справедливости ради следует
признать, верно, отмечались недостатки
и ошибки в практической работе педологов,
педология была объявлена лженаукой, запрещено
ее преподавание в педагогических учебных
заведениях, а педологические учебники
были изъяты. Теперь можно смело утверждать:
так произошла величайшая трагедия в истории
педагогических наук в нашей стране. Педагогика
с этого момента стала «бездетной», за
что потом ее часто упрекали. Но факт остается
фактом: проблемы развития детей, становления
личности ребенка на долгие годы остались
за пределами педагогической науки. Именно
это во многом определило односторонний
подход к наследию Макаренко многих исследователей,
и во многом — повлияло на «избирательное»
отношение к системе Макаренко, когда
те или иные ее части замалчивались, а
другие подавались в искаженном виде.
Целью работы является рассмотрение педагогической
теории А. С. Макаренко. Гуманистическая
направленность.
В задачи работы входит: анализ деятельности
А.С.Макаренко и особо значимых положений
в его педагогической теории.
В 30-е годы, некоторые педагоги и деятели
народного образования говорили: «Макаренко
хороший практик, но в теории...» И недоуменно
пожимали плечами.
Одну из лучших своих статей, написанную
для юбилейного сборника по поводу пятилетия
коммуны имени Ф.Э.Дзержинского, Антон
Семенович так и назвал «Педагоги пожимают
плечами». Эти люди не понимали, что уже
давно наступил момент, когда без теории
нельзя стать хорошим практиком, и, главное,
не понимали существа педагогического
новаторства А.С.Макаренко.
История педагогики учит, что все великие
педагогические учения вырастают из осмысления
нового опыта, прежде всего своего собственного,
той самой «хорошей практики»... Так складывались
педагогические взгляды И.Г.Песталоцци,
которого К.Д.Ушинский называл отцом современной
педагогики, самого Константина Дмитриевича,
заложившего фундамент педагогики как
науки, и гениального Л.Н.Толстого, и искренне
преданного детям С.Т.Шацкого, и великого
педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича
Макаренко.
Педагогический опыт — неиссякаемый животворный
источник и одновременно способ приращения
научного знания, критерий его истинности.
Для Макаренко таким источником стала
его работа в колонии имени А.М.Горького
и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского. К этой
работе, продолжавшейся около 16 лет, он
приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым
педагогом. Ему было тогда 32 года.
Вспомним... Родился Антон Семенович 1
марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской
губернии. Отец его, Семен Григорьевич,
был высококвалифицированным маляром,
работал в железнодорожном депо. Антон
Семенович учился в железнодорожном училище
и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил
обучение в таком же училище. Учился старательно
и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил
учебу, Семен Григорьевич сказал сыну:
«Будешь учителем!» Стало слово отца делом
всей жизни Антона Семеновича Макаренко.
После окончания педагогических курсов
начал он в 17 лет работать в родном училище.
Огромное влияние на юношу оказало творчество
А.М.Горького. Под его влиянием вершил
он свои первые литературные опыты. «Более
того, Горький, по словам самого Макаренко,
стал организатором его мироощущения
реального гуманизма. «Моя жизнь прошла
под знаком Горького», — напишет Антон
Семенович в скорбные дни прощания с великим
писателем».
Работая учителем, Макаренко изучает педагогическую
и философскую литературу. Его внимание
привлекают груды А.И.Пирогова, В.Г.Белинского,
Н.Г.Чернышевского, но особенно глубоко
изучает он работы К.Д.Ушинского. После
9 лет педагогической деятельности Антон
Семенович поступает в Полтавский учительский
институт, который заканчивает, как и училище,
только с отличными оценками по всем предметам.
«В характеристике, составленной педагогическим
советом института, о нем сказано: «Макаренко
А.С. — выдающийся воспитанник по своим
способностям, знаниям, развитию и трудолюбию,
особый интерес проявил к педагогике и
гуманитарным наукам, по которым очень
много читал и представлял прекрасные
сочинения».
За выпускную работу «Кризис современной
педагогики» А.С.Макаренко получил золотую
медаль.
Глубоко заблуждались те, кто утверждал,
что Антон Семенович плохо разбирается
в педагогической теории.
После окончания института он снова возвращается
в Крюковское начальное железнодорожное
училище, где работает сначала учителем,
а потом директором до сентября 1920 г., когда
принимает предложение Полтавского отдела
народного образования стать заведующим
детским домом для несовершеннолетних
правонарушителей под Полтавой — впоследствии
Детской трудовой колонией имени А.М.Горького.
Не случайно Макаренко отстаивал такое
название руководимого им учебно-воспитательного
учреждения. Дело в том, что в официальных
документах Полтавскою губернского отдела
народного образования оно именовалось
«Колония морально-дефективных детей».
Педагог потратил немало усилий, доказывая,
что малолетние преступники, из числа
которых, особенно на первых порах, формировался
коллектив воспитанников, не дефективные,
а обыкновенные дети, только несчастные,
с изломанной судьбой, и главную цель свою
он видел в том, чтобы сделать их счастливыми.
В практической реализации этой цели ему
помогал жизненный пример Алексея Максимовича,
прошедшего путь от беспризорного босяка
до великого русского писателя. Рассказывать
о жизни горьковской колонии, о мучительных
поисках самого Макаренко — неблагодарное
занятие. Проще перечитать «Педагогическую
поэму». Но о главном стоит сказать несколько
слов.
Прежде всего, именно в эти годы сформировалось
педагогическое кредо педагога. Макаренко
потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал
себя таким беспомощным, как в начале работы
в колонии. Но переживать и размышлять
было некогда: появились первые воспитанники.
Все они сполна испили горькую чашу беспризорщины.
Многие приходили озлобленными, голодными
и оборванными. У многих был значительный
опыт уголовных преступлений. Всех надо
было мыть, одевать, обувать и кормить,
надо было наладить нормальную жизнь,
учебу, труд, разумный досуг.
И именно тогда, сначала интуитивно, затем
все более осмысленно Антон Семенович
приходит к пониманию, что налаживание
нормальной жизни детей составляет самую
суть воспитательной работы. Все более
глубоко осознает он основной закон педагогики:
жизнь воспитывает. Причем не абстрактная
жизнь вообще, а реальная жизнь каждого
конкретного ребенка и есть его воспитание.
Любопытно отметить, что примерно в то
же время к такому же выводу приходит другой
замечательный педагог — Станислав Теофилович
Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на собрании
сотрудников Первой опытной станции, которую
он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление
о школе, которое вырисовывается у нас,
— это представление о правильно обдуманной
и систематически проведенной организации
детской жизни. К такой формуле приближается
наше представление»[1.c125]
Но вспомним — первый основной закон воспитания
открыл Песталоцци. В своей главной книге
«Лебединая песня» он сформулировал великий
и основной принцип — жизнь образовывает.
И, поясняя это положение, говорил о том,
что главный путь развития естественных
сил ребенка — их упражнение и применение
на практике.
Несколько отвлечемся и задумаемся: почему
именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко
независимо друг от друга пришли к открытию
и осмыслению основного закона воспитания?
Мне думается, это объясняется тем, что
хотя творили педагоги в разное время
и в разных условиях, педагогический опыт
каждого из них сходен в главных чертах:
это был опыт разумной организации детской
жизни, включающей в себя заботу о судьбе
каждого ребенка.
И все же Макаренко продвинулся дальше:
он не только пошел по пути педагогически
целесообразной организации жизни детей,
но и открыл основную форму такой организации
— воспитательный коллектив. Значительно
позже, в 1932 г., в одном из своих художественных
произведений он так сформулирует этот
вывод: «...Наш путь единственный — упражнение
в поведении, и наш коллектив — гимнастический
зал для такой гимнастики». А тогда, в 20-е
годы, Антон Семенович со своими товарищами
педагогами и лучшими воспитанниками
не покладая рук, самоотверженно и упорно
трудился над созданием такого коллектива.
И результат не замедлил сказаться. Ребята
работали в поле, начали учиться, старшие
потянулись на рабфак, создали великолепный
театр, куда по субботам съезжались жители
окрестных сел... Но главное, в этой дружной
работе, коллективных делах и увлечениях
рос новый человек, все более сплачивался
дружный коллектив горьковцев, представлявший
собой могучую воспитательную силу. Так
прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь
колонии, Макаренко сделал для себя еще
одно открытие: кризисные явления в коллективе
объясняются тем, что «допущена остановка
в жизни коллектива». «Я обрадовался по-детски:
какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая
диалектика! Свободный рабочий коллектив
не способен стоять на месте. Всемирный
закон всеобщего развития только теперь
начинает показывать свои настоящие силы.
Формы бытия свободного человеческого
коллектива — движение вперед, форма смерти
— остановка»[6.c73].
Антон Семенович принимает предложение
о переводе горьковской колонии под Харьков
в Куряж. Это был очень рискованный шаг.
Куряжская колония, в которой находилось
280 воспитанников, к тому моменту была
в ужасном состоянии. Сказать, что она
была развалена, значило сказать неправду.
Это была беспризорщина и уголовщина под
крышей колонии. Кроме небольшой группы
девочек, ребята воровали и пьянствовали,
в поножовщине сводили счеты, обижали
и эксплуатировали малышей. Воспитатели
по ночам забирались в свои каморки, запираясь
на всевозможные запоры. Короче говоря,
это, с позволения сказать, куряжское «сообщество»
являло собой антипод слаженному и организованному
коллективу горьковцев, которых, кстати,
было всего-навсего 120 человек.
«Куряжская операция» вошла в историю
педагогики как разительный пример полного
превосходства макаренковской воспитательной
концепции. Буквально через несколько
дней началось, говоря словами Антона
Семеновича, «преображение». И скоро от
«куряжской малины» не осталось и воспоминаний.
Просто колония имени Горького зажила
на новом месте. Теперь в ней было 400 воспитанников.
Нельзя без слез и душевного волнения
читать страницы «Педагогической поэмы»,
посвященные куряжской эпопее горьковцев!
Начался новый подъем в жизни макаренковского
коллектива.
Сейчас просто удивительно узнавать о
том, что у Макаренко было немало противников
среди деятелей «соцвоса» (социального
воспитания) Украины, — но они были, ставили
палки в колеса и ждали часа, чтобы нанести
ему удар. И такой час наступил.
«В начале 1928 г. журнал «Народный учитель»
опубликовал статью Н.Ф.Остроменцкой о
колонии Горького. Надежда Феликсовна
в 1926 г. три месяца работала в колонии клубным
работником и воспитателем. Она восторженно
писала о работе Антона Семеновича, но
кое-что гиперболизировала и исказила.
Горькому статья понравилась. Он писал
Антону Семеновичу: «...письмо Ваше получил
вместе со статьей Остроменцкой; читая
статью, едва не разревелся от волнения,
от радости. Какой Вы чудеснейший человек,
какая хорошая, человечья сила».
Макаренко, прочитав статью, написал автору:
«...От Вашей статьи мне, пожалуй, здесь
не поздоровится». И оказался прав.
Вскоре на VIII съезде комсомола выступила
Н.К.Крупская. Она резко отреагировала
на статью: «… Там введена целая система
наказаний — за один проступок меньше,
за другой — больше. Там есть такие поступки,
за которые полагается бить, и там создалось
такое положение, которое не может не возмущать
до глубины души каждого, не только коммуниста,
но и всякого гражданина Советского Союза.
Там говорится, что воспитатель должен
наказывать ученика, — он может бросить
в него счетами или набрасываться на него
с кулаками, может бить палкой, прутом.
Там описывается сценка, как заведующий
домом посылает провинившегося в лес для
того, чтобы он принес прутья, которыми
«воспитатель» будет его хлестать.
Дальше идти, товарищи, некуда. Это не только
буржуазная школа — это школа рабская,
школа крепостническая, и если даже только
один такой факт есть, необходимо с ним
тщательно бороться».
Оценка, как мы видим, уничтожающая, к тому
же резко политизированная.
Антон Семенович был вынужден уйти из
колонии. Но это было не самое страшное.
Приближались годы массовых политических
репрессий, и можно представить, чем грозила
такая оценка из уст одного из ведущих
деятелей педагогики страны.
Спасло Макаренко то, что его пригласили
чекисты Украины руководить коммуной
имени Ф.Э.Дзержинского — учебно-воспитательным
учреждением, построенным на деньги сотрудников
НКВД в память о Феликсе Эдмундовиче. И
здесь А.С.Макаренко принимает поистине
гениальное решение. Имея за плечами удачную
куряжскую операцию, которую можно сравнить
с прививкой, он организует перевод в коммуну
пятидесяти воспитанников колонии имени
Горького, ставших зрелым и опытным ядром
нового коллектива, принесших в него все
лучшие традиции горьковцев, организаторскую
хватку и видение перспективы. Так коммуна
имени Дзержинского сразу стала на ноги
и продолжила поступательное движение
макаренковского коллектива воспитанников.
И это было еще одно замечательное открытие
Макаренко...
Жизнь, быт, достижения коммуны имени Ф.Э.Дзержинского
подробно описаны Антоном Семеновичем
в повестях «Марш 30 года», «ФД-1» и «Флаги
на башнях». Последняя книга получила
более широкую известность. Почти 8 лет
проработал Макаренко в коммуне имени
Дзержинского, и сейчас можно смело утверждать:
коллектив, руководимый им, являлся лучшим
и высшим достижением практической педагогики
в XX веке. Судите сами: уже тогда, в середине
30-х годов, фактически все коммунары получали
полное среднее образование. Работая на
первоклассном машиностроительном заводе,
выпускавшем сначала электроинструменты,
а затем и лучший в го время советский
фотоаппарат «ФЭД» — лейку, они обеспечили
перевод коммуны на хозрасчет и, кроме
того, приобретали по три-четыре профессии
на уровне высоких разрядов. В коммуне
была развернута содержательная клубная
работа, душой которой стал другой талантливый
педагог — Виктор Николаевич Терский,
ученик и соратник Макаренко.
В эти годы Антон Семенович одновременно
создает один из шедевров отечественной
литературы — «Педагогическую поэму».
Задумал он ее еще в середине 20-х годов,
но, очевидно, важным толчком к работе
послужил уже упомянутый очерк Н.Ф. Остроменцкой.
«Под впечатлением от этой публикации
в одном из писем своей будущей жене Галине
Стахиевне Салько Макаренко писал: «Вообще:
если писать книгу, то только такую, чтобы
сразу стать в центре общественного внимания,
завертеть вокруг себя человеческую мысль
и самому сказать нужное сильное слово».
Он написал такую книгу. В «золотой» библиотеке
педагогической литературы она всегда
будет занимать первое место. В 1935 г. Макаренко
переводится в Киев на должность заместителя
начальника отдела трудовых колоний НКВД
УССР, а через два года переезжает в Москву,
где целиком; отдается литературной деятельности.
Здесь он при участии жены создает «Книгу
для родителей», удивительный симбиоз
художественных очерков, публицистических
эссе и педагогических раздумий. Антон
Семенович пишет ряд статей, часто выступает
с лекциями: вместе они составили основной
фонд его научно-педагогических произведений.
О двойственном отношении к Макаренко
в те годы свидетельствует много фактов.
Об одном из них свидетельствует видный
советский педагог Эле Исаевич Моноезон.
«Он работал тогда в Главном управлении
школ Наркомата просвещения РСФСР и пригласил
А.С.Макаренко прочитать несколько лекций
сотрудникам. Антон Семенович в январе
1938 г. выступил с циклом лекций, известных
теперь под названием «Проблемы школьного
советского воспитания», благодаря чему
мы имеем возможность изучать наиболее
полное и систематическое изложение взглядов
великого педагога. Весьма показательно,
что инициатор приглашения вскоре получил
разнос от самого наркома просвещения,
причем в довольно резкой форме: «— Ты
зачем этого прожектера притащил?!».
Так было... И если одни восторженно принимали
Макаренко и становились его последователями
и учениками, то другие относились к нему
просто враждебно. Что поделаешь? Такова,
очевидно, судьба многих подлинных новаторов,
тех, кто опережает свое время.
Работал он в те годы, как, впрочем, и всю
жизнь, много, не жалея сил. Непомерные
нагрузки, незаслуженная травля сделали
свое дело. 1 апреля 1939 г. Макаренко скоропостижно
скончался в вагоне пригородного поезда
на станции Голицино Белорусской железной
дороги. Он прожил всего 51 год.
3.
Основные концепции педагогической теории
А.С. Макаренко.
Рассмотрим теперь основную проблематику
теоретического наследия педагога-новатора.
На первом месте — проблема воспитания
и развития личности. Из истории педагогики
хорошо известно, что от того, как понималось
воспитание тем или иным педагогом, во
многом зависели его успехи в педагогической
практике и теории. Так, исходя из понимания
воспитания как упражнения естественных
сил ребенка в процессе его жизни, Песталоцци
создал прогрессивную для своего времени
теорию элементарного образования. Понимая
воспитание в широком смысле как многостороннее
влияние среды на становление человека,
К.Д.Ушинский предпринял опыт создания
педагогической антропологии и заложил
основы теории развития личности — основного
фундамента педагогического знания. И
все же, несмотря на эти достижения, до
А.С.Макаренко воспитание традиционно
понималось как воздействие на личность
ребенка, как деятельность воспитателя.
Правды ради следует отметить, что К.Н.Вентцель,
а вслед за ним П.П.Блонский подвергали
критике такой взгляд на воспитание. Но
только Макаренко с определенностью не
противопоставляет воспитание и развитие
детей, рассматривает их в единстве, а
главной задачей педагога считает не воздействие
на ребенка, а содействие его развитию,
стимулирование верного направления этого
развития с целью раскрытия сил и способностей
каждой личности. Это тонко подметил один
из исследователей педагогического опыта
А.С.Макаренко И.Ф.Козлов. «В одном из первых
исследований педагогического творчества
Антона Семеновича он пишет: «В своей практической
работе и теоретических обобщениях А.С.Макаренко
исходил из того непреложного закона,
что только в процессе деятельности детей,
и обязательно всякой деятельности —
учебной, трудовой, бытовой, игровой и
т.п., в результате упражнения вовлеченных
в нее естественных сил детей происходит
развитие этих сил, а вместе с тем и образование
соответствующих содержанию и характеру
деятельности знаний, умений, навыков,
привычек, взглядов, формирование личности
в целом»[5]
Развитие личности, по Макаренко, составляет
содержательную основу воспитания. Не
поняв этого, мы не поймем главного в системе
выдающегося педагога. Продолжая лучшую
традицию гуманистической педагогики
Макаренко утверждает: жизнь — главный
воспитатель ребенка, и задача воспитателя
состоит, прежде всего, в организации этой
жизни, в насыщении ее всем богатством
человеческой культуры и подлинно гуманных
отношений людей. В этом Макаренко видит
стратегию организации воспитательного
процесса.
Но формула «жизнь воспитывает» у Макаренко
имеет еще одно значение. Он поясняет его
так: бессмысленна всякая попытка отгородить
ребенка от могучего влияния жизни общества,
народа и подменить этот естественный
процесс домашней дрессировкой. Воспитатель,
если он хочет счастья ребенку, если он
хочет воспитать полноценного человека,
не имеет права создавать ему тепличные
условия, пряча его от реальной действительности.
Подлинный гуманизм не в этом. Сверхзадача
каждого воспитателя — родителя, педагога
и взрослых людей вообще — заключается
в том, чтобы разумно вести детей по дороге
жизни, ставя их в позицию борцов за лучшую
жизнь на земле. И так во всем, в большом
и в малом, никогда не забывая истины: «в
воспитательной работе нет пустяков».
Такова макаренковская философия воспитания.
Осмыслить ее — значит понять главное
в педагогическом новаторстве Антона
Семеновича.
Далее. Ни современники Макаренко, ни более
поздние его последователи не сумели понять
и в должной мере оценить того, что составляло
саму душу его воспитательной системы
— педагогическую логику, а точнее сказать
— технологическую логику новою педагогического
мышления, С начала 30-х годов в художественных
произведениях и других работах Антона
Семеновича все чаще появляется непривычная
для педагогики лексика: «педагогическое
производство», «материал», «проектирование»,
«продукт», «педагогическое мастерство»,
«педагогическая техника». Проще всего
предположить: работая в те годы в коммуне
имени Ф.Э.Дзержинского, Макаренко лично
возглавлял завод но производству электроинструментов
и фотоаппаратов, где трудились его воспитанники,
и поэтому использовал техническую терминологию
в своих трудах в качестве своеобразных
синонимов и художественной символики.
Но не будем спешить.
Дело в том, что сама идея педагогической
технологии выдвигалась в те годы и другими
педагогами. Вот один пример. В 1927 г. в Москве
была издана под весьма характерным названием
«На путях к индустриализации школы» небольшая
книжечка талантливого директора Шатурской
школы, входившей в состав 2-й опытной станции
Наркомпроса, М.Камшилова, который уже
тогда писал, что школа должна «перейти
в своей работе на принципы рационализированной
фабрики, рационализированного завода».
Макаренко шел по этому пути.
В развитии всех наук легко проследить
тенденцию перехода от длительного периода
сбора эмпирических данных к построению
философии науки, ее методологических
основ, а затем и к построению теории. Исподволь
готовится переход к новому, высшему этапу
развития научного знания — этапу технологическому.
Возникновение и совершенствование различных
технологий знаменует начало научно-технической
революции. Быстрее этот процесс происходит
в сфере материального производства. На
наших глазах он охватывает медицину и
педагогику. И непреходящее значение педагогического
творчества А.С.Макаренко в том, что оно
па деле знаменует переход педагогической
науки в это новое состояние.
Величайшая заслуга Антона Семеновича
в том, что он одним из первых сумел разглядеть
рождение педагогических технологий и
сформулировал основные постулаты технологической
педагогической логики.
Вот эти принципиальные положения:
— ни одно действие педагога не должно
стоять в стороне от поставленных целей;
— никакое педагогическое средство не
может быть объявлено раз и навсегда полезным
либо вредным; отдельное средство может
быть и положительным, и отрицательным;
решающим является действие всей системы
средств;
— никакая система воспитательных средств
не может быть установлена раз и навсегда:
она изменяется и совершенствуется в точном
соответствии с развитием ребенка и поступательным
движением общества;
— всякое средство должно быть педагогически
целесообразным, что проверяется опытным
путем.
Надо сказать, что мы еще только приступили
к осмыслению этих постулатов и пока не
научились использовать их при анализе
конкретных педагогических фактов. Нам
предстоит еще учиться мыслить по-макаренковски.
Антон Семенович ввел в педагогику целый
ряд принципиально новых терминов. Среди
них — «педагогическая техника», «мастерство»,
«проектировка или программа личности»,
«воспитательный коллектив», «тон и стиль
жизни коллектива», «педагогический коллектив»,
«длительность педагогического коллектива»
«педагогический центр», «ближняя, средняя
и дальняя перспективы» и ряд других. Часть
этих понятий уже прочно вошли в педагогику.
Другие находятся в стадии осмысления.
Но заметим — эти понятия не просто новые
наименования для старых вещей Они — отражение
новых педагогических явлений, фактов
новых действий педагогов, направлений
воспитательной работы.
Далее. Макаренко углубил значение, а во
многих случаях дал новую трактовку большей
части традиционных понятий теории воспитания,
прежде всего таких, как «требование»
«наказание» «поощрение», «дисциплина»,
«режим» и др. За этим переосмыслением
также стоят принципиально новые педагогические
решения, новые подходы к воспитанию.
Переосмысление и переработка понятийного
аппарата педагогической науки, несомненно,
составляет основу педагогической логики
Макаренко.
Главный признак любой технологии можно
определить достаточно просто: что задумал
в начале работы, то и получил после ее
окончания. И весь опыт А.С.Макаренко является
прекрасным примером того, как поставленные
им воспитательные цели замыслы материализовывались
в результате воспитательной работы в
живые судьбы его воспитанников.
В своих работах Антон Семенович дал и
характеристику наиболее типичных ошибок
педагогической логики. Их три: дедуктивное
предсказание, этический фетишизм, уединенное
средство.
Кратко напомним, о чем идет речь.
Дедуктивное предсказание. Долгие годы
утверждалось, что для образовательной
школы политехнизм — это хорошо, а вот
профессионализм — это плохо! В результате
наносился огромный ущерб трудовому воспитанию
школьников: из них формировали разносторонне
образованных неумех. Но такова была сила
магической формулы, да еще подкрепленной
многочисленными ссылками на самого Маркса.
Ратовали еще и за соединение обучения
с производительным трудом, не задумываясь,
можно ли профессионально не подготовленных
детей допускать к труду. Подобных ошибок
и по сей час немало в нашей теории. Кстати,
Макаренко не отрицал политехнизма, но
это не мешало ему давать своим воспитанникам
по три и больше специальностей на высоком
профессиональном уровне.
Этический фетишизм. Хрестоматийный пример:
наказание — это плохо, потому что «наказание
воспитывает раба», а труд — это хорошо,
потому что «труд создал человека». Вот
и сейчас. Рассуждаем мы о технологической
логике в педагогике — и уже слышатся
возгласы: «Дети — материал? Это бесчеловечно!»
Но если не приписывать словам какого-то
одного узкого значения и посмотреть на
дело непредвзятым взглядом, станет ясно:
да, для педагогического производства
дети — материал, но материал особого
рода, живые люди, самовоспроизводящие
себя в своем поведении и деятельности.
Макаренко, кстати, очень подробно оговаривал
использование этою термина в своих работах,
подробно характеризуя новую педагогическую
логику.
И еще одна типичная ошибка.
Уединенное педагогическое средство.
Суть ошибки состоит в том, что какое-то
одно педагогическое средство выхватывается
из системы средств и объявляется либо
очень хорошим, либо очень плохим. Оно
действительно может быть и тем и иным,
так как абсолютно не срабатывает вне
системы средств.
В свое время «метод проектов» (обучение
в процессе решения практических задач)
был объявлен панацеей от всех бед. А потом,
убедившись, что он не решает «всех» задач,
его так же безоговорочно объявили методическим
прожектерством. И то и другое плохо. В
ряду других методов и метод проектов,
и бригадно-лабораторный метод могут быть
полезны и эффективны.
Таковы некоторые основные положения
новой технологической логики, сформулированные
А.С.Макаренко.
Использование новейших достижений педагогических
наук, высокий профессионализм педагогов,
что составляет самую суть педагогической
технологии, обеспечивают наиболее благоприятные
условия для развития личности каждого
ребенка, его способностей и задатков,
создают оптимальный психологический
климат во взаимоотношениях воспитателей
и воспитанников и на деле реализуют подлинную
заботу о подрастающем поколении, подлинный
гуманизм педагогики.
Сейчас, когда мы наблюдаем настоящий
бум в процессе творчества и пропаганды
«новых» и «новейших» педагогических
технологий обучения и воспитания (хотя
под таким названием протаскивается часто
нечто, никакого отношения к технологиям
не имеющее), особенно важно вооружить
молодых учителей и воспитателей технологической
логикой педагогического мышления. Вода
чиста у истока — говорит народ. И знакомство
с трудами А.С.Макаренко поможет решить
эту задачу. Но дело не только в этом. Знакомство
с макаренковской педагогической логикой
совершенно необходимо еще и для того,
чтобы понять и принять систему идей выдающегося
педагога именно как систему.
Не усвоив концепцию технологической
педагогической логики, трудно правильно
оценить и другие идеи Макаренко. Так произошло
с его концепцией педагогического проектирования.
Справедливости ради следует отметить,
что впервые идею программы воспитания
выдвинул в отечественной педагогике
еще К.Д.Ушинский. В предисловии к главному
труду своей жизни «Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии»
он писал: «Что сказали бы вы об архитекторе,
который, закладывая новое здание, не сумел
бы ответить вам на вопрос, что он хочет
строить — храм ли, посвященный богу истины,
любви и правды, просто ли дом, в котором
жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные
торжественные ворота, на которые заглядывались
бы проезжающие, раззолоченную гостиницу
для обирания нерасчетливых путешественников,
кухню ли для переварки съестных припасов,
музеум ли для хранения редкостей или,
наконец, сарай для складки туда всякого,
никому уже в жизни не нужного хлама? То
же самое должны вы сказать и о воспитателе,
который не сумеет ясно и точно определить
вам цели своей воспитательной деятельности».
Развивая эту идею, Макаренко разрабатывает
стройную концепцию «проектировки» личности.
Педагогика, утверждал Антон Семенович,
наука целесообразная. Педагог должен
ясно себе представлять, каким он видит
своего воспитанника на выходе. Он должен
проектировать личность. При этом должны
быть две воспитательные программы. Одна
общая, рассчитанная на всех детей. Все
они, к примеру, должны быть трудолюбивыми,
честными, образованными людьми. Но кроме
этого нужна еще и программа, рассчитанная
на конкретного ребенка, предусматривающая
полное раскрытие его личных способностей
и интересов. Последователи Макаренко
о второй программе попросту забыли. Не
повезло и первой. Антон Семенович предупреждал,
что она должна быть предельно конкретна
и точна. Он сформулировал ее в начале
30-х годов предельно просто и ясно: мы желаем
воспитать культурного рабочего, дать
ему образование, желательно среднее,
дать квалификацию... И заканчивал эту
характеристику словами: «Он должен быть
веселым, бодрым, подтянутым... способным
жить и любить жизнь, он должен быть счастлив.
И таким он должен быть не только в будущем,
но и в каждый свой нынешний день». Обратим
внимание: «счастлив»! Может ли быть поставлена
более гуманная задача, нежели воспитать
счастливого человека?
Кроме того, Макаренко принадлежит удивительно
лаконичная, но очень важная формула: «Человек
не воспитывается по частям».
Кажется, Л.Н.Толстой сказал: все великие
истины просты.
Вот так просто сформулировал Антон Семенович
основной закон развития личности, исходя
из которого, он подошел к построению общей
программы. Она представляет собой предельно
лаконичную и в то же время конкретную
характеристику личности воспитанника,
причем личности в ее цельности. Однако
последователи педагога-новатора этого
не учли. Педагоги старшего поколения
помнят, как родилась толстая книга «Примерное
содержание воспитания школьников», в
которой но полочкам раскладывались идейно-политическое,
нравственное, физическое, правовое, экологическое
и другие «воспитания». Давались абстрактные
характеристики и рядом с ними конкретные
формы работы, «мероприятия». И чем больше
от издания к изданию «толстела» книга,
тем меньше она работала в школе. Пропал
проект личности, вместо него разворачивалась
абстрактная модель «всесторонне развитой
личности», против чего прямо предостерегал
А.С.Макаренко.
Сейчас, когда наше общество и, соответственно,
школа находятся на перепутье, особенно
остро ощущается дефицит воспитательной
программы. Ясно, что те конкретные рекомендации,
которые конструировал Макаренко в 30-е
годы, просто не соответствуют социально-экономическим
условиям страны. Нельзя забывать сформулированного
Антоном Семеновичем требования: «Проектировка
личности как продукта воспитания должна
производиться на основании заказа общества».
Настала пора вернуться к первоисточнику,
перечитать, что понимал А.С.Макаренко
под программой личности, и серьезно задуматься
над тем, кого мы хотим, и будем воспитывать
сегодня. Педагог не может, не имеет права
работать вслепую.
Следующая концепция замечательного педагога
— воспитательный коллектив. Казалось
бы, здесь повезло. Сколько книг написано,
сколько методик организации коллективов
сочинено! А между тем и тут мы имели дело
со значительным искажением идей Антона
Семеновича. В этом стоит разобраться.
Еще на заре зарождения макаренковедения
была изобретена и пущена в ход звонкая
формула — воспитание в коллективе, для
коллектива и через коллектив. Можно согласиться
лишь с первой частью — воспитание в коллективе,
да и то с большой натяжкой.
Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив
детей и педагогов (воспитательный коллектив)
по мере своего развития становится активным
и могущественным воспитателем личности.
Но... «воспитание для коллектива»... Большей
чепухи Антону Семеновичу приписать нельзя.
Конечно, человек воспитывается и для
людей, для своего народа и человечества.
Но, прежде всего, он воспитывается для
себя, для своего счастья. Не надо забывать
эту деталь воспитательной программы,
может быть, самую важную в ней. И все же
самое опасное в этой формуле — «воспитание
через коллектив». Во многих наших теориях
и методиках она приобрела впоследствии
такой вид: педагог создает коллектив,
который становится в его руках средством,
орудием воспитания личности. Педагог,
таким образом, является творцом педагогического
процесса, личность — целью, коллектив
— средством. Здесь уже все поставлено
с ног на голову. Во-первых, у Макаренко
педагог не стоит над коллективом и личностью.
Он равноправный член коллектива, связанный
узами товарищества со всеми его членами.
В этом деловом содружестве воспитатель,
если и выделяется, то только своей педагогической
квалификацией, мастерством. Во-вторых,
творцом воспитательного процесса вместе
с педагогами являются и дети, сам коллектив
учебно-воспитательного учреждения. Наконец,
коллектив — также цель воспитания. Об
этом прямо говорит Антон Семенович.
Личность и коллектив — одна из важнейших
проблем философии. Споры идут до сих пор.
Совсем недавно, с началом социально-экономических
преобразований в нашей стране, мы неоднократно
слышали заявления о том, что личность
— высшая ценность и в этом, дескать, и
состоит гуманизм. А ведь никто из истинных
гуманистов ничего подобного не говорил.
Формула гуманизма: «Человек — высшая
ценность». Но ведь человек — это не только
личность. Человек — это и личность, и
семья, и народ, и человечество, и, конечно,
коллектив. «Человека вообще», вне сообщества
людей, нет и не может быть. И все это те
человеческие ценности, которые нельзя
противопоставлять друг другу. Это было
бы все равно что противопоставлять часть
целому и наоборот. И когда некоторые авторы
начинают утверждать, что Макаренко был
апологетом «коллективистского» воспитания,
хочется сказать им: «Полноте, откройте
книги великого педагога. Вы увидите: для
Макаренко нет дилеммы — личность или
коллектив. Его идеал — гармония личности
и коллектива. Коллектив не безликая серая
масса, а живое развивающееся содружество
товарищей, объединенных общим делом,
живой организм, живущий по своим законам».
Наш современник, философ, социолог и психолог
Эрик Фромм задается вопросом: человек
— волк или овца? Но вопрос так не стоит:
либо стая, либо стадо... Человек — личность,
но становится он ею только в семье, в коллективе,
в своем народе. К пониманию этого Макаренко
шел педагогическим путем, но он вернее
и правильнее, чем кто-либо до него, разрешил
для себя и для нас эту философскую, а правильнее
сказать, общечеловеческую проблему.
Выхватывают у Макаренко его высказывание
о том, что в случае конфликта интересы
коллектива выше, чем интерес отдельной
личности. Обратите внимание: в случае
конфликта. А как же иначе? Ведь коллектив
— это много личностей. Вообще же противопоставление
коллектива и личности бессмысленно. И
этому нам предстоит еще учиться у Антона
Семеновича.
4.Педагогическое мастерство в понимании
А. С. Макаренко
Создание сплоченного и работоспособного
воспитательного коллектива как содружества
педагогов и воспитанников, руководство
его развитием составляет в логике технологии
основной педагогический процесс, в котором
реализуются цели воспитания, та самая
программа личности, о которой речь шла
выше. Начать этот процесс, направлять
его развитие — вот главная задача любого
педагога, воспитателя, директора школы,
руководителя кружка и любого трудового
и творческого объединения детей. А для
этого нужно педагогическое мастерство.
А.С.Макаренко первым поставил в полном
объеме вопрос о мастерстве в педагогике.
Если бы он сделал одно только это, он навсегда
остался бы в науке о воспитании значительной
фигурой. Это особенно ясно в наши дни,
когда в ряде педагогических вузов появились
кафедры педагогического мастерства,
а одноименные спецкурсы читаются чуть
ли не во всех педагогических учебных
заведениях.
И как символично, что первая кафедра педагогического
мастерства была создана в Полтавском
пединституте. В том самом, который прежде
был учительским и который в июле 1817 г.
окончил Антон Семенович, а через 21 год
его выпускником стал другой выдающийся
педагог-гуманист — Василий Александрович
Сухомлинский.
И все же опять следует признать, что макаренковская
концепция педагогического мастерства
до сих пор не принята на вооружение в
ее полном объеме, трактуется узко, сводится
к так называемой «педагогической технике»
или в лучшем случае к мастерству педагогического
воздействия.
Выступая однажды перед учителями, Антон
Семенович сказал, что стал настоящим
воспитателем, когда научился простенькую
фразу «иди сюда» произносить с 15—20 оттенками
в голосе. Однако владение такой, с позволения
сказать, актерской техникой не исчерпывает
мастерства педагога, хотя и является
одним из его элементов. Как мастерское
владение напильником еще не делает слесаря,
гак и выразительная демонстрация своих
чувств еще не делает педагога мастером.
Мастерство педагога в понимании Макаренко
— это сложнейший комплекс знаний и умений.
На первом месте в нем стоит мастерство
организатора. Макаренко не раз подчеркивал,
что воспитательная работа есть, прежде
всего, работа организатора. И этот его
вывод вытекает из верного понимания воспитания
и развития личности, из концепции воспитательного
коллектива. Воспитатель, если он действительно
хочет воспитывать, призван организовывать
педагогически целесообразную жизнь детей,
организовывать коллектив, руководить
им. Для этого он должен быть хорошим организатором.
Такова первая составная часть педагогического
мастерства. Но этого мало.
Воспитатель — всегда учитель и наставник.
Работая с детьми, он тоже вооружает их
мастерством в том или ином конкретном
деле, передает им свое мастерство, а это
очень непросто. Причем одно дело — хорошо,
мастерски выполнять какую-либо работу,
и другое — уметь передать свое мастерство
и сноровку другому человеку. Для этого
нужно особое мастерство — мастерство
наставника. Антон Семенович хорошо это
понимал. Однажды, готовясь к педсовету,
на котором обсуждался вопрос об организации
клубной работы в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского,
он на машинке напечатал свои советы товарищам
по работе, озаглавив их «Вроде методического
плана клубной работы».
Но и этого мало. Любопытно, что свои советы,
о которых только что шла речь, Антон Семенович
заканчивает очень актуальным пожеланием:
«Языком болтать надо умеренно и не больше
примерно одной пятой всего времени занятий
кружка». Какой хороший совет для не в
меру говорливых педагогов! Макаренко
всегда резко выступал против сведения
воспитательной работы к воздействию
на сознание учеников путем разного рода
разъяснений и поучений, «моральных проповедей».
Но это совсем не значит, что он не понимал
великого значения слова учителя. Его
соратники вспоминают, как страстно и
убедительно умел говорить Антон Семенович,
понимая, что воспитатель всегда пропагандист.
И это еще одна составная часть мастерства
педагога.
И, наконец, «педагогическая техника»,
или, как сейчас мы говорим, «мастерство
педагогического стимулирования». Воспитатель
должен уметь влиять на детей непосредственно.
А для этого многое надо знать и уметь:
надо верно оценивать ситуацию, принимать
верное решение, владеть методами стимулирования,
уметь потребовать, поощрить, а когда надо,
и наказать, уметь увлечь перспективой
и многое-многое другое, вплоть до подлинного
артистизма в демонстрации своих чувств.
Таковы основные слагаемые педагогического
мастерства.
А.С.Макаренко утверждал: мастерство —
это то, чему можно научиться, и каждый
педагог может стать большим мастером.
Этот оптимистический завет педагогической
молодежи несет большую гуманистическую
нагрузку. Сколько изломанных педагогических
судеб и несостоявшихся жизненных планов
из-за того, что молодые педагоги на начальном
этапе своей работы не овладели мастерством!
Можно смело сказать, что 99% всех наших
неудач и просчетов на педагогическим
поприще упираются в дефицит педагогического
мастерства.
Совершенно ясно — из одних книг мастерства
не почерпнешь. Для этого нужен упорный
труд, самостоятельный поиск и сотрудничество
с опытными педагогами. Но чтобы эти поиски
и сотрудничество были успешными, надо
знать, в каком направлении их следует
развивать. В отборе верных направлений
движения к мастерству книги Макаренко
всегда будут добрым и незаменимым помощником
молодого педагога. И никогда на этом пути
не следует забывать мудрого замечания
Антона Семеновича о том, что подлинный
гуманизм в отношении людей, в отношении
к детям состоит в том, что надо мастерски,
«блистая удачей», делать свое дело.
Педагогическое творчество А.С.Макаренко
— педагогика реального гуманизма. Имя
его всегда будет стоять в ряду величайших
педагогов-гуманистов прошлого, таких,
как И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой
и С.Т.Шацкий. И нелишне еще раз заметить:
педагогический опыт каждого из них был
стремлением помочь обездоленным детям.
Сказано: по делам их узнаете их... На самый
трудный участок педагогического фронта
— на спасение беспризорных детей подвигла
судьба Антона Семеновича Макаренко в
годы гражданской войны и всеобщей разрухи
в нашей стране. И он добился поразительных
результатов.
5. Гуманизм в
педагогической концепции А. С. Макаренко
В 1994 г. увидела свет удивительная книга
«Макаренковцы (Что сталось с теми, кого
воспитывал Макаренко)». Написал ее талантливый
журналист Лев Алексеевич Чубаров, который
много лет изучал судьбы воспитанников
Антона Семеновича. Вот что он пишет: «Свыше
трех тысяч детей, в том числе с изломанным
детством, прошли через педагогические
руки и человеческое сердце Антона Семеновича
Макаренко, и ведь ни один из них не попал
в тюрьму, не оказался полицаем в годы
войны, не покинул Родину в трудное для
нее время; нет среди них ни подлеца, ни
труса, просто плохого человека.
Имею моральное право судить о том, ибо
знавал лично 700— 800 из трех тысяч, общался
с ними около сорока лет».
Это ли не реальный гуманизм?
Один штрих лучше всего иллюстрирует реализм
макаренковского гуманизма. «1 марта 1939
г. Антон Семенович выступил с лекцией
по проблемам воспитания в лектории Московского
государственного университета. Начиная
с 1948 г. текст этой лекции неоднократно
печатался в сборнике работ педагога и
в собраниях сочинений. И до последнего
времени всегда стыдливо опускалась значительная
часть текста, где Макаренко рассказывает,
как он учил своих воспитанников... пить
водку. Да-да. Именно так. Не всех, конечно,
а тех, кто уже стал пьяницей. Делалось
это но секрету...» Впрочем, прочитайте
сами этот отрывок на с. 111 — 112 и поразмыслите
над ним. Вы поймете, что из всех возможных
решений в данной конкретной ситуации
Макаренко выбрал единственно верное.
А это и есть гуманизм.
Макаренко всегда творил с оптимистической
гипотезой. И в этом его подлинный гуманизм.
«Педагогическую поэму» — вершину своего
литературного творчества — он посвятил
Максиму Горькому. Великий русский писатель
в июле 1928 г. посетил колонию его имени.
Дни, проведенные Горьким в Куряже, Антон
Семенович назвал самыми счастливыми
в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет
о них очень скромно, уделив этому менее
10 строк. И тем более интересно читать
о впечатлениях самого Алексея Максимовича.
В очерках «По Союзу Советов» он пишет:
«Кто мог столь неузнаваемо изменить,
перевоспитать сотни детей, так жестоко
и оскорбительно помятых жизнью? Организатором
и заведующим колонией является А.С.Макаренко.
Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты
действительно любят его и говорят о нем
тоном такой гордости, как будто они сами
создали его. Он — суровый по внешности,
малословный человек лет за сорок, с большим
носом, с умными и зоркими глазами, он похож
на военного и на сельского учителя из
«идейных». Говорит хрипло, сорванным
или простуженным голосом, двигается медленно
и всюду поспевает, все видит, знает каждого
колониста, характеризует его пятью словами
и так, как будто делает моментальный фотографический
снимок с его характера. У него, видимо,
развита потребность мимоходом, незаметно,
приласкать малыша, сказать каждому из
них ласковое слово, погладить по стриженой
голове.
На собраниях командиров, когда они деловито
обсуждают ход работы в колонии, вопросы
питания, указывают друг другу на промахи
в работе отрядов, на различные небрежности,
ошибки - Антон Семенович Макаренко сидит
в стороне и лишь изредка вставляет в беседу
два-три слова. Почти всегда это слова
упрека, но он произносит их как старший
товарищ. Его слушают внимательно и не
стесняются спорить с ним - как с двадцать
пятым товарищем, который признан двадцатью
четырьмя умней, чем все они».
Подытоживая уведенное в Куряже и других
трудовых колониях Алексей Максимович
скажет удивительно точные слова: «заведующий
Бакинской трудовой колонией, - я забыл
его фамилию – и А.С.Макаренко, организатор
колонии под Харьковом, в Куряже - все эти
«ликвидаторы беспризорности» не мечтатели,
не фантазеры, это, должно быть, новый тип
педагогов, это люди, сгорающие в огне
действенной любви к детям, а, прежде всего
- это люди, которые, мне кажется, хорошо
сознают свою ответственность перед лицом
детей. Бесчисленные трагедии нашего века
возникнув на вулканической почве непримиримых
классовых противоречий, убедительно
рассказывают детям историю кровавых
ошибок отцов. Это должно бы возбудить
у отцов чувство ответственности перед
детьми; должно бы - пора»[3.c.53].
Прошу прошения за обильное цитирование,
но, мне кажется, оценки классика мировой
литературы помогают лучше понять реальный
гуманизм педагогики Макаренко.