Трудные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:35, лекция

Описание работы

Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает?

Работа содержит 1 файл

Трудные дети.docx

— 20.30 Кб (Скачать)

Трудные дети

Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно  прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье –  родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо  ли смотреть на проблему лишь с позиции  воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они  реагируют совсем не так, как он ожидает?

Может быть, нелишне взглянуть  на ситуацию глазами ребенка? И ему  взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими  своей властью, физической силой, творящими  «суд скорый и неправый». В самом  деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий  наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?  

По отношению к подростку  термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием  личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков  развития, неправильных установок в  поведении, отрицательных качеств  характера, нездоровых потребностей и  т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а  затем – взрослые с устойчивыми  негативными качествами характера  и отклонениями в поведении.

В чем же причины такого отставания?

Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с  другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные  действия и принимать решения, предъявляет  завышенные требования к учителям и  родителям, критичен по отношению к  ним, а сам не умеет владеть  собой.

Во-вторых, "трудный" подросток  и "трудные" семьи – понятия  неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни  в семье.

Дети отражают образ жизни  отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдо культуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Работа  с трудными детьми

1. Изучение «трудных»  детей

Изучение «трудных» учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются  нравственные ориентиры  личности, воспитательный потенциал  семьи и коллектива, выявляются ошибки в  постановке задач, выборе методов  и форм воспитания. Определяются причины  трудновоспитуемости,  воспитательные возможности среды и способы  перевоспитания, включения самого подростка  в процесс социализации.

Диагностическая карта  «трудного» ребенка

1. Выявление "трудных" школьников с 1 по 11 класс, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Проведение анкеты "Выявление  трудновоспитуемых детей в классе".

3. Установление характера педагогической  запущенности, отношения к учебной  деятельности, отставания, проявления  волевых качеств.

4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам  микрорайона.

5. Изучение полезных интересов,  способностей и профессиональных  намерений.

Возрастная  педагогика в работе с "трудными"

"Трудный": младший  школьный возраст

В младшем школьном возрасте проявляются  следствия неправильного семейного  и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться  сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

 

 

 

 

"Трудный": средний  школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость  стимулируется не только отставанием  в психическом развитии, но и недостаточным  жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают  недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты  с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и  свою деятельность, учить различать  истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость  к отрицательному поступку, формировать  коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.

Чрезвычайно важно правильно подобрать  поручения в классе с учетом интересов  ребенка и сообщества сверстников.  Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать  ребенку интересное дело, сосредоточиться  на нем, проявить настойчивость и  организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация  оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и  патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

"Трудный": старший  школьный возраст. 

Старшие подростки, взрослея, тянутся  к самостоятельности. Но социального  опыта, многих практических умений, необходимых  сил и способностей еще нет. Назревает  конфликт между пониманием норм поведения  и их выполнением, чувствами и  разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и  самопознанием лишает ребенка возможности  само регуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. Необходимо общение в микро группах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.


Информация о работе Трудные дети