1. Коммуникативная готовность.
Заключается в том, что ребёнок
может нормально взаимодействовать
с людьми по правилам, нормам.
В дошкольные годы социализация
детей позволяет им преодолеть
агрессивность, они становятся
более внимательными, заботливыми,
готовыми сотрудничать с другими
детьми. Дошкольники умеют "вчувствоваться"
в состояние окружающих. Они начинают
понимать, что их сверстники и
взрослые чувствуют и переживают
не всегда так, как они. К
6-7 годам для ребёнка происходит
расслаивание сферы человеческих
взаимоотношений на нормативные
(в деятельности) и человеческие
(по поводу деятельности). Последние
носят управляющий характер по
отношению к первым, в них нормы
ставятся под индивидуальный
контроль. Дошкольник путает эти
две сферы, для него симпатия
и антипатия более значимы,
чем нормы и правила.
2. Когнитивная готовность.
Уровень развития познавательных
процессов: внимания. Мышления, памяти,
воображения. Ребёнок начинает
формировать модели той действительности,
с которой имеет дело, строить
её описание. Делает он это
с помощью сказки. Сказка - это
такая знаковая система, с помощью
которой ребёнок интерпретирует
окружающую действительность. Затем
это сказочное мышление разрушается
("Это не по правде!"). когда
ребёнок начинает различать быль
и не быль, сказка превращается
в миф. К возрасту 5-7 лет ребёнок
пытается ребёнок пытается осмыслить
такие явления как смерть. Мышлению
ребёнка этого возраста свойственен
анимизм - стремление приписать
неодушевлённым предметам или
животным человеческие черты.
Желание взрослых избежать ответов
на вопросы детей приучает
их к мысли, что эта тема
запретна. Уклончивая или искажённая
информация может помешать детям проанализировать
свои чувства и мысли и вызвать необоснованную
тревогу. Так же важно не давать детям
ту информацию, о которой они не спрашивают
и с которой не могут справиться эмоционально
или осмыслить до конца. Лучший вариант
- дать простые и прямые ответы на их вопросы.
3. Уровень эмоционального
развития. Ребёнок должен научиться
преодолевать ситуативные эмоции,
культурно управлять чувствами.
Позволяет этому научиться игра.
Дети старшего дошкольного возраста
должны так же научиться справляться
с агрессивностью. Есть определённая
закономерность в развитии детской
агрессивности. Пик её приходиться
на 4,5 года, а затем постепенно
убывает, пока не сходит на
нет. К началу школьного возраста
дети усваивают нормы поведения,
которые способствуют снижению
агрессивности. Родители могут
ускорить этот процесс, прививая
детям навыки социального общения
и стимулирую чувствительность
к переживаниям других.
4. Технологическая оснащённость.
Имеется в виду минимум знаний,
умений, навыков (ЗУН), позволяющих
обучаться в школе. Под ЗУН
понимается умение читать , писать,
считать. Психологи считают, что
важнее иметь развитое воображение.
Воображение - это действие в
смысловом поле, оно является
предтечей мышления.
5. Личная готовность. Личная
готовность проявляется в самоактуализации.
Это значит, что он открывает
себя с радостью, что он такой,
что он есть, а главное - с
любовью и восторгом. Для девочек
самоакуализация ещё в раннем
детстве выступает в виде привлекательности,
а для мальчиков - в виде
эффективности.
Под влиянием этих двух факторов
у дошкольника складываются основные
структуры личности:
1. Притязание личности (эффективность
и привлекательность). Уровень притязаний
формируется путём успехов и
неудач. Если ребёнок найдёт свою
сферу деятельности или общения,
то страх компенсируется уверенностью
в себе, в своих силах. Позиция уверенности:
"Всё зависит от меня, от моих способностей".
Позиция неуверенности: " От меня ничего
не зависит, всё под влиянием рока".
2. Формирование Я - концепции.
Я-концепция включает в себя 3
аспекта:
а) оценочный: ребёнок не
может оценить такие свои качества,
как доброта, чуткость, но он их знает.
б) когнитивный- -способность
составить описание самого себя.
в) эмоциональный. Восприятие
связано с типом переживаний.
Если взрослый помнит себя ребёнком, то
ведущую роль играет эмоциональный
фон (удивление, страх, угроза). Ребёнка
можно понять через рисунки.
3. Перспективы личности
у ребёнка связаны с его
образом взрослости. Если образ
взрослости присоединён к обучению,
то он будет удовлетворять
ребёнка, и наоборот. Перспектива
- это цель, реализация которой
связана со смыслом жизни. Без
осознания перспективы нет деятельности.
4. Формирование иерархии
побуждений, иерархии мотивов. К
5-6 годам складывается механизм
смысловой коррекции побуждения
к действию. Действие становиться
поступком, и ребёнок выбирает,
какой смысл будет иметь тот
или иной поступок.
3.Базовая потребность
в дошкольном периоде
Базовая потребность - уважение.
Любой младший школьник выказывает
претензию на уважение, на отношение
к нему как к взрослому. Если потребность
в уважении не будет удовлетворена,
то невозможно будет строить отношения
с этим человеком на основе понимания.
" Я открыт для понимания, если
уверен, что меня уважают". Затруднения
в усвоении новых форм и правил
поведения могут вызвать неоправданные
самоограничения и сверхнеобходимый
самоконтроль. Дети учатся удовлетворять
свои физические и духовные потребности
способами, приемлемыми для них
самих и тех, с кем они общаются.
Важно в этот период не оказывать
давление на ребёнка, а позволить ему самому
решать определённые задачи, не давать
готовых ответов, а осторожно направлять
в действии, помогать ему самому найти
решение.
4.Признаки кризисного
периода семи лет
На основе возникновения
личного сознания возникает кризис
7 лет. Основные признаки кризиса семи
лет:
1) потеря непосредственности.
Между желанием и действием
вклинивается переживание того,
какое значение это действие
будет иметь для самого ребенка;
2) манерничанье; ребенок
что-то из себя строит, что-то
скрывает (уже душа закрыта);
3) симптом "горькой
конфеты": ребенку плохо, но
он старается этого не показать.
Возникают трудности воспитания,
ребенок начинает замыкаться
и становится неуправляемым;
4) переживания приобретают
смысл (сердящийся ребенок понимает,
что он сердит), благодаря этому
у ребенка возникают новые
отношения к себе, которые были
невозможны до обобщения переживаний.
5) к кризису семи лет
впервые возникает обобщение
переживаний, или аффективное
обобщение, логика чувств. Есть
глубоко отсталые дети, которые
на каждом шагу переживают
неудачи, проигрывают. У ребенка
школьного возраста возникает
обобщение чувств, т.е., если с
ним много раз случалась какая-то
ситуация, у него возникает аффективное
образование, характер которого
так же относится к единичному
переживанию или аффекту, как
понятие относится к единичному
восприятию или воспоминанию.
В основе этих симптомов
лежит обобщение переживаний. У
ребенка возникла новая внутренняя
жизнь, жизнь переживаний, которая
прямо и непосредственно не накладывается
на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя
жизнь небезразлична для внешней,
она на нее влияет. Возникновение
внутренней жизни - чрезвычайно важный
факт, теперь ориентация поведения будет
осуществляться внутри этой внутренней
жизни. Кризис требует перехода к новой
социальной ситуации, требует нового содержания
отношений. Ребенок должен вступить в
отношения с обществом как с совокупностью
людей, осуществляющих обязательную, общественно
необходимую и общественно полезную деятельность.
В наших условиях тенденция к ней выражается
в стремлении скорее пойти в школу. Нередко
более высокую ступень развития, которой
ребенок достигает к семи годам, смешивают
с проблемой готовности ребенка к школьному
обучению. Наблюдения в первые дни пребывания
ребенка в школе показывают, что готовности
к обучению в школе у многих детей еще
нет