Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:59, реферат
Кавказ представляет собой историко-этнографическую облает очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например лакцы, абазины.
Следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, который остался в составе России, и Закавказье, где образовались суверенные государства.
Министерство образования
Ставропольского края
ГОУ
ВПО Ставропольский
Государственный
Университет
Кафедра
специальной педагогики
и клинической
психологии
Реферат
На тему: «Традиционные особенности
воспитания мальчиков народов Северного
Кавказа ».
Кавказ представляет
собой историко-этнографическую облает
очень сложную по национальному составу.
В свое время арабские географы называли
Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно
означает «Гора языков». На сравнительно
небольшом пространстве Кавказа расселено
великое множество народов, различных
по численности и говорящих на разных
языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими
миллионы человек, такими, как азербайджанцы,
грузины и армяне, здесь живут народы,
численность которых не превышает нескольких
тысяч, например лакцы, абазины.
Следует различать Северный Кавказ, включая
Дагестан, который остался в составе России,
и Закавказье, где образовались суверенные
государства. У представителей различных
этнических общностей, проживающих в этих
больших регионах, есть различия в культуре
и психологии, но есть и большое сходство.
Северный Кавказ — наиболее сложный в
этническом, религиозном и языковом отношение
регион России, включающей в себя большое
количество национально-территориальных
образований и населенный многими народами.
Вместе с тем здесь, в частности, прослеживается
большое культурное единство между адыгами
(адыгейцами, кабардинцами и черкесами),
с одной стороны, и между ними и осетинами,
балкарцами, карачаевцами, с другой стороны.
Многочисленные народы Дагестана (аварцы,
даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ногайцы,
рутильцы, агулы и др.) имеют свою самобытную
культуру и общие психологические особенности,
что позволяет выделить Дагестан в особый
регион. К нему примыкают Чечня и Ингушетия,
представители которых относятся к вайнахам
и имеют много сходного в культуре и психологии.
Определенные общность и своеобразие
социально-экономических, политических
и исторических условий развития, образа
жизни, культуры привели к формированию
типичных черт социального и национально-психологического
облика представителей Северного Кавказа.
Данные этнографических, социально-психологических
и социологических исследований показывают,
что они наделены:
В условиях повседневной
трудовой деятельности и общения с
представителями других национальностей
у жителей Северного Кавказа заметна тенденция
к образованию микрогрупп не только по
национальному признаку, но и по принадлежности
к коренным народам Кавказа вообще. Обладая
хорошими организаторскими способностями,
коммуникативными качествами, самостоятельностью,
они стремятся стать неформальными лидерами
в коллективах.
В данном случае проявляются особенности
воспитания мальчиков в семьях на Кавказе.
С детства они сориентированы на значимость
социальной роли мужчины, отца, брата,
их с малых лет приучают заботиться о сестрах,
даже старших, о младших братьях. В семьях
культивируется любовь к младшим, помощь
им во всем, что превратилось в национальную
особенность и постоянную потребность.
Дети на Кавказе (мальчики в особенности)
почти не подвергаются наказаниям, растут
самостоятельными в условиях минимума
запретов. У всех народов Кавказа популярны
национальные виды борьбы, бокс. Занятия
этими видами спорта, а также своеобразная
народная педагогика с ранних лет формируют
сильную волю, постоянную готовность к
отпору, активность. Такие качества представителей
разных народов Северного Кавказа позволяют
им довольно быстро адаптироваться к разнообразным
условиям жизни и деятельности.
Весьма своеобразно и понимание старшинства
на Кавказе. Безоговорочное уважение и
подчинение старшим проявляется дифференцированно.
Если жители считают, что те или иные распоряжения
руководителей других национальностей
в многонациональном коллективе задевают
их достоинство и самолюбие, не учитывают
их национальных традиций, то они способны
воспротивиться выполнению их указаний.
Встречая в подобных случаях жесткую требовательность,
решительность и уверенность в действиях
своего непосредственного начальства,
представители народов Кавказа осознают
бесперспективность такого поведения,
однако перестраиваются с трудом. Здесь
большую роль играют терпение и последовательность
в действиях руководителя, его способность
найти пути продуктивного взаимодействия
со своими подчиненными и сослуживцами
.
Адыгейцы и черкесы — коренные жители
Адыгеи и Карачаево-Черкесии, как показывают
исследования, отличаются твердым характером,
верностью слову, настойчивостью, терпеливостью
в достижении поставленных целей, неприхотливостью
в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько
легкомысленными, но вместе с тем энергичны
и упорны. В межнациональных отношениях
с адыгейцами и черкесами необходимы такт,
выдержанность, равноправие во взаимодействии
и доверительность в общении.
Кабардинцы и балкарцы, жители Кабардино-Балкарии,
имеют в своей психологии и культуре много
общего и не меньше особенного. Общее объясняется
длительностью совместного проживания
на одной территории, непосредственного
общения и взаимодействия во всех сферах
материальной и духовной жизни. Особенное
объясняется разным этническим происхождением.
Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам,
входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы
— результат слияния аланов с тюркскими
племенами.
Национально-психологические особенности
кабардинцев выглядят более динамичными
и менее устойчивыми. У балкарцев они более
консервативны в силу того, что их сознание
постоянно настроено главным образом
на восприятие и осмысливание окружающего
мира в соответствии со своими национальными
установками.
У кабардинцев
в меньшей степени, чем у балкарцев,
проявляется предрасположенность к национально
своеобразному проявлению чувств, динамики
и характера поведения, взаимодействия,
общения. Зачастую они отходят от национальных
стандартов. Вот почему им свойственна
преимущественная ориентация на интернациональные
ценности, они легче ассимилируются среди
других народов. Балкарцы же по сравнению
с кабардинцами в большей мере сохраняют
свое национальное своеобразие.
Кабардинцы склонны проявлять независимость
в своих действиях и поступках. Балкарцам
же, наоборот, свойственны конформное
поведение, подчинение групповому давлению.
Потребность в общении у кабардинцев реализуется
свободнее и конкретнее.
У балкарцев прослеживается более высокая
потребность в достижениях, что можно
связать с такими их психологическими
качествами, как упорство, отчетливое
стремление к успеху, самоуверенность.
Представители дагестанских народов очень
самобытны, впечатлительны, смелы, обладают
хорошими организаторскими способностями.
По свидетельству социологов и социальных
психологов, они с лучшей стороны зарекомендовали
себя в деятельности в экстремальных условиях.
Трудовую деятельность они любят, им нравятся
практические действия с техникой. Большинство
из них слабо знают русский язык, в многонациональных
коллективах держатся независимо. В их
среде очень сильны родоплеменные связи.
На первых порах в трудовом коллективе
для представителей дагестанских народов
характерны замкнутость, скованность
в общении с сослуживцами, настороженность
в поведении. Находясь в составе многонационального
коллектива, они уделяют очень мало внимания
его общественно-политической жизни. В
сфере межличностных отношений не стремятся
занимать лидирующее положение, характеризуются
при соответствующих условиях общительностью
и веселым нравом.
У большинства дагестанцев высоко развито
чувство национального достоинства и
чести. В сельских районах сохранились
любовь к холодному оружию, обычай кровной
мести. У них относительно низкий по сравнению
с представителями других народов Кавказа
общеобразовательный уровень. Часто они
очень религиозны.
Чеченцы традиционно проживали в горных
районах северного склона восточной части
Большого Кавказского хребта, а с XIX в.
также в долине реки Терек. В своем историческом
развитии чеченцы вместе с ингушами перешагнули
феодальный этап развития общественной
жизни и почти не знали рабства, поэтому
клановые и родовые отношения, составляющие
основу их общества, до сих пор находятся
в полном расцвете.
У чеченского народа ярко выражено чувство
родового коллективизма. Его представители
всегда ощущают себя частью семьи, рода
(тейпа). Причем внутриродовые связи здесь
часто более тесны, чем у других этнических
общностей. Чеченцы поддерживают отношения
с родственниками до пятого колена. При
этом чувство принадлежности к тейпу преобладает
над национальной принадлежностью. Члены
рода связаны кровным родством по отцовской
линии, пользуются одинаковыми личными
правами. Свобода, равенство и братство
в нем составляют главный смысл существования.
Малочисленные чеченские тейпы жили окруженные
более сильными соседями. Отсутствие сложных
форм государственности у чеченцев сильно
повлияло на сплоченность тейпов.
Строго оберегались
законность происхождения и права членов
рода, поддерживать славу и могущество
которого каждый его представитель считал
своей личной обязанностью. От тейпа же,
в свою очередь, зависела безопасность
каждого индивида, потому что оскорбление
или убийство любого члена рода не оставалось
безнаказанным. В то же время каждый человек
должен согласовывать свои поступки с
интересами рода, так как за его ошибку
приходилось отвечать и его родственникам.
Это положение породило такие пережитки
патриархально-родовой морали, как недозволенность
жаловаться в государственные органы,
прибегать к их защите от обидчиков.
Роль тейпов в жизни современного чеченского
общества нельзя преуменьшить и по следующим
причинам: а) за каждым тейпом стоят вооруженные
формирования, которые хорошо оснащены,
организованны, дисциплинированны и в
своих действиях подчиняются лишь родовым
авторитетам; б) столкновения тейпов во
многом определяют причины противостояния
различных структур власти в Чечне.
У чеченцев множество стереотипов поведения
во всех областях жизнедеятельности. Эти
стереотипы базируются на строгом соблюдении
национальных традиций и обычаев. Для
основной части чеченцев приверженность
традициям носит гипертрофированный характер,
что объясняется и их своеобразным воспитанием.
Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают
к правилам горского этикета, незнание
которых строго карается. Обучение происходит
не в форме нотации, что для ребенка неприемлемо,
а с помощью наглядных примеров. Осуждение
или одобрение поступка, совершенного
юношей, молодым человеком или мужчиной,
происходит в присутствии ребенка, чтобы
тот слышал и запоминал, за что могут публично
наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку
как бы самому приходится оценивать различные
ситуации. Таким образом у него вырабатываются
такт, поведенческое чутье, принятие этикета,
а не бездумное его заучивание.
Существенной особенностью национальной
психологии чеченцев выступает осознание
правомерности любых, даже самых жестоких,
действий в качестве возмездия за свое
оскорбленное достоинство, жизнь и честь
родственников (обычай кровной мести).
Неотмщение за родственника позором ложилось
на весь род. Обычай кровной мести был
вызван объективной исторической реальностью
жизни народа в условиях постоянных межтейповых
и внешних войн. Неспособность отомстить
за убийство или оскорбление родственника
говорила о слабости рода и тем самым подвергала
его опасности нападения. Личностным фактором
выступали тут и впечатлительность, и
эмоциональная горячность чеченцев. Сюда
же надо прибавить и их гордость, не позволяющую
человеку спокойно жить, когда оскорблен
родственник; ведь оскорбление одного
члена тейпа было равносильно оскорблению
всех его представителей.
Одной из древнейших черт национального
характера чеченцев является патриотизм.
Для них любовь к родному краю — чувство,
которое должно быть присуще настоящему
горцу. Часто патриотические чувства переходят
в национализм, шовинизм. Радикальных
националистов больше среди представителей
горных (более бедных) тейпов, где сильнее
национальные традиции. Принадлежность
же ко всей чеченской нации в целом осознается
слабее, поскольку доминирует чувство
ответственности за свой род. После депортации
40-х гг. XX в. у чеченцев появляется более
острая психологическая привязанность
к мусульманскому миру.
Национальной
особенностью чеченцев является гостеприимство.
«Куда не заглянет гость — туда не заглянет
добро». В этой пословице выражается отношение
народа к этой традиции. Гостю всегда рады,
и ничто не должно отпугнуть его от дома.
Все, что есть лучшего в доме, — для гостя.
Пока человек в гостях, он находится под
защитой принявшей его семьи. Нанести
оскорбление гостю равнозначно тому, чтобы
оскорбить хозяина. Однако некоторые преступники
в Чечне таким образом скрываются от правосудия.
Среди чеченцев широко распространено
куначество-побратимство. Побратимы верны
дружбе, вместе делят радость и горе. Они
готовы всегда прийти на помощь друг другу,
чего бы это ни стоило. Это чувство сравнимо
с традицией кровной мести и переходит
из поколения в поколение.
В многонациональных коллективах чеченцы
держатся независимо. Как правило, они
стараются группироваться по этническому
признаку. На первых порах в общении для
них характерны замкнутость и настороженность.
Но освоившись, чеченцы могут занимать
в группе лидирующее положение.
Ингуши — родственный чеченцам вайнахский
народ, представителям которого свойственны
неспешность в действиях и поступках;
проницательность и сообразительность;
большие, чем у чеченцев, выдержанность
и умение контролировать свое поведение,
общение.
Нормы поведения
ингуша-мужчины:
выдержанность и простота в действиях
и поступках, отсутствие зазнайства, спокойствие;
мужество, но разумное, без драк и ссор,
так как за смерть противника будет отвечать
весь род;
немногословие, стремление не проговориться,
неспешность, осторожность в высказываниях
и оценках других людей;
должное поведение дома, сдержанность
в оценке жены, детей, отстранение жены
от мужских дел и обязанностей.
Ингуши предпочитают
улаживать свои отношения с представителями
других этнических общностей на основе
взаимопонимания и сотрудничества, уважения
к обычаям и привычкам других народов.
Осетины — представители одного из самобытных
кавказских народов, для которого свойственны
такие национально-психологические особенности,
как высокая национальная гордость и самолюбие;
честность и добросовестность в отношениях
со своими близкими и единомышленниками,
преданность начатому делу, стремление
всегда достигать своей цели, чего бы это
ни стоило.
В их среде сильны патронимические (кровнородственные)
связи и отношения, которые выражаются
в строгом соблюдении своих обязанностей,
долга перед близкими, своими единоверцами.
Информация о работе Традиционные особенности воспитания мальчиков народов Северного Кавказа