Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:07, лекция
В работе представлены основные типы уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.
Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.
В качестве иллюстрации рассмотрим
фрагмент урока физики в 6-м классе.
На двух предыдущих уроках учащиеся изучили,
закрепили действие жидкости на погруженное
тело, условие плавания тел. И вот
учитель показывает простой опыт.
В бутылку с узким горлом наливает
доверху воды, опускает спичку с
кусочком пластилина на конце (спичка
полностью погрузилась в воду,
но плавает), закрывает большим пальцем
горлышко бутылки и надавливает
на воду. Спичка плавно погружается
в воду. Затем по его команде
спичка поднимается вверх, останавливается
на любой глубине, снова опускается
вниз и т.д. Большая часть класса
поражена. Учитель предлагает объяснить
это явление. Задание это эвристическое.
Всем ясно, что решение как-то связано
с изменением давления внутри жидкости,
производимого пальцем. Но, с одной
стороны, это изменение давления
одинаково на обоих концах вертикально
расположенной спички, а потому вроде
бы не должно изменить равновесия спички,
с другой - видно, что плавучесть
спички все же меняется. В только
что изученную формулу условия
плавания тел давление не входит. Так
каков же механизм плавучести спички?
Поиск ответа на этот вопрос доставляет
много радости для
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Виды самостоятельных работ в обучении
В практике
обучения каждый тип самостоятельной
работы представлен большим
1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
2. Упражнения: тренирово
3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
5. Подготовка докладов и рефератов.
6. Выполнение индивидуал
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Техническое моделирование и конструирование.
Большая
часть перечисленных видов
Многообразие
самостоятельных работ
Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.
Сегодня
плохой урок главным образом
Наблюдения
за практикой организации
·
·
·
·
Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:
·
·
·
·
Приведем некоторые примеры.
Допустим, что после знакомства на уроках истории с понятием «война» в общем виде ученикам предстоит дать развернутое описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое описание, учитель:
·
·
·
·
Подобным образом можно на уроках географии подготовить учащихся к построению рассказа на описание, например, природных условий изучаемого географического региона; на уроках биологии — на описание строения растения или животного организма; физики или химии ~ на описание строения прибора, технического или химического сооружения.
Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких моментов. Учитель:
·
·
·
·
·
При подготовке учащихся по выполнению задания на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:
·
·
·
·
·
Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда ученики подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую.
Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:
·
·
·
·
·
·
·
·