Типы уроков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:07, лекция

Описание работы

В работе представлены основные типы уроков совершенствования знаний, умений и навыков.

Работа содержит 1 файл

типы у.docx

— 55.90 Кб (Скачать)

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

В качестве иллюстрации рассмотрим фрагмент урока физики в 6-м классе. На двух предыдущих уроках учащиеся изучили, закрепили действие жидкости на погруженное  тело, условие плавания тел. И вот  учитель показывает простой опыт. В бутылку с узким горлом наливает доверху воды, опускает спичку с  кусочком пластилина на конце (спичка полностью погрузилась в воду, но плавает), закрывает большим пальцем  горлышко бутылки и надавливает  на воду. Спичка плавно погружается  в воду. Затем по его команде  спичка поднимается вверх, останавливается  на любой глубине, снова опускается вниз и т.д. Большая часть класса поражена. Учитель предлагает объяснить  это явление. Задание это эвристическое. Всем ясно, что решение как-то связано  с изменением давления внутри жидкости, производимого пальцем. Но, с одной  стороны, это изменение давления одинаково на обоих концах вертикально  расположенной спички, а потому вроде  бы не должно изменить равновесия спички, с другой - видно, что плавучесть спички все же меняется. В только что изученную формулу условия  плавания тел давление не входит. Так  каков же механизм плавучести спички? Поиск ответа на этот вопрос доставляет много радости для шестиклассников.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Виды самостоятельных работ  в обучении

В практике обучения каждый тип самостоятельной  работы представлен большим разнообразием  видов работ, используемых учителями  в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

1.       Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2.       Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3.       Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4.       Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5.       Подготовка докладов и рефератов.

6.       Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7.       Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.       Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных  работ может быть составлена для  различных уровней самостоятельной  учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех  перечисленных выше типов самостоятельных  работ. Огромен арсенал разнообразных  самостоятельных работ для самых  разных дидактических целей, имеющийся  в распоряжении творчески работающего  учителя.

Многообразие  самостоятельных работ исключает  рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Изучение  опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных  признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга  самостоятельные работы, которые  учитывают учебные возможности  школьников.

Сегодня плохой урок главным образом характеризуется прежде всего тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительную часть урока выполняют разнообразную самостоятельную работу.

Наблюдения  за практикой организации самостоятельной  работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких  работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

·                                нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

·                                уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика;

·                                слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

·                                самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

Чтобы ученики могли самостоятельно описать  тот или иной объект или явление  при выполнении учебного задания, решении  учебной задачи и правильно выполнить  все операции, надо:

·                                четко сформулировать задание на описание с указанием его границ — свернутое или развернутое;

·                                предъявить объект для наблюдения — в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания — словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;

·                                дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания — названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;

·                                определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

Приведем  некоторые примеры.

Допустим, что после знакомства на уроках истории  с понятием «война» в общем  виде ученикам предстоит дать развернутое  описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое  описание, учитель:

·                                дает краткую справку, в которой указывает годы войны, ее участников, их силы, основные этапы, сражения, результаты;

·                                прочитывает некоторые выдержки из исторических документов, художественной литературы, если возможно, показывает фрагменты из учебных и художественных фильмов;

·                                предъявляет перечень опорных понятий, имен исторических деятелей, военачальников, названий городов, мест сражений и т.д.;

·                                указывает границы поиска существенных признаков сходства изучаемой войны с ранее изученными, а также существенные признаки отличия — характер войны, масштабность, время, особенности сражений.

Подобным  образом можно на уроках географии  подготовить учащихся к построению рассказа на описание, например, природных  условий изучаемого географического  региона; на уроках биологии — на описание строения растения или животного организма; физики или химии ~ на описание строения прибора, технического или химического сооружения.

Подготовка  учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких  моментов. Учитель:

·                                дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей - причинно-следственные, функциональные, генетические, морфологические — и на границы их действия;

·                                с целью выявления устойчивого характера связей или отношения показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, построения, проведения опыта — в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную;

·                                показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, — логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это возможно и необходимо);

·                                показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;

·                                дает перечень опорных понятий и аксиоматических положений, используемых при доказательстве.

При подготовке учащихся по выполнению задания  на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:

·                                ставит задачу объяснить характер и причины войны, а также причины поражения или победы воюющих стран;

·                                указывает ориентиры для распознавания связи между общественным строем воюющих стран и характером войн; ориентиры для распознавания причин войны, а также причин поражения или победы;

·                                напоминает, по каким признакам устанавливается справедливый или несправедливый характер войны, и дает задание соотнести эти признаки с изучаемой войной; указывает типичные причины войн вообще и типичные причины поражения или победы воюющих сторон в принципе и предлагает соотнести их с теми причинами, которые характерны для данного случая;

·                                дает логические схемы предложений, отражающих найденные закономерности: «...носила ... характер (справедливый, несправедливый)»; «Основные(ая) цель войны — ...(захват чужих территорий, рабов и пленных, богатств, сокрушение торгового конкурента и т.д.»; «Основные причины победы... (слабость и разобщенность противника, в том числе политическая, военная, экономическая)»; «Основные причины поражения...»;

·                                дает опорные понятия и аксиологические положения для доказательства.

Обозначенный  круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда  ученики подготовлены к высшему  уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные  шаги, каждый из которых будет поднимать  учеников с одной ступеньки на другую.

Итак, учитывая значение самостоятельной  работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя  заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

·                                постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

·                                обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

·                                разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

·                                подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

·                                ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

·                                оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

·                                обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

·                                обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.


Информация о работе Типы уроков