Типы и виды концептов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Поскольку когнитивная лингвистика - молодая ветвь языкознания, ряд её положений (например, некоторые вопросы когнитивной семантики) нуждается в целостном системном описании. Наше исследование представляет собой попытку дать один из вариантов такого описания.

Содержание

1. Введение
2. Типология концептов
3. Выводы
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Типы и Виды концептов.docx

— 27.24 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение
  2. Типология концептов
  3. Выводы
  4. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     К концу 20 столетия лингвистика, наряду с другими науками обратившаяся к изучению инфраструктуры человеческого  разума, уподобляемого информационной системе, приобретает новый "образ", обусловленный её когнитивной направленностью.

     Информация  поступает к человеку по разным каналам; знания аккумулируются в его голове в виде определённых структур. Хотя каждая когнитивная дисциплина имеет  свой собственный объект исследования, именно через язык можно получить доступ к наиболее объективному анализу  этих структур.

     Когнитивная лингвистика видит свою задачу в  изучении особенностей отражения знаний на всех уровнях языковой системы.

     Как и любая наука, когнитология не знает национальных границ. Свой вклад в её становление, развитие и пропаганду её достижений внесли А. Вежбицка, Р. Джекендофф, У. Лабов, Дж. Лакофф, Р. Лангакер, М. Минский, Э. Рош, Ч. Филлмор, Дж. Фодор, Н. Хомский, У. Чейф, Р. Шенк, В.З. Демьянков, Д.О. Добровольский, Ю.Н. Караулов, А.Е. Кибрик, Е.С. Кубрякова, Д.И. Руденко, P.M. Фрумкина и другие учёные.

     Специалисты, представляющие новую научную парадигму, разработали оригинальные методы, приёмы и процедуры для изу.чения процессов познания, отражаемых в языке.

     На  современном срезе развития когнитивной  науки особое внимание привлекает сфера  когнитивной семантики: проблема осмысления языковых единиц как структур представления  знаний по-прежнему является актуальной, так как по совокупности концептов (концептосфере) можно судить о ментальной модели действительности, отражаемой в языке вообще и в головах конкретных носителей языка, в частности.

     Поскольку когнитивная лингвистика - молодая  ветвь языкознания, ряд её положений (например, некоторые вопросы когнитивной  семантики) нуждается в целостном  системном описании. Наше исследование представляет собой попытку дать один из вариантов такого описания. 
 
 
 

ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ

     Вопрос  о типологии концептов - один из первых теоретических вопросов, поставленный когнитивной лингвистикой в процессе ее становления. Поиски определения  концепта, его ментальной специфики  были тесно связаны с проблемой  классификации концептов, которой  исследователи уделяли большое  внимание.

     Интенсивное развитие когнитивной лингвистики, теоретическое осмысление понятия  «концепт» и типологии концептов  привело исследователей к пониманию  того, что концепт представляет собой зонтичный термин, объединяющий разные виды ментальных явлений, функцией которых является структурация знаний в сознании человека.

     Выработано  понимание того, что концепты - это  единицы мышления, которые по своему содержанию и организации могут  быть весьма различны при сохранении своих основных функций - структурировать знания и выступать единицами мыслительного процесса. Типология концептов возможна и необходима в силу того, что различаются типы знания, представляемые концептами.

     А. П. Бабушкин разграничивает мыслительные картинки, схемы, гиперонимы, фреймы, инсайты, сценарии, калейдоскопические концепты. Н. Н. Болдырев разграничивает конкретно-чувственные образы, представления, схемы, понятия, прототипы, пропозиции, фреймы, сценарии или скрипты, гештальты. С. Г. Воркачев выделяет концепты высшего уровня (долг, счастье, любовь, совесть) и обычные концепты. Г. Г. Слышкин выделяет первичные и вторичные концепты, метаконцепты (которые образуются в результате осмысления продуктов предыдущей концептуализации и в которых реализуется рефлексия носителя языка, а также пропорциональные, сформировавшиеся, формирующиеся, предельные и рудиментарные лингво - • культурные концепты. В. И. Карасик разграничивает параметрические и непараметрические (регулятивы и нерегулятивы) концепты. М. В. Пименова выделяет следующие виды концептов: образы (Русь, Россия, мать), идеи (социализм, коммунизм) и символы, а также концепты культуры, которые делятся на несколько групп: универсальные категории культуры - время, пространство, движение, изменение, причина, следствие, количество, качество; социально-культурные категории - - свобода, справедливость, труд, богатство, для русских - достаток, собственность; категории национальной культуры - для русских это воля, доля, соборность, душа, дух; этические категории --добро, зло, долг, правда, истина; мифологические категории - боги, ангел-хранитель, духи, домовой. Существуют и другие классификации.

     Концепты  можно классифицировать по разным основаниям, каждое из которых будет отражать «когнитивную реальность». С нашей  точки зрения, наиболее важно различать  концепты по тому типу знания, отражения действительности, которое они закрепляют, поскольку именно от этого зависят методы выделения и описания концептов.

     Наши  исследования в этой области позволяют  предложить следующую типологию  концептов.

     Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета или явления.

     Концепты-представления, как правило, объективируются в  языке преимущественно лексическими единицами конкретной семантики. О том, что смысловая сторона подобных единиц репрезентирует именно представление, свидетельствуют словарные дефиниции этих лексем, многие из которых практически целиком состоят из перечисления чувственно воспринимаемых признаков предмета номинации: дрожь - частое судорожное вздрагивание тела, клен - лиственное дерево с широкими резными листьями, ласточка - перелетная птица с узкими, острыми крыльями, юркая и быстрая в полете.

     Представления статичны и являют собой отражение  совокупности наиболее ярких внешних, чувственно воспринимаемых признаков  отдельного предмета или явления.

     Схема - концепт, представленный некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой; это гипероним с ослабленным образом - дерево вообще, (наглядный образ дерева вообще - ствол и крона), образ реки как протяженности, ленты, схематический образ человека - голова, туловище, руки и ноги («точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек» - как в детских рисунках и др.). Н. Н. Болдырев определяет схему так: «мыслительный образ предмета или явления, имеющий пространственно-контурный характер»

     Схемы можно нарисовать, что говорит  о реальности существования данной формы структурации знаний. Схема - промежуточный тип концепта между представлением и понятием, определенный этап развития абстракции.

     Понятие - концепт, который отражает наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления. Например: квадрат - прямоугольник с равными сторонами, самолет - летательный аппарат тяжелее воздуха с несущими плоскостями).

     Понятие возникает на базе представления  или схемы путем постепенного, поэтапного отвлечения от второстепенных, случайных, индивидуальных чувственно воспринимаемых признаков (фрукт, овощ, птица) либо путем соединения в понятийном образе мыслительных компонентов других концептов.

     Соединяться могут как признаки, отражающие реально  существующие элементы действительности (самолет, автомобиль и др.), так и признаки, отражающие элементы действительности, не существующие в том или ином конкретном сочетании (русалка, кентавр). В последнем случае концепт есть, но нет в природе самих денотатов концепта, хотя чувственные образы, отражающие реально существующие признаки, налицо - русалку и кентавра, как и бога можно нарисовать; это свидетельство того, что, во-первых, фантазия - это необычное сочетание обычных элементов, а во-вторых, что концепт - это продукт отражения действительности, но продукт, обработанный в результате мыслительной деятельности.

     В силу сказанного следует признать, что концепты-понятия формируются  в мышлении преимущественно как  отражение научной и производственной сфер действительности (терминология). Понятия вербализуются, как правило, терминологической и производственной лексикой, а также лексемами рациональной семантики типа житель, клиент, проситель, истец, ответчик, судья.

     Многие  понятия фактически создаются лингвистами, стоящими перед необходимостью дать слову дефиницию в толковом словаре  в опоре на небольшое количество дифференциальных признаков или  выполнить компонентный анализ значения слов, чтобы разграничить сходные  по смыслу слова. Как отмечал Ю. С. Степанов, «логические понятия выработаны не для каждого явления, называемого  отдельным словом, так как не все  объекты и явления являются предметом  общественного познания» (Степанов, 1975).

     Фрейм - мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении. Например, магазин (компоненты - покупать, продавать, товары, стоить, цена и др.), стадион (устройство, внешний вид, поле для игры на нем и др.). Примеры фреймов: ресторан, кино, поликлиника, больница, экзамен.

     Сценарий - последовательность нескольких эпизодов во времени; это стереотипные эпизоды с признаком движения, развития. Фактически это фреймы, разворачиваемые во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов: посещение кино, поездка в другой город, посещение ресторана, поликлиники, драка, игра, экскурсия. Стадион - это фрейм, а посещение стадиона, выступление на стадионе, реконструкция стадиона и т. д. - сценарии.

     Гешталът - комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании. Гештальт (термин X. Эренфель-са, австрийского искусствоведа конца XIX века), представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления.

     Экспериментальное исследование показало, что значение подобных слов испытуемые связывают  с чувственно воспринимаемыми явлениями, которые увязываются сознанием  в некоторую комплексную картину. Типичными геш-тальтами являются концепты, объективированные такими лексемами, как очередь, игра, пытка, любовь, судьба и др. Таковы основные типы концептов по характеру концептуализируемой информации.

     Существенной  для линговогнитивного исследования оказывается также типология концептов по характеру их «наблюдаемости», объективированности для человека. С этой точки зрения концепты можно подразделить на вербализованные - для которых есть в системе регулярные языковые средства выражения и которые регулярно овнешняются в коммуникативном процессе в данной языковой форме, и невер-бализованные, не имеющие в системе языка регулярных, стандартных средств языковой объективации или имеющие только косвенные способы языковой объективации и вербализуемые искусственно в условиях принудительно поставленной задачи (например, в условиях эксперимента или при необходимости словесно их описать в ходе исследования).

     Также существенной для лингвокогнитивного исследования оказывается классификация концептов по их принадлежности определенным группам носителей. С этой точки зрения выделяют универсальные концепты {вода, солнце, родина, земля, дом и др.), хотя и такие концепты могут обнаруживать национальную специфику; национальные концепты - присущие только одному народу, ср. японское слово саби - уединенное молчание на лоне природы, у японцев также есть слово, которое означает «женщина, которая, живи она в другое время, пользовалась бы большим успехом у мужчин», финск. сису - «жизненная стойкость и умение противостоять обстоятельствам, свойственная финнам», фр. savoir-vivre - «умение жить в удовольствие», русские концепты духовность, пошлость, смекалка, авось, западные концепты толерантность, приватность, вызов, честная игра и под.

     Существуют  также групповые (возрастные, гендерные, профессиональные и под.), а также индивидуальные концепты.

Информация о работе Типы и виды концептов