- Абилитация —
это система лечебно-педагогических мероприятий
с целью предупреждения и лечения патологических
состояний у детей раннего возраста, ещё
не адаптировавшихся в социальной среде,
которые приводят к стойкой утрате возможности
учиться, трудиться и т. д.
- Специальное
образование — дошкольное, общее и профессиональное
образование, для получения которого лицам
с ограниченными возможностями здоровья
создаются специальные возможности.
- Лицо
с ограниченными возможностями — это
лицо, имеющее физические и(или) психические
недостатки, которые препятствуют освоению
образовательных программ без создания
специальных условий для получения образования.
- Недостаток-
физический или психический недостаток,
подтверждающий психолого-медико-педагогической
комиссией в отношении ребенка и медико-социальной
экспертной комиссией в отношении взрослого
человека.
- Психический
недостаток – это подтвержденный в
установленном порядке временный или
постоянный недостаток в психическом
развитии человека, включая нарушения
речи, эмоционально-волевой сферы, в том
числе повреждения мозга, а также нарушения
умственного развития, задержку психического
развития, создающие трудности в обучении.
- Физический
недостаток - подтвержденные в установленном
порядке временные или постоянные недостатки
в развитии и (или) функционировании органа
(органов) человека, либо хроническое соматическое
или инфекционное заболевание.
- Сложный
недостаток- совокупность физических
и (или) психических недостатков.
- Тяжелый
недостаток – подтвержденный в установленном
порядке физический или психический недостаток,
выраженный в такой степени, что образование
в соответствии с государственными образовательными
стандартами является недоступным.
- Специальное
(коррекционное)образовательное
учреждение- образовательное учреждение,
созданное для лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
- Специальные
образовательные условия- условия обучения(воспитания),
в том числе специальные образовательные
программы и методы обучения, индивидуальные
ТСО и средства жизнедеятельности, а также
педагогические, медицинские, социальные
и иные услуги, без которых невозможно
освоение общеобразовательных и профессиональных
образовательных программ лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
- Объект
специальной педагогики — специальное
образование лиц с особыми образовательными
потребностями, как социо-культурный феномен.
- Предмет
специальной педагогики — теория и практика
специального образования..
- Дислалия —
нарушение звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации артикуляционного
аппарата.
- Дисфония
(от дис...
и греч. phone - звук - голос), расстройство
голоса при заболеваниях гортани, перенапряжении
голосового аппарата.
- Ринолалия
(гнусавость, палатолалия) — дефект звукопроизношения.
- Алалия-
отсутствие или недоразвитие речи у детей
при нормальном слухе и первично сохранном
интеллекте.
- Синдром
раннего детского аутизма, синдром
РДА, синдром Лео Каннера — нарушение в развитии
эмоционально-личностной сферы детей
и подростков.
- Дефект —
физический или психический недостаток,
вызывающий нарушения нормального развития
ребёнка.
- Компенсация
психических функций (от лат. cotnpensatio
- уравновешивание, уравнивание) - возмещение
недоразвитых или нарушенных психических
функций путем использования сохранных
или перестройки частично нарушенных
функций.
- Задержка
психического развития (сокр. ЗПР) —
нарушение нормального темпа психического
развития, когда отдельные психические
функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая
сфера) отстают
в своём развитии от принятых психологических
норм для данного возраста.
Департамент
образования города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования города
Москвы
«Московский
городской педагогический
университет»
Институт
педагогики и психологии
образования
Общеинститутская
кафедра теории и истории
педагогики
Терминологический
словарь по предмету
«Основы
специальной педагогики
и психологии»