Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:11, реферат
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
В отечественной
педагогике вопросами умственного
воспитания много занимались Л. Выготский,
Л. Занков, П. Гальперин, А. Матюшкин, Д.
Эльконин и др.
Умственную деятельность
активизируют познавательные потребности
или мотивы, формируемые у учащихся
под влиянием педагогов, средств
массовой информации, художественной
и научно-популярной литературы. Познавательные
мотивы имеют свою градацию и характеризуют
личностный
смысл учения, действенность
мотива, самостоятельность
Задачи идейно-нравственного,
политического, правового воспитания
взаимосвязаны и решаются в комплексе.
Идейно-нравственное сознание личности
- форма психического отражения человеком
действительности, выражающаяся в его
представлениях, убеждениях, которые
перерастают в принципы. Данными
принципами руководствуются люди, принимая
решения и выбирая способы
поведения.
Эмоциональная сторона
идейно-нравственной жизни человека
проявляется через его чувства.
Нравственные чувства характеризуют
субъективное отношение человека к
другим людям, самому себе, общественным
явлениям.
Идейно-нравственное
воспитание в учебных заведениях
охватывает весь процесс учебно-воспитательной
работы. Все формы обучения воспитывают
учащихся нравственно.
Составной частью нравственного
воспитания является экологическое
воспитание. Отношение человека к
природе имеет глубокий гуманистический
смысл и перерастает в
Правовое воспитание
также связано с нравственным
и обусловлено нарушениями в нравственной
и правовой областях. Причины, порождающие
антиобщественные поступки, во многом
связаны с низким уровнем правового сознания,
неверными представлениями о материальных
и духовных ценностях общества.
Задача правового
воспитания заключается в том, чтобы
довести до сознания учеников требования
правовых норм, добиться, чтобы эти
требования приобрел для них личностный
смысл, стали руководством в повседневном
поведении.
Более сложным является
перевоспитание, которое направлено
на перестройку неправильно
учащихся, на преобразование
отрицательных способов поведения,
осложняющих развитие личности. Процесс
перевоспитания предполагает установление
существенных причин отклонений в нравственном
развитии, определение путей, средств,
влияющих на перестройку сложившегося
стереотипа поведения.
Под гражданским
воспитанием понимается формирование
комплекса качеств, необходимых
каждому члену современного общества,
а именно: политической культуры, правовой
культуры и культуры межнациональных
отношений.
Содержание политической
культуры школьника, будущего полноправного
гражданина страны составляет следующее:
знание политики, политической системы
страны, органов управления государством,
лояльное отношение к политической
организации общества, умение участвовать
в политической жизни страны. Все
это является для некоторой общей
системой задач формирования политической
культуры учащихся и определяет содержание
и средства такой работы.
Правовую культуру
школьников составляют такие качества
и знания, как сознательная дисциплина,
законопослушность, нетерпимость к
правонарушениям, знание основных законов
общества и государства, представление
о праве, о гражданских правах
человека и ребенка, в частности.
Особенно важной можно считать задачу
формирования законопослушности - уважения
к закону и стремления его выполнять.
Правовое воспитание крайне актуально
в условиях роста детской и
молодежной преступности. Нельзя, однако,
думать, что возможно формировать
правовую культуру, сознание отдельно
от нравственности. Правовая культура
- часть нравственной культуры человека.
Это относится и
к культуре межнациональных отношений,
основное содержание которой состоит
в следующем: любовь к культуре своего
народа и уважение, терпимость к
другим народам. К задачам формирования
культуры межнациональных отношений
следует отнести знание истории,
культуры, искусства
своей родины, страны; любовь к своему
народу и активное участие в сохранении
и развитии национальной культуры;
знание культур других народов своей
страны и других государств, уважительное
к ним отношение; наконец, умение строить
отношения с представителями других культур
и народов на принципах взаимоуважения
и толерантности.
Формирование здорового
образа жизни является очень важным
в свете современного состояния
нравственного индифферентизма
и дезориентации подростков. Содержание
его не должно сводиться к "анти",
то есть к тому, чего не надо делать.
Оно должно быть построено на утверждении
идеала и норм здоровой гармонической
и счастливой жизни каждого.
Средствами формирования
здорового образа жизни являются
методы убеждения и организации
деятельности детей. На Западе имеются
многочисленные программы по антиалкогольному,
антиникотиновому, антинаркотическому
воспитанию. В России был курс "Этика
и психология семейной жизни", который
отчасти выполнял задачи формирования
здорового образа жизни. Сейчас в школах
России эти задачи частично решаются с
помощью курса "Основы безопасности
жизнедеятельности". Необходима разработка
специальных программ, обеспечивающих
это направление воспитания. Другим важным
средством формирования здорового образа
жизни является организация внеучебной
разнообразной деятельности детей, в том
числе досуговой, а также общение подростков
и личное влияние, пример учителей, взрослых.
К показателям физической
воспитанности относятся
Эстетическое воспитание
- это развитие способности восприятия
и правильного понимания
формирует у учащихся
систему художественных представлений,
взглядов и убеждений, помогающих выработать
критерии эстетических ценностей. Эстетическое
воспитание учит умению вносить элементы
прекрасного в свою жизнь.
Эстетическое начало
заложено в деятельности человека,
направленной на преобразование окружающей
жизни и самого себя.
Эстетическое воспитание
средствами искусства (художественное
воспитание) осуществляется различными
путями, соответствующими природе, особенностям
каждого из них.
Единая система
физического воспитания в нашей
стране была теоретически разработана,
обоснована и апробирована П. Лесгафтом
в начале XX в.
Физическое воспитание
направлено на морфологическое и
функциональное совершенствование
организма, на закрепление его устойчивости
к неблагоприятным условиям внешней
среды, на предупреждение заболеваний
и охрану здоровья.
Способность человека
к разносторонней двигательной деятельности
обеспечивается гармоничным развитием
всех физических качеств. Задача же физического
воспитания - научить детей преодолевать
усталость, страх, неуверенность, неприятные
болевые ощущения.
Физическое воспитание
осуществляется в учебное и внеучебное
время. Основной и обязательной для всех
учащихся организационной формой являются
уроки физической культуры, они предусмотрены
учебными программами и составляют основу
общей физической подготовки.
В основе существования
человеческого общества лежит труд.
Трудовое воспитание предусматривает
формирование взглядов, убеждений, норм
и правил поведения в области
трудовых отношений. Принцип соединения
обучения с трудом развивает преемственность
в системе непрерывного образования.
Разные виды трудовой
деятельности развивают у учащихся
трудовые умения и навыки, волевые
качества. Труд включает учащихся в
сложную систему общественных отношений,
формирует нравственно-
Цель трудового
воспитания включает в себя: развитие
осознанного, творческого, ответственного
отношения к труду как первой
жизненной потребности; формирование
трудовых навыков; культуры умственного
и физического труда; общественно-трудовой
активности; подготовку к выполнению
необходимых и доступных видов
профессиональной деятельности.
Заключение
Воспитательный процесс
является частью широкого процесса формирования
личности, который объединяет как
обучение и воспитание в школе, так
и воспитание в семье, и воздействие
микросреды, социального окружения
ребенка. Процесс воспитания менее
изучен, хотя он имеет свои особенности
и представляется в известном смысле более
сложным, чем обучение. Психологическая
сущность процесса воспитания состоит
в переводе ребенка из одного состояния
в другое, и с позиций психологии воспитание
есть процесс интериоризации, то есть
перевода внешнего по отношению к личности
опыта, знаний, ценностей, норм, правил
во внутренний психический план личности,
в ее убеждения, установки, поведение.
Благодаря воспитанию и складывается
собственно психологическая структура
личности.
Список использованной
литературы
1. Бабанский Ю.К.
Педагогика. М. 1990.
2. Ильина Т.А.
Педагогика. М. 1994.
3. Лихачев В.Т.
Педагогика. М. 1993.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1997.