Теоретико-методологические основы современных дидактических концепций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:42, доклад

Описание работы

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактические системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три основные дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.

Работа содержит 1 файл

педагогика вопрос 1.docx

— 16.04 Кб (Скачать)

Введение.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактические системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три основные дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.

Разделение  концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс  обучения. В традиционной системе  обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из 4 ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.

Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

К началу XX в. эта система подверглась критике за авторитарность книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX в. рождаются новые подходы.

Среди новых  подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные Умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».

Современная дидактическая система исходит  из того, что обе стороны –  преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую  концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

 Теория ассоциативно-рефлекторная.

  В соответствии  с этой теорией сформулированы  дидактические принципы, разработано  подавляющее большинство методов  обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения  лежат выявленные И.М. Сеченовым  и И.П.Павловым закономерности  условно - рефлекторной деятельности  головного мозга человека. Согласно  их учению, в мозгу человека  идет постоянный процесс образования  условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут  устойчивыми и закрепятся в  сознании, зависит индивидуальность  каждой личности. На основе учения  о физиологии умственной деятельности  известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А.  Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.

  Кратко смысл  данной теории можно выразить  следующими положениями: 

Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс  образования в его сознании различных  ассоциаций - простых и сложных.

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в  себя следующие этапы:

восприятие учебного материала;

его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и  противоречий;

запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

применение усвоенного в практической деятельности.

Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

Наивысший результат  в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

формирование активного  отношения к обучению со стороны  обучаемых;

подача учебного материала в определенной последовательности;

демонстрация и  закрепление в упражнениях различных  приемов умственной и практической деятельности;

применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

  Из данных  теоретических положений можно  сделать практические выводы:

Овладение учебным  материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной  информации важно привлечь органы чувств:

слуховые;

зрительные;

двигательные и  др.

Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять  специальные приемы:

выделять главное;

применять подчеркивание;

использовать цвет;

предлагать обратить особое внимание и т. д.

Для активизации  процесса осмысления учебного материала  важно, чтобы он был:

доступным;

логически взаимосвязанным;

правильно понятым;

актуализированным.

В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

составление конспекта  изученного;

повторение;

рассказ;

объяснение;

показ усвоенного товарищу;

применение полученных знаний в практической деятельности.

Основой процесса овладения  знаниями является их применение на практике.

Теория  проблемно - деятельностного  обучения.

Данная теория реализует  два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип  деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные  условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает  учебную проблему, мысленно и практически  действует в целях поиска и  обоснования наиболее оптимальных  вариантов ее решения. 

  Можно выделить  несколько этапов познавательной  учебной деятельности учеников:

восприятие и осмысление обучаемыми созданной учителем проблемной ситуации. Ученики знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее  в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.

ученики создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.

индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.

анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.

анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов  в мыслительной деятельности.

Информация о работе Теоретико-методологические основы современных дидактических концепций