Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Работа содержит 1 файл

№9 темперамент.docx

— 32.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.

Принято выделять следующие основные свойства темперамента.

· Сензитивность или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы человек отреагировал;

· Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Люди различаются по степени выраженности реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы. О некоторых можно сказать: «вспыльчивый», «заводится с полоборота», а о других: «не поймешь, обрадовался или огорчился…»;

· Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели (настойчиво, сосредоточенно, целенаправленно или вяло, неэнергично, рассеянно);

· Пластичность / ригидность. Противоположные свойства, которые проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним воздействиям или, наоборот, инертно, с трудом меняя свои привычки и суждения;

· Темп реакций. Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов (скорость запоминания, движения, выполнения мыслительных операций, темп речи, динамика жестов и т.д.);

· Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;

· Интроверсия / экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем обусловлены реакции и поведение человека: собственными представлениями, образами, мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт).


 

4. УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА В ОБЩЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

 
            Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).  
          Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

 
Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить  к данной деятельности лиц, которые  не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют  лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.  

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

 
Третий путь заключается в преодолении  отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих  мотивов.  
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

 
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции  всегда проявляется в поведении  человека.

 
Продуктивность работы человека тесно  связана с особенностями его  темперамента. Так, особая подвижность  сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий  к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его  к быстрому утомлению. Флегматики и  меланхолики, наоборот, в условиях строгой  регламентации и монотонного  труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем  холерики и сангвиники.

 
В поведенческом общении можно  и нужно предвидеть особенности  реакции лиц с разным типом  темперамента и адекватно на них  реагировать.  
Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя  итог вышесказанному хочется еще  раз отметить, что  изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. К методам как уже говорилось выше относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.

 И.П.  Павлов экспериментально подтвердил  теорию о физиологической основе  темперамента; К.Сиго связал различие  темпераментальных особенностей  с телосложением, а В. Вундт  с силой и скоростью изменения  эмоций. На основе этих исследований  изучение темперамента продолжается и сегодня.

В своей  работе я постаралась освятить  физиологическую основу темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, рассказать о методах  изучения темпераментов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
  2. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
  3. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
  4. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
  5. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
  6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  7. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.



Информация о работе Темперамент