Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:27, реферат
Цель данной работы - изучить понятие «текст», как особой реальности и объекта методологического и семантического анализа. Для этого, в первом разделе данного реферата будет дано определение термину «текст», раскрыт смысл указанного термина и даны разные трактовки понятия «текст». Кроме того, будут приведены несколько отличительных признаков текста. Во втором разделе реферата мы рассмотрим понятие «текст» как объект методологического и семантического анализа.
Текст как особая реальность и "единица" методологического и семантического анализа
Универститет Международного Бизнеса. Дисциплина «Педагогика»
10/27/2012
Выполнил: Шаяхметова А.Н. Магистратура «Финансы» Проверил: Хасанов М.Ш. |
Текст как особая реальность и "единица" методологического и семантического анализа
Цель данной работы - изучить понятие «текст», как особой реальности и объекта методологического и семантического анализа. Для этого, в первом разделе данного реферата будет дано определение термину «текст», раскрыт смысл указанного термина и даны разные трактовки понятия «текст». Кроме того, будут приведены несколько отличительных признаков текста. Во втором разделе реферата мы рассмотрим понятие «текст» как объект методологического и семантического анализа. Семантический анализ — это метод обработки информации на естественном языке, анализирующий взаимосвязь между коллекцией документов и терминами в них встречающимися, сопоставляющий некоторые факторы (тематики) всем документам и терминам.
1 раздел
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют
две основных трактовки понятия
«текст»: «имманентная» (расширенная,
философски нагруженная) и «репрезентативная»
(более частная). Имманентный подход
подразумевает отношение к
В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное». | |||
Членимость текста - текст состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно расчленить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание
высказывания» связано с
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
2 раздел
Чтобы иметь возможность говорить о гуманитарных науках как о некоем целом, нужно ввести некоторое средство, применить достаточно естественный (не нарочито искусственный) прием для упорядочения хаоса гуманитарных явлений. Этот прием должен быть сущностно связанным с эмпирией гуманитарных фактов, имманентно содержать в себе признаки, которые позволили бы развернуть методологию гуманитарных наук. Таким приемом, охватывающим многообразие явлений духовного мира человека и их объективации, выступает выдвижение на первый план методологических исканий понятия «текст». Предмет социально-гуманитарных наук (общество, история, культура, личность), пояснял М.М. Бахтин, не может быть дан как прямой и непосредственный объект естествознания, а только в знаковом выражении, реализации в текстах разного рода — и для самого исследователя, и для других. Человек всегда выражает себя (говорит), тем самым создает текст, хотя бы потенциальный (таковым, например, является человеческий поступок). Вот почему «там, где человек изучается вне текста и независимо от него, то это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)».
Мы «упрощаем» глубину
и сложность гуманитарных явлений,
«процеживая» их сквозь сито знаково-символических
конструктов, концептуально связанных
в целостный текст. Но это упрощение
(мысленное абстрагирование) осуществляется
не ради простоты как таковой, а является
вынужденным приемом
Текст — это система знаковых элементов, способная быть носителем информации, обладающая многосмысловой структурой. Формируясь как смысловое единство, предназначенное для решения коммуникативной задачи, поставленной определенными условиями социального бытия, он выполняет функции регулирования социальных отношений и организует совместную деятельность людей.
Уникальные свойства текста
обусловлены спецификой его организации.
В основе текста заложена совокупность
знаковых элементов. Знак — минимальный
и основополагающий элемент коммуникативной
системы, сущность которого состоит
в замещении явлений
В тексте актуализированы значения знаковых единиц, над ними надстраивается собственно текстовая смысловая структура, которая заключает в себе исторический смысл. Понять этот смысл значит, выражаясь словами М.М. Бахтина, «вжиться в его структуру». Наряду с устойчивым историческим смыслом текст несет в себе множество подвижных, изменчивых «трансисторических» смыслов, которые подлежат уже не реконструкции, а, говоря словами Р. Барта, «производству» со стороны интерпретатора.
Текстовое сообщение адресовано активному мыслящему началу — той системе, которая способна не только воспринять информацию, но и преобразовать ее в соответствии со своей уникальной природой. Безотносительно к тому, кто является субъектом взаимодействия — личности, группы, социумы, типы культуры, в процессе социального взаимодействия происходит выработка новой информации, которая несет в себе особенности субъекта — свободу действия и своеобразие индивидуального сознания.
Каждому поколению, эпохе, новому
культурному образованию и
Сфера воздействующих на текст
факторов не имеет пространственных
или временных ограничений. Так
как в индивидуальном сознании явления,
объекты и концепции способны
функционировать исключительно
во взаимном сцеплении, а идеи и представления
обладают таким же реальным бытием,
как объекты предметного мира,
текст рассматривается в
Основной задачей гуманитарных наук является постижение «глубинного смысла» текста. Точность в гуманитарных науках M.M. Бахтин связывает с «преодолением чуждости чужого без превращения его в чисто свое». Вживание в чуждую культуру, анализ произведения с точки зрения этой чуждой культуры недостаточны для полного понимания смысла произведения. Если остановиться только на таком методе, то возможно лишь дублирование, которое никогда не было истолкованием, так как не несло в себе элемента новизны. Творческое понимание, по мнению M.M. Бахтина, не должно отказываться от современности, от своей культуры. Субъективный фактор определяет диалогическую природу гуманитарных наук, однако его абсолютизация ведет к релятивизму и агностицизму.
Диалогическое движение понимания
должно состоять из трех этапов. На первом
этапе исходным моментом является данный
текст. Точнее было бы сказать, что перенесение
исследуемого текста в настоящее
время (возможно, даже его перевод
на современный язык) является исходной
точкой движения понимания, так как
тексты всегда принадлежат прошлому,
сколь бы малый промежуток времени
ни отделял их от настоящего. Содержание
второго этапа составляет движение
назад — изучение данного произведения
в прошлых контекстах. Третий этап
характеризуется движением
Если говорить уже об интерпретации текстов, то данный раздел науки называется герменевтика, которая представляется как теория и практика истолкования (интерпретации) текстов – от текста какого-либо литературного и другого источника до всемирной истории как текста. В этом смысле понятие текста универсально: оно охватывает как общественные результаты духовной деятельности человека, так и переработка, распредмечивание исторической действительности человеческого бытия в виде определенной социальной информации. Рикор вывел: понимание – это выявление мышлением смысла, скрытого в символе. Герменевтика – последовательное осуществление интерпретаций; а понимание – искусство постижения значения знаков, один и тот же текст имеет несколько смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга.
Важная методологическая
проблема социально-гуманитарного
познания состоит в том, чтобы
исходя из понимания текста как «материализованного
выражения духовной культуры», распредметить
субъективные смыслы, объектированные
в текстах, и с помощью их проникнуть
в «дух» минувших эпох, чужих культур.
Любой текст – это есть источник
множества его пониманий и толкований.
Произведение (текст) содержит в себе одновременно
несколько смыслов, следовательно, именно
в этом состоит его символичность: символ
- сама множественность смыслов, следовательно,
понимание текста не может ограничиться
лишь тем смыслом, который вложил в него
автор. Смысл текста в пределах исторического
развития изменяется, следовательно, каждая
эпоха открывает в произведениях что-то
новое свое.
По мнению основателя «философской герменевтики» Г.Г. Гадамера, читающий текст всегда имеет определенный проект: даже самый непосредственный смысл читается в свете некоторых ожиданий. Однако изначальный проект не может не пересматриваться по мере проникновения в текст.
Кроме того, Баденская школа выводит связь с социальной реальностью или ее фрагментами происходит через источники, где центральное место занимают письменные тексты (хроники, документы, письма). В гуманитарном познании происходит «отражение отражения» (мысли о мыслях, переживания переживаний, тексты о текстах). Текстам (гуманитарное познание) присущи значение, смысл, ценность. Текст – непосредственный предмет гуманитарного познания. Текст – любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Все знания человечества о мире можно рассматривать как текст, т.е. это жизнь человечества, которую и следует понять.
Заключение
В заключение можно сказать, что понятие «текст» это не только писменный вид содержания, это связная и последовательная связь неких символов, которые мы распознаем как актуализированное значение единиц (явлений, предметов и т.д.). Тексту характерна завершённость высказывания или завершенность мысли. Текст это не одно предложение, а ряд предложений, несущий определенную смысловую нагрузку. Посредством текста мы доносим свои мысли и суждения. Завершенной мысли в виде текста можно дать заголовок. Текст состоит из знаков, которые обозначают определенные материальные и не материальные являния в мире. Но знаки сами по себе не точне переносят смысл явления или предмета, человек, читающий текст, сам допонимает смысл, заполняет это пространство между знаком и полным его восприятием посредством бессознательного всоприятия.
Кроме того, из данной работы можно заключить, что любой текст может быть истолкован в множестве разных пониманий, понимание текста не может быть ограничено только тем смыслом, который был вложен в него автором. Перечитывая несколько раз одну и ту же книгу мы каждый раз узнаем или понимаем что-либо новое либо отличное от того, что мы поняли в прошлый раз. А другой человек всегда найдет другой смысл мысли, выраженной в этой книге.
Информация о работе Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа