Технология поддержки маолобеспеченных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

Процессы расслоения населения по уровню доходов, высокие масштабы малообеспеченности обуславливают необходимость изменения социально-экономической политики государства, принятия конкретных мер на пути преодоления бедности и оказания помощи тем, кто оказался в категории бедных.
Технология поддержки малообеспеченных граждан достаточно сложна. Это обусловлено тем, что при оценке, измерении уровня, масштабов малообеспеченности приходится учитывать соотношение реальных доходов населения и прожиточного минимума, среднедушевой доход, уровень семейных доходов, жилищной и имущественной обеспеченностью и многое другое.
Цель моей работы – раскрыть пути, технологию поддержки малообеспеченных граждан.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Технология поддержки малообеспеченных граждан НОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

    Абсолютное  большинство обратившихся в эти службы лиц желают получить материальную помощь в денежной или натуральной форме. Важным направлением остается организация для малообеспеченных граждан бесплатного питания. Данную услугу оказывают 2,6 тыс. предприятий общественного питания различных форм собственности. Ежегодно бесплатное питание получают более 1,2 млн. человек. Широко привлекаются к этой работе предприятия общественного питания Северо-Западного федерального округа (772). Только в Вологодской области насчитывается 511 таких предприятии, в которых получили питание 234,5 тыс. нуждающихся в нем пожилых людей и инвалидов.

    В Тюменской области в структуре центров социального обслуживания имеются: мастерские по ремонту обуви, социальные магазины, мастерские по ремонту электробытовой техники.

    В Республике Марий Эл на базе Центров  социального обслуживания открыты 13 социальных магазинов, 10 парикмахерских, 2 социальные столовые, 6 мастерских по пошиву и ремонту одежды, ремонту обуви и бытовой техники.

    Наиболее  распространенным видом социальной поддержки населения в Республике Татарстан остается срочная социальная помощь. Разовые услуги в трудной жизненной ситуации оказаны в 2004 г. более чем 607 тысячам человек. Важным направлением помощи малообеспеченным гражданам здесь остается организация для данной категории населения бесплатного питания.

    В Кировской области во всех районах  при учреждениях и службах  системы социальной защиты населения продолжают работать банки вещей, которые формируются главным образом из ассортимента гуманитарной и благотворительной помощи, частных пожертвований. Численность лиц, получивших помощь через «вещевые банки», в 2004 г. составила свыше 17 тыс. человек.

    Во многих субъектах РФ получила широкое распространение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилитации и предметов первой необходимости, что позволяет в некоторой степени решить проблему обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной к гражданам, которые бедствуют и проживают в удалённых сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности. В Оренбургской области на мобильной основе ежегодно предоставляется более 10 тыс. услуг социально-бытового характера, на общую сумму более 270 тыс. руб. Аналогичный опыт имеется в Курганской, Кировской, Пензенской, Воронежской областях. [30, 79]

    Таким образом, из рассмотренных материалов следует, что в РФ проводится многопрофильная работа по оказанию помощи малообеспеченным группам населения. Помощь строится на основании законодательных нормативно-правовых документов, разработанных и принятых на уровне РФ и её субъектов. 
 

2.2. Практика деятельности отдела социальной защиты населения Чебоксарского района Чувашской Республики

с  малоимущими группами населения 

    В ряду учреждений оказывающих поддержку  малообеспеченным гражданам населения  и интенсивно развивающихся в  последнее время особое место  занимают районные (городские) органы социальной защиты населения. Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, при этом их деятельность направлена на поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп населения. Основание цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой доход у семьи ниже ПМ, оказание материальной помощи населению в экстремальных ситуациях, содействии адаптации социально-уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

    К числу таких учреждений относится  отдел социальной защиты населения  Чебоксарского района Министерства здравоохранения и социального  развития ЧР является территориальным органом Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, реализующим на территории Чебоксарского района государственную политику в области труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан. Отдел создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров ЧР от 10 ноября 2005 г. № 267 “О системе органов социальной защиты населения ЧР” и входит в единую систему органов социальной защиты населения ЧР.

    Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти ЧР, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Конституцией ЧР, законами ЧР и иными нормативными правовыми актами ЧР, решениями коллегий Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, приказами министра здравоохранения и социального развития РФ и министра здравоохранения и социального развития ЧР.

    ОСЗН  и подведомственные учреждения системы  социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

      Основными задачами ОСЗН являются: 1) участие в реализации на территории  Чебоксарского района государственной политики в области труда, социальной поддержки, социального обслуживания населения и демографии; 2) анализ, прогнозирование, планирование и реализация на территории Чебоксарского района мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, женщин, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, труда и социального партнерства; 3) реализация на территории Чебоксарского района федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов ЧР и иных нормативных правовых актов ЧР, республиканских целевых программ по улучшению положения семьи, детей, граждан пожилого возраста и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, по содействию занятости населения и улучшению условий и охраны труда; 4) организационно-методическое сопровождение и управление деятельностью республиканского государственного учреждения “Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района”; 5) содействие в организации отдыха, оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке; 6) оказание государственной адресной социальной поддержки населению в Чебоксарском районе ЧР; 7) повышение качества социального обслуживания населения и расширение спектра социальных услуг, в том числе предоставляемых на платной основе.

    Подведомственным  учреждением ОСЗН является: “Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района” (ЦСОН) Министерства здравоохранения и социального развития ЧР. Учреждение  осуществляет  следующие основные  виды деятельности: 1) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определение необходимых для них видов социальных услуг, обеспечение их стационарными и нестационарными условиями; 2) трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда РФ; 3) привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов, Общества Красного Креста, ассоциации многодетных, неполных семей и т.д.) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении; 4) внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания; 5) оказание социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; 6) оказание социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и улучшение здоровья граждан; 7) оказание социально-психологических услуг, предусматривающих коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе; 8) оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; 9) оказание социально-экономических услуг, направленных на поддержание и улучшение жизненного уровня; 10) оказание социально-правовых услуг, направленных на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

    В структуру ЦСОН входят следующие подразделения: - отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;                  - отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделение полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;                 -  отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов;  -  отделение социальной помощи семье и детям.

    ОСЗН в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечивает: реализацию государственным учреждением социального обслуживания утвержденного порядка и условий социального обслуживания; осуществляет контроль за качеством и объемом социальных услуг, предоставляемых государственным учреждением социального обслуживания; вносит предложения в Министерство по развитию сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Чебоксарского района; осуществляет дифференцированный учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании; участвует в реализации индивидуальных программ социальной реабилитации инвалидов; организует проведение мероприятий по реабилитации инвалидов; содействует созданию условий инвалидам для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.д.

    В области осуществления социальных выплат отдел: формирует и ведет банк данных по получателям социальных выплат, в том числе государственных пособий гражданам, имеющим детей, субсидий, компенсационных и других выплат; осуществляет регистрацию малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан; осуществляет работу по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; осуществляет работу по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющим на них право в соответствии с действующим законодательством; разрабатывает рекомендации для органов местного самоуправления района по вопросам назначения и выплаты субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством

    Государственную помощь, финансируемую за счет средств бюджетов РФ, в настоящее время предоставляет ЦСОН. Работа ПО предоставлению различного рода помощи начинается со сбора данных на нуждающегося клиента. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР “О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан” от 13 авг. 2001 г. №180 (и изм. от 15.12.2005 №320) регистрация производится на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина по месту жительства либо месту его пребывания в ОСЗН Минздравсоцразвития ЧР и социального развития ЧР в органе СЗН.  (Образец заявления см. приложение 6).

    Определен перечень необходимых документов для регистрации малоимущих семей и одиноко проживающих граждан: 1)заявление в письменной форме установленного образца; паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей; 2)справки о фактически полученных доходах каждого трудоспособного члена семьи за последние 3 месяца, предшествующие месяцу подачи заявления (зарплату, стипендии, пособия, пенсии и т.д.); 3)справка о составе семьи, о наличии собственности приносящей доход (растениеводство, животноводство, пчеловодство), выдаваемая сельскими администрациями; 4)выписка из домовой или хозяйственной книжки с указанием общей площади; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

    Таблица 1

Информация  по регистрации малоимущих семей 

и малоимущих одиноко проживающих граждан  по состоянию

 с  01.08.2001 по 31.08.2006 С 1.08.2001 ПО 31.08.2006 

      Количество дел
    Действующих 24
    Отказных 13
    Истёкших 1167
    Всего в базе 1204
 

    ОСЗН  населения на основании документов и сведений, представленных заявителем, принимает решение о регистрации. Обновление банка данных малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан осуществляется по мере обращения граждан, но не реже одного раза в шесть месяцев. В случае, если гражданин в течение 6 месяцев не обновлял сведений, подтверждающих его (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо его семьи право на регистрацию в качестве малоимущего(ей), то гражданин (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо его семья исключается из банка данных.

    При предоставлении субсидий органы социальной защиты населения руководствуются Жилищным Кодексом РФ и Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. №444. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.09.2004 г. № 216 “О субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” (с изменениями от 16.07.2005 г.) регулирует организационные вопросы предоставления субсидий. Размеры субсидий рассчитываются исходя из республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных Постановлением Кабинета Министров ЧР. 

Информация о работе Технология поддержки маолобеспеченных граждан