Технология педагогических мастерских в учебном процессе колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 06:43, доклад

Описание работы

Проблема повышения качества образования является основной в современном образовательном пространстве. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию будущего и фактическим уровнем общего развития и профессиональной подготовки выпускников. Сформировать эти качества возможно лишь при активном применении в учебном процессе современных педагогических технологий.

Работа содержит 1 файл

педмастерские.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

     Технология  педагогических мастерских в учебном процессе колледжа 

     Проблема  повышения качества образования  является основной в современном  образовательном пространстве. Современное  состояние профессиональной подготовки специалистов отражает усиливающееся  противоречие между возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию будущего и фактическим уровнем общего развития и профессиональной подготовки выпускников. Сформировать эти качества возможно лишь при активном применении в учебном процессе современных педагогических технологий. Среди таких технологий в последнее время выделяют педагогические мастерские.

     Педагогическая  мастерская — это такая форма  обучения студентов педколледжа, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. [1] Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

     В Тулунском педагогическом колледже работа педагогических мастерских организована на достаточно высоком профессиональном уровне. В течение года в рамках подготовки к производственной педагогической практики для студентов проводятся педмастерские по разным направлениям и темам с учётом специфики специальности. Студенты активно включаются в практическую деятельность мастерских, в процессе которой у них развиваются личностно-профессиональные качества необходимые для формирования ключевых и профессиональных компетенций.

     Приведём  пример организации педагогической мастерской «Наглядные средства обучения на уроках изобразительного искусства».

     Анализ  практики пробных уроков студентов  по изобразительному искусству показал, что уровень изготовления и методики применения наглядных пособий в учебном процессе является недостаточным. В связи с этим в колледже возникла необходимость в организации педагогической мастерской по данной проблеме.  

   Цель мастерской: формирование профессионально-методической компетенции студентов педагогического колледжа в области применения наглядности.       

В истории педагогической культуры постоянно идет развитие принципа наглядности. От работы с формой (явлением) педагогика движется к наглядному представлению сущности. При этом обогащается круг средств, носителей наглядности. От реальных предметов педагогика переходит к картинкам, словесным образным описаниям, визуализации в различных вариантах, голографическому представлению. С появлением компьютеров и сетевого пространства развивается совершенно новый вид наглядности. Ее можно назвать дискретной, точечной. С помощью "клика" (по-английски "click" - нажатие клавиши или компьютерной мышки) можно последовательно обращаться в любую точку информационного пространства, выстраивая свою образовательную траекторию.

     Наглядность на уроках изобразительного искусства имеет особенно важное значение. При восприятии наглядных пособий учащиеся получают зрительные образы, которые помогают им в создании композиции будущего рисунка, развивают творческие способности и воображение, обогащают его внутренний мир.

     Основными средствами наглядности на уроках изобразительного искусства являются: схематические  рисунки и таблицы; гипсовые модели; модели из проволоки и картона; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; репродукции картин и рисунков мастеров; видеофильмы раскрывающие особенности той или иной художественной техники; слайд-фильмы, демонстрирующие содержание урока.

     В связи с этим в организации педмастерской поставлены следующие задачи: расширить знания студентов по проблеме; научить студентов основным технологиям изготовления наглядного материала, методам их демонстрации на уроках изобразительного искусства; выявить основные формы взаимодействия пользователя с электронными образовательными ресурсами; разработать сценарий и выполнить мультимедийную презентацию с учётом тематики и специфики урока изобразительного искусства.

     В состав педагогической мастерской могут  входить преподаватели педколледжа, учителя МОУ СОШ, педагоги дополнительного образования и студенты педагогического колледжа, желающие повысить профессионально методическую компетентность в области методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе и центрах дополнительного образования.

     В тематический план педагогической мастерской входит четыре темы, рассчитанные на 16 учебных часов.

     Первая  тема – «Роль наглядных методов обучения в практике преподавания изобразительного искусства в школе (психоло-педагогический аспект)» предусматривает проведение лекции в объёме двух часов учебного времени. В содержание теоретического материала входят следующие аспекты: сущность и значение наглядных средств обучения в учебном процессе; классификация наглядных пособий; использование наглядности на уроках изобразительного искусства в школе. В завершении лекции студенты выполняют практическое задание, где определяют единые требования к наглядным пособиям и условиям их демонстрации на уроках изобразительного искусства в школе.

     Вторая  тема «Педагогический рисунок на классной доске» проводится в виде мастер-класса. Данная тема рассчитана на шесть учебных часов. Теоретические аспекты: педагогическое рисование – как метод наглядного обучения; функции педрисунка: иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий; демонстрация методической последовательности работы над рисунками; показ одной из стадий выполнения рисунка; разъяснение сущности строения изображаемых объектов; показ принципов композиционного решения; демонстрация технических приёмов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов; наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач, связанных с темой занятий; объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику; методические и технологические особенности выполнения педагогического рисунка разными материалами и техниками (карандаш, уголь, фломастер, акварель, гуашь и другие) связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющая устное объяснение и осуществляемая непосредственно в ходе урока. Практическими аспектами данной темы являются демонстрация и технология выполнения педагогического рисунка разными художественно-изобразительными материалами; выполнение студентами педагогического рисунка на доске.

     Третья  тема «Формы взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом» - презентация, рассчитана на два часа. Рассматриваемые вопросы: применение  информационных технологий в    практике   преподавания изобразительного искусства в школе; проблемы создания эффективных электронных образовательных ресурсов; демонстрация и технология презентации образовательных ресурсов в области изобразительного искусства.

    Четвертая тема  «Разработка сценария мультимедийной презентации к урокам изобразительного искусства». Теоретические аспекты темы: принципы  создания схемы сценария и составление текстового сопровождения к мультимедийной презентации. Указания по созданию эффективной презентации. Качество мультимедийной презентации, особенности восприятия информации с экрана компьютера. Возможности применения Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников при разработке презентации. Практические аспекты темы: разработка мультимедийной презентации на ПК по предложенной тематике. Этапы работы: структуризация учебного материала, составление сценария реализации, разработка дизайна презентации, подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов), подготовка музыкального сопровождения, тестирование-проверка, рефлексия.

    Результатом работы в педагогической мастерской является достаточно высокий уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в области использования наглядных пособий в учебном процессе по изобразительному искусству. Студенты, прошедшие курс педмастерской творчески подходят к разработке наглядного сопровождения урока и методически грамотно используют наглядный ряд в своей практической деятельности при проведении уроков и внеклассных занятий на производственной практике.

     Таким образом, теоретический анализ проблемы, опыт и результаты работы свидетельствуют о том, что педагогическая мастерская является одной из форм совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    Литература

  1. Павлов, Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. – Челябинск, 2007
  2. Педагогический поиск / Сост И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987, стр. 157-159.
  3. Терентьев, А.Е., Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Учебное пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил.

Информация о работе Технология педагогических мастерских в учебном процессе колледжа