Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:17, реферат
Основная цель образования состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности студентов в соответствии с их склонностями интересами и возможностями. Однако в настоящее время учебный процесс в высшем учебном заведении продолжает сохранять неразрешимые противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого студента; между преобладающими объяснительно-иллюстративными способами преподавания и деятельностным характером учения, которое должно способствовать развитию личности студента. Все это определяет необходимость совершенствования процесса обучения в вузе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 4
2. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Как известно, эффективность обучения в значительной степени определяется: уровнем взаимодействия преподавателя и студента; качеством учебно-методических материалов; наличием постоянной обратной связи; использованием активных методов обучения и педагогических технологий. Модульная программа создает условия для самостоятельного обучения студентов. Поэтому модульный принцип наиболее соответствует требованиям дистанционного обучения.
Для
реализации модульной технологии необходимо
разработать модульную
Однако, т.к. в модули входят большие блоки материала, то каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
В
результате создается дерево целей:
Модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются для изучения основ наук, операциональные – для формирования и развития способов деятельности и смешанные. Чаще всего используются смешанные блоки. Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.
Обучающий модуль состоит из четырех блоков:
Формирование содержания информационного блока
Один
из вариантов представления
Другой
вариант представления учебной
информации - это информационная карта
модульной единицы:
Название модуля | Название учебного элемента (Уэ) | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по работе с учебным материалом |
Для каждого из учебных элементов приводится следующая характеристика:
Название учебных элементов, понятия | Основные понятия | Новые понятия | Условные обозначения | Уровень усвоения |
Различают следующие уровни усвоения учебного материала:
Используя приведенную выше схему, преподаватель может решить следующие задачи:
Формирование содержания исполнительского блока
Содержание данного блока отбирается в соответствии с целями формирования умений применять теоретические знания для решения практических задач. Причем в исполнительский блок необходимо включать задачи, позволяющие формировать не частные умения, но и комплексные, позволяющие решать учебную задачу в целом или применять известные знания в нетепичных условиях. Результатом решения типовых задач является сформированная исполнительская самостоятельность, позволяющая выполнять действия в соответствии с ранее заданным алгоритмом. Большую актуальность приобретают задачи, составленные с учетом межпредметных связей, которые, как правило, носят творческих характер, т.к. требуют применения разрозненных знаний, полученных при изучении отдельных учебных предметов в единые операциональные комплексы. При решении таких задач студенту необходимо уметь самостоятельно ставить цели учебно-познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, строить и реализовать проект деятельности, проверять выдвинутые гипотезы, анализировать собственную деятельность на основе ее результатов, давать оценку полученным достижениям и самооценку. Завершается исполнительный блок комплектом контрольных заданий, позволяющих установить уровень сформированности самостоятельности деятельности обучаемых:
Формирование содержания контролирующего блока
При применении модульного обучения обратная связь имеет огромное значение. Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции результатов в сочетании с самоуправлением и сотрудничеством.
Рекомендуется использовать несколько правил [2,4]:
Система контроля сводиться к 3 комплексным операциям:
В модульном обучении используются различные тесты. Выделяют тесты трех уровней:
Формирование содержания методического блока
Уровень самостоятельности студента зависит от того, каким образом построен модуль. В процессе методической обработки возможны два вида работы:
Технология модульного обучения является одной из инновационных педагогических технологий, которая дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации обучения, осознанной активности обучаемого. Применение данной технологии способствует развитию учебной самостоятельности студента, развитию творческих способностей, умений работать сотрудничестве, формированию навыков самоуправления и со-управления в учебном процессе.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать следующие социально-педагогические условия, первое из которых связано с готовностью учителей к реализации технологии модульного обучения; второе условие – необходимость сформированной у студентов готовности к самостоятельной работе; третье условие – наличие материальной базы учебного заведения (возможность размножения печатных дидактических материалов, использование возможностей сетевых технологий).
С
развитием информационных технологий
модульное обучение нашло широкое
применение при организации дистанционного
обучения, на которое в мировой образовательной
практике в последнее время обращено огромное
внимание.