Технология модульного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:17, реферат

Описание работы

Основная цель образования состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности студентов в соответствии с их склонностями интересами и возможностями. Однако в настоящее время учебный процесс в высшем учебном заведении продолжает сохранять неразрешимые противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого студента; между преобладающими объяснительно-иллюстративными способами преподавания и деятельностным характером учения, которое должно способствовать развитию личности студента. Все это определяет необходимость совершенствования процесса обучения в вузе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 4
2. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Работа содержит 1 файл

Технология модульного обучения.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
  1. Проектирование  технологии модульного обучения

     Как известно, эффективность обучения в  значительной степени определяется: уровнем взаимодействия преподавателя  и студента; качеством учебно-методических материалов; наличием постоянной обратной связи; использованием активных методов обучения и педагогических технологий. Модульная программа создает условия для самостоятельного обучения студентов. Поэтому модульный принцип наиболее соответствует требованиям дистанционного обучения.

       Для реализации модульной технологии необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной  дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих  достижение этих целей. Для этого необходимо выделить основные идеи курса, затем содержание учебного предмета структурируется вокруг данных идей в определенные блоки. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), она имеет два уровня 1) уровень усвоения учебного материала  студентами и 2) уровень, который характеризуется использованием студентов на практике учебного материала, а также для изучения других предметов или данного предмета в будущем. Из комплексной дидактической цели выделяют  интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою  интегрирующую дидактическую цель, а совокупность решения этих целей обеспечивает  достижение КДЦ.

       Однако, т.к. в модули входят большие блоки  материала, то каждая интегрирующая  дидактическая цель делится на частные  дидактические цели (ЧДЦ)  и на их основе  выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

       В результате создается дерево целей: 
 

     

     Модули  можно разделить на три типа: познавательные, которые используются для изучения основ наук, операциональные – для формирования  и развития способов деятельности и смешанные. Чаще всего используются смешанные блоки. Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

     Обучающий модуль состоит из четырех блоков:

  1. Информационный блок, содержащий теоретический материал, подлежащий изучению, структурированный на учебные элементы, и методические указания по его усвоению и передаче. В самом простейшем случае - это могут быть страницы учебника; словарь основных понятий; опорные конспекты;
  2. Исполнительский блок, включает в себя систему задач – комплексные задачи, межпредметные задачи, ситуационные задачи; он может содержать описание лабораторных и практических работ, методические рекомендации, графические работы;
  3. Контролирующий блок, содержащий входные и выходные контрольные тесты и задания различных уровней сложности, а также методические указания к проведению контроля;
  4. Методический блок содержит методические рекомендации преподавателю, методические рекомендации обучаемому.

     Формирование содержания информационного блока

       Один  из вариантов представления информационного  блока - конспект учебного материала. Конспект можно делать по различным причинам: 1) если нет единого учебника 2) если в учебнике не достаточно необходимого учебного материала 3) если необходимо сделать  более доступным теоретический материал.

       Другой  вариант представления учебной  информации - это информационная карта  модульной единицы: 

Название  модуля Название учебного элемента (Уэ) Учебный материал с указанием заданий  Руководство по работе с учебным материалом
       

     Для каждого из учебных элементов  приводится следующая характеристика:

Название  учебных элементов, понятия Основные понятия Новые понятия Условные обозначения Уровень усвоения
         
 

     Различают следующие уровни усвоения учебного материала:

  • Узнавание – обучающиеся должны представлять понятия, знать их назначения
  • Воспроизведение – студенты умеют применять понятия и другой теоретический в решении задач
  • Трансформация – формирование понятий, используемых в практической деятельности, для решения технических проблем.
  • Творчество – формирование понятий, используемых для решения творческих и изобретательских задач.

       Используя приведенную выше схему, преподаватель может решить следующие задачи:

  1. определить перечень понятий, которые необходимо повторить студентам;
  2. определить перечень опорных понятий и составить по ним словарь, которым можно пользоваться в процессе изучения новых понятий;
  3. обосновать выбор вариантов задач и  упражнений для изучения студентами.

     Формирование содержания исполнительского блока

       Содержание  данного блока отбирается в соответствии с целями формирования умений применять  теоретические знания для решения  практических задач. Причем в исполнительский блок необходимо включать задачи, позволяющие формировать не  частные умения, но и комплексные, позволяющие решать учебную задачу в целом или применять известные знания в нетепичных условиях. Результатом решения типовых задач является сформированная исполнительская самостоятельность, позволяющая выполнять действия в соответствии с ранее заданным алгоритмом. Большую актуальность приобретают задачи, составленные с учетом межпредметных связей, которые, как правило, носят творческих характер, т.к. требуют применения разрозненных знаний, полученных при изучении  отдельных учебных предметов в единые операциональные комплексы. При решении таких задач студенту необходимо уметь самостоятельно ставить цели учебно-познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, строить и реализовать проект деятельности, проверять выдвинутые гипотезы, анализировать собственную деятельность на основе ее результатов, давать оценку полученным достижениям и самооценку. Завершается исполнительный блок комплектом контрольных заданий, позволяющих установить уровень сформированности самостоятельности деятельности обучаемых:

     Формирование содержания контролирующего блока

     При применении модульного обучения обратная связь имеет огромное значение. Никакое  управление невозможно без контроля, анализа и коррекции результатов в сочетании с самоуправлением и сотрудничеством.

     Рекомендуется использовать несколько правил [2,4]:

  • перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится коррекция знаний;
  • обязательно осуществляется текущий контроль в конце каждого учебного элемента (чаще  это самоконтроль, взаимоконтроль или сверка с образцом), недостатки дорабатываются сразу.
  • после завершения работы с модулем  осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения модуля. Если студент показал плохие результаты, то следует дополнительная проработка модуля.

     Система контроля сводиться к 3 комплексным  операциям:

  • выявлению знаний и умений
  • измерению знаний и умений
  • оценке знаний и умений

     В модульном обучении используются различные  тесты. Выделяют тесты трех уровней:

  • Тесты первого уровня. К ним относятся опознания, различения, классификации; данные тесты предполагают выбор одного из вариантов ответов.
  • Тесты второго уровня. К данному виду тестов относится подстановка, типовая задача, конструктивное задание.
  • Тесты третьего уровня  представляют собой нетиповые задачи.

     Формирование содержания методического блока

     Уровень самостоятельности студента зависит от того, каким образом построен модуль.  В процессе методической обработки возможны два вида работы:

  • Работа обучаемого с модулем осуществляется без вмешательства педагога. Целью этих встреч являются контроль сформированности знаний, умений, навыков, установление достигнутого уровня самостоятельности в решении конкретных задач.
  • Работа с модулем во взаимодействии с педагогом. Обучаемый высказывает свое мнение и получает советы о возможных путях решения рассматриваемой задачи или проблемы (если требуется). Затем следует контроль сформированности знаний, умений и навыков. Таким образом, полный состав методического блока включает в себя комплект ориентировочных основ действия и описания методики проведения занятий с испытанием обучающего модуля.

Заключение

       Технология  модульного обучения является одной  из инновационных педагогических технологий, которая дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации  обучения, осознанной активности обучаемого. Применение данной технологии способствует развитию учебной самостоятельности студента, развитию творческих способностей, умений работать сотрудничестве, формированию навыков самоуправления и со-управления в учебном процессе.

       Для перехода на модульное обучение необходимо создать следующие социально-педагогические условия, первое из которых связано с готовностью учителей к реализации технологии модульного обучения; второе условие – необходимость сформированной у студентов готовности к самостоятельной работе; третье условие – наличие материальной базы учебного заведения (возможность размножения печатных дидактических материалов, использование возможностей сетевых технологий).

       С развитием информационных технологий модульное обучение нашло широкое  применение при организации дистанционного обучения, на которое в мировой образовательной практике в последнее время обращено огромное внимание. 

Список  использованных источников

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С. 3-7.
  2. Педагогические технологии: что это такое и как  их  использовать в школе // Практико-ориентированная монография. Москва – Тюмень. 1997. – С. 155.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  4. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера. // Высшее образование в России. – 1993. – №4. – С. 119-121.
  5. Цявичене П.Ю. Принципы модульного обучения. // Советская педагогика.–, 1990. – №1 – С. 55.
  6. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения.– Каунас, 1989 – 210 с.
  7. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М., 1992. – 200 с.

Информация о работе Технология модульного обучения