Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:19, творческая работа
Данный семинар - практикум поможет систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная
деятельность способствует тому, чтобы
сделать жизнь детей в группе увлекательнее,
разнообразнее.
Используя
театрализованную деятельность в системе
обучения детей в ДОУ, педагоги могут
решать комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательное развитие | Социальное развитие | Речевое развитие | Эстетическое развитие | Развитие движений |
- развитие
разносторонних представлений - наблюдение
за явлениями природы, - обеспечение
взаимосвязи конструирования с
театрализованной игрой для - развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата. |
- формирование
положительных взаимоотношений
между детьми в процессе - воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); - воспитание
у ребенка уважения к себе,
сознательного отношения к - развитие эмоций; - воспитание
этически ценных способов |
- содействие
развитию монологической и диалогической
речи;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.; - овладение выразительными
средствами общения: словесными
(регулированием темпа, |
- приобщение
к высокохудожественной - развитие воображения; - приобщение
к совместной дизайн- - создание выразительного художественного образа; Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций; - обучение самостоятельному
нахождению приемов |
- согласование
действий и сопровождающей
их речи; - умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; - выразительность
исполнения основных видов |
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация
– разыгрывание темы, сюжета без предварительной
подготовки, очень сложная, но и интересная
игра.
Театрализованные
игры тесно связаны с сюжетно-
Виды театров для всех возрастных групп
1 младшая
группа |
2 младшая
группа |
Средняя
группа |
Старшая
группа |
Подготовительная к школе группа |
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. | Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. | Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. | Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. | Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами. |
* Гапит – деревянный стержень.
* кукла-марионетка
– приводится в движение с
помощью крестовины ВАГИ, к которой
на ниточках подвешивается
* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.
* кукла с
«живой рукой» - вместо рук куклы
руки кукловода в перчатках.
Кукла состоит из деревянного
стержня, головы из папье-маше.
На бороздке, прорезанной вокруг
шеи, держится свободно
Уважаемые педагоги!
Для более эффективного проведения семинара-практикума по театрализации, пожалуйста, посмотрите следующие вопросы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития
ребенка детский сад «Рябинка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ ЦРР
«Детский
сад Рябинка»
__________ _____________________
«_____» ________________ 2009 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о смотре-конкурсе театральных уголков
2.1. Способствовать
повышению компетентности
2.2.Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;
2.3.Пополнять атрибутами театральный уголок.
6.1. Эстетичность
оформления театрального
6.2. Разнообразие видов театра и соответствие их возрастной группе;
6.3. Наличие
атрибутов и элементов
6.4. Наличие и разнообразие костюмов для театрализованной деятельности;
6.5. Наличие
атрибутов, декораций,
6.6. Оригинальность идей;
6.7. Наличие
картотек («Пальчиковая гимнастика»,
«Физкультминутки», «Речевые