Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:09, реферат
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.
1. Введение
а) игра: ее роль в формировании личности ребенка;
б) виды игр.
2. Театрализованная игра как вид творческой игры.
а) требования, предъявляемые ребенку театрализованной игрой;
б) положительные влияния театрализованной игры на эмоционально-волевую сферу «особого» ребенка;
в) театрализованная игра как часть образовательно-воспитательной работы;
3. Разновидности театрализованных игр.
а) дети актеры-кукловоды;
б) о пользе изготовления кукол своими руками;
4. Приемы стимуляции всестороннего развития детей в игре-драматизации.
5. Участие «особых» детей в театрализованных играх.
6. Театрализованная игра – стимул:
а) для развития детского творчества;
б) для приобщения детей к искусству;
в) для формирования у детей организационных навыков и совершенствования форм общения;
7. Игра – школа будущей жизни.
Изготовление кукол своими
Хочу
отметить, что такое
всестороннее влияние
на развитие основных
психических и
физических процессов
у ребенка (мелкая
моторика рук, фантазия,
воображение, мышление,
концентрация внимание
и т.д.), совершенствование
навыков общения, происходящее
в процессе изготовления
персонажей-кукол, управления
ими в процессе театрализованной
игры, является коррекционно-развивающим
в работе с «особыми»
детьми. Ведь, умело
подбирая литературное
произведение для инсценировки,
интересно организовав
работу над игрой, можно
дать возможность погрузиться
ребенку в более благоприятный
мир, увлечь его, ненавязчиво
побудить тем самым
его к действиям, к определенной
реакции. Подтолкнуть
его к добровольному
участию в игре, выполнению
задач, поставленных
ею, а, следовательно,
и к развитию в ней.
Если
же говорить о детях, нормально развивающихся,
способных в большей мере и
с большей продуктивностью
Заучивание
роли прекрасно тренирует
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все
эти приемы стимулируют развитие
мышления, фантазии, воображения, умение
анализировать увиденное и
«Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя. Существуют адаптированные сказки для «особых» детей, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым» ребенком.
Даже , если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышает речевую активность таких детей. Как показал опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: - «Ам» – съела Колобка Лиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем, мне кажется, что здесь очень важным является подбор инсценируемого произведения, который должен учитывать особенности детей - участников и зрителей, чтобы не вызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить, что некоторым «особым» детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики, особенно это касается детей с ДЦП, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови.
Коррекционная роль
такого рода игр
заключается и
в том, что они
развивают мышление (дети
постепенно усваивают
последовательность
эпизодов сказки,
названия персонажей,
основные звукоподражания),
внимание (дети сосредоточивают
внимание, удерживают
его сравнительно долгое
время), память (дети
запоминают свою роль,
имена основных героев,
характерные признаки).
Также участие «особых»
детей в инсценировках
обогащает их словарный
запас.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо
следует отметить роль театрализованных
игр в приобщении детей к искусству:
литературному, драматическому, театральному.
Дошкольники знакомятся с разнообразными
видами театрального искусства. При грамотном
руководстве у детей формируются представления
о работе артистов, режиссеров, театрального
художника, дирижера. Детям старшего дошкольного
возраста доступно понимание, что спектакль
готовит творческий коллектив (все вместе
творят одно дело – спектакль). По аналогии
с опытом собственных театрализованных
игр дети чувствуют и осознают, что театр
дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизация
или театрализованная игра ставит перед
ребенком немало очень важных задач.
Дети должны уметь при небольшой
помощи со стороны воспитателя
Таким образом, в процессе организации
театрализованной игры у детей развиваются
организаторские умения и навыки, совершенствуются
формы, виды и
средства общения, складываются и осознаются
непосредственные взаимоотношения детей
друг с другом, приобретаются коммуникативные
умения и навыки. В дошкольном возрасте
впервые проявляется
Роль
педагога в организации и проведении
таких игр очень велика. Она заключается
в том, чтобы поставить перед детьми достаточно
четкие задачи и незаметно передать инициативу
детям, умело организовать их совместную
деятельность и направить ее в нужное
русло; не оставлять без внимания ни одного
вопроса, как организационного плана,
так и вопросов, касающихся лично каждого
ребенка (его эмоций, переживаний, реакции
на происходящее); на трудности, с которыми
дети сталкиваются. Педагогу очень важно
осуществить индивидуальный подход к
каждому ребенку.
Таким
образом, игра должна являться школой
такой деятельности, в которой
подчинение необходимости выступает
не как навязанное извне, а как
отвечающее собственной инициативе
ребенка, как желанное. Театрализованная
игра по своей психологической
Список использованной литературы: