Театрализованные игры в работе с детьми имеющими ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть систему работы по развитию речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Дать психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР.
Раскрыть особенности формирования связной речи детей с ОНР.
Описать приемы использования театрализованных игр в работе по развитию связной речи детей с ОНР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 1.Теоретические основы формирования связной речи детей с ОНР
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…………...5
Общие основы формирования связной речи детей с ОНР…………..8
Практическая часть
Театрализованная игра – как одна из видов игр…………………….11
Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников с ОНР………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………22

Литература и источники……………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      Приемы  театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи. [3, 119]

     В практике детских садов пользуются следующими приемами    театрализации:

1) инсценировка-игра;

2) театрализованное  представление (выступление);

3) кукольный  театр.

     В инсценировке-игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.

Инсценировка-игра — это:

1) дословный  пересказ детьми в лицах (по  ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель; 

2) свободный  пересказ текста детьми — сюжетно-ролевая  игра детей.

     Например, детям четвертого года жизни прочитана  сказка А. Толстого «Бобовое зернышко». Дословный пересказ текста выполняют  воспитатель (ведущий) и дети, которым  поручены роли: петушка, курочки, речки, липки, девушки, гребенщиков (2—3 человека), Калашников (2-3 человека), дровосеков (2—3 человека). Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель подсказывает детям: сначала произносит он, за ним повторяют дети.

     Инсценировка  художественного произведения в  свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, например: «Красная Шапочка и серый волк», «Хаврошечка» и т. д. Такие игры дети часто проводят и без участия взрослого, но они могут быть организованы и по инициативе воспитателя.

     Примерное занятие приемом сюжетно-ролевой  игры с детьми пятого года жизни.

       Воспитатель: Дети, давайте играть «в терем-теремок». Я буду ведущим, Оля — мышкой-норушкой, Таня — лягушкой-квакушкой, Витя — зайкой, Митя... (и т. д.). Вот эти стулья будут теремком, который стоит в поле. «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок...» И вот бежит мимо... кто? Оля: Я бегу, я — мыска-норуска...

     Исполнив  свою роль, Оля садится на стул и вступает в соответствующих местах снова: «Я — мыска-норуска». Так же поступают дети, исполняющие все другие роли.

     В своей речи на таком занятии детям  разрешается отступать от текста сказки. Воспитатель поправляет их лишь в том случае, если они отступают от норм литературной разговорной речи в грамматике или лексике; фонетических погрешностей во время игры исправлять не надо.

     Исправлением  фонетики надо заняться с ребенком индивидуально, придумав для него другую игру. Например, для того, кто все  еще не различает [ш] — [с], можно придумать игру «в ветер».

     Воспитатель: Слушай, Оленька, два ветра побежали по земле поиграть с лесом и с травами. Вот вбегают ветры в лес: «Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!» Теперь ты, Оля, скажи.    Оля (старается повторить за воспитателем): Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!  Воспитатель: Пробежали ветры сквозь лес и выскочили в поле, а там травы стоят свежие, густые. «С-с-с, здравствуйте, свежие травы!» — кричат ветры. Теперь ты скажи, Оля. Оля: С-с-с, здравствуйте, свежие травы!

Воспитатель: А лес в ответ: «Ш-ш-ш...Шу-шу-шу...Ши-ши-ши...» А трава в ответ: «С-с-с... Су-су-су... Сы-сы-сы...» Ты, Оля, будешь лес, а я трава, я буду говорить «с», а ты «ш». Потом роли меняются, и упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок сохраняет к нему интерес, т. е. пока он не утомится.

     Театрализованное  представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного  произведения, выступают они со специальной  целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).

     Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.

     Различают следующие формы кукольного театра:

а) театр  игрушек,

б) театр  петрушек, «пальчиковый» театр,

в) теневой  театр,

г) настольный плоскостной театр,

д) фланелеграф.

     Детские издательства выпускают разнообразные  наглядные пособия для театрализации  художественных произведений:

1) наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.),

2) книжки-театры, со страниц которых вырезаются  фигурки персонажей и элементы  декорации,

3) книжки - панорамы («Гуси-лебеди»), в которых  при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указано, в какие стороны они могут двигаться.

     Фланелеграф — это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается. [3, 175]

     Перечисленные виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым, развивая навыки речи.

     Инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приемов полезны детям любого дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Целенаправленное  формирование связной речи имеет  важнейшее значение в общей системе  логопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, мы изучили методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности.

     Театрализованные  игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

     Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью  театрализованных занятий можно  решать практически все задачи программы  развития речи и наряду с основными  методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

     Благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей с ОНР.

     Театрализованная  игра по своей психологической структуре  является прототипом будущей серьезной  деятельности – жизни.

     Представленная  работа будет интересна воспитателям, логопедам, родителям. 
 

 

Литература

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2006.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
  3. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. - Волгоград, 2007.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961.
  5. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - Автореф. канд. дис. - М., 1987.
  6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1988. – №4
  7. Доронова Т.Н.  Играем в театр .-М., 2005.
  8. Жукова Н.С.  Логопедия. Преодоление ОНР у детей .-М., 1998.
  9. Игры в логопедической работе с детьми. // Ред.-сост. В.И. Селеверстов. - М., 1987.
  10. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
  12. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Ред. сост. С.А. Миронова. – М., 1987.

Информация о работе Театрализованные игры в работе с детьми имеющими ОНР