Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель работы – раскрыть систему работы по развитию речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Дать психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР.
Раскрыть особенности формирования связной речи детей с ОНР.
Описать приемы использования театрализованных игр в работе по развитию связной речи детей с ОНР.
Введение………………………………………………………………………..3 1.Теоретические основы формирования связной речи детей с ОНР
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…………...5
Общие основы формирования связной речи детей с ОНР…………..8
Практическая часть
Театрализованная игра – как одна из видов игр…………………….11
Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников с ОНР………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………22
Литература и источники……………………………………………………...23
Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи. [3, 119]
В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации:
1) инсценировка-игра;
2) театрализованное представление (выступление);
3) кукольный театр.
В инсценировке-игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.
Инсценировка-игра — это:
1) дословный
пересказ детьми в лицах (по
ролям) художественного
2) свободный
пересказ текста детьми —
Например, детям четвертого года жизни прочитана сказка А. Толстого «Бобовое зернышко». Дословный пересказ текста выполняют воспитатель (ведущий) и дети, которым поручены роли: петушка, курочки, речки, липки, девушки, гребенщиков (2—3 человека), Калашников (2-3 человека), дровосеков (2—3 человека). Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель подсказывает детям: сначала произносит он, за ним повторяют дети.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, например: «Красная Шапочка и серый волк», «Хаврошечка» и т. д. Такие игры дети часто проводят и без участия взрослого, но они могут быть организованы и по инициативе воспитателя.
Примерное
занятие приемом сюжетно-
Воспитатель: Дети, давайте играть «в терем-теремок». Я буду ведущим, Оля — мышкой-норушкой, Таня — лягушкой-квакушкой, Витя — зайкой, Митя... (и т. д.). Вот эти стулья будут теремком, который стоит в поле. «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок...» И вот бежит мимо... кто? Оля: Я бегу, я — мыска-норуска...
Исполнив свою роль, Оля садится на стул и вступает в соответствующих местах снова: «Я — мыска-норуска». Так же поступают дети, исполняющие все другие роли.
В своей речи на таком занятии детям разрешается отступать от текста сказки. Воспитатель поправляет их лишь в том случае, если они отступают от норм литературной разговорной речи в грамматике или лексике; фонетических погрешностей во время игры исправлять не надо.
Исправлением фонетики надо заняться с ребенком индивидуально, придумав для него другую игру. Например, для того, кто все еще не различает [ш] — [с], можно придумать игру «в ветер».
Воспитатель: Слушай, Оленька, два ветра побежали по земле поиграть с лесом и с травами. Вот вбегают ветры в лес: «Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!» Теперь ты, Оля, скажи. Оля (старается повторить за воспитателем): Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес! Воспитатель: Пробежали ветры сквозь лес и выскочили в поле, а там травы стоят свежие, густые. «С-с-с, здравствуйте, свежие травы!» — кричат ветры. Теперь ты скажи, Оля. Оля: С-с-с, здравствуйте, свежие травы!
Воспитатель:
А лес в ответ: «Ш-ш-ш...Шу-шу-шу...Ши-ши-ши..
Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).
Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.
Различают следующие формы кукольного театра:
а) театр игрушек,
б) театр петрушек, «пальчиковый» театр,
в) теневой театр,
г) настольный плоскостной театр,
д) фланелеграф.
Детские
издательства выпускают разнообразные
наглядные пособия для
1) наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.),
2) книжки-театры, со страниц которых вырезаются фигурки персонажей и элементы декорации,
3) книжки - панорамы («Гуси-лебеди»), в которых при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указано, в какие стороны они могут двигаться.
Фланелеграф — это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается. [3, 175]
Перечисленные виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым, развивая навыки речи.
Инсценировка-игра,
театрализованное выступление, кукольный
театр во всем разнообразии приемов полезны
детям любого дошкольного возраста.
Заключение
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, мы изучили методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности.
Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Влияние
театрализованной деятельности на развитие
речи детей неоспоримо. С помощью
театрализованных занятий можно
решать практически все задачи программы
развития речи и наряду с основными
методами и приемами речевого развития
детей можно и нужно
Благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей с ОНР.
Театрализованная
игра по своей психологической
Представленная
работа будет интересна воспитателям,
логопедам, родителям.
Литература
Информация о работе Театрализованные игры в работе с детьми имеющими ОНР