Театрализованная деятельность в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Работа содержит 1 файл

Театрализованная деятельность в детском саду.docx

— 22.72 Кб (Скачать)

 

              Театрализованная деятельность  в детском саду - возможность раскрытия  творческого потенциала ребёнка,  воспитания творческой направленности  личности. Дети учатся замечать  в окружающем мире интересные  идеи, воплощать их, создавать свой  художественный образ персонажа,  у них развиваются творческое  воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в  обыденном. Театральное искусство  близко и понятно как детям,  так и взрослым, прежде всего  потому, что в основе его лежит  игра. Театрализованная игра - одно  из ярких эмоциональных средств,  формирующих художественный вкус  детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное  воздействие на личность ребёнка, его  раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению  личности; создаёт условия для  социализации, усиливая адаптационные  способности, корректирует коммуникативные  качества, помогает осознанию чувства  удовлетворения, радости, успешности.

               Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями  дети могут познакомиться при  просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как  в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших  детей. В повседневной жизни я  использую разнообразные кукольные  театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки  для инсценировки знакомых детям  стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию  в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые  фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка  Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком  махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые  роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью  с детьми развивают не только психические  функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность  к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку  открывать черты прекрасного  в окружающем мире, приобщать его  к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного  возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в  постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или  фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются  несколько произведений; от игры, где  используются средства выразительности  для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения  через образ героя; от игры, в которой  центром является "артист", к  игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого  ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой  деятельности как средству самовыражения  личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы.

Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной  культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения  к игре, связанного с наличием или  отсутствием интереса и способности  к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной  культуре, т.е. знакомство с назначением  театра, историей его возникновения  в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в  театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта  за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся  к выбору творчески. Старшему дошкольнику  наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием  становятся доступны самостоятельные  постановки спектаклей, в том числе  на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых  кукол.

Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в  том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские  народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и  еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход  в речевой план. Это объясняется  тенденцией к объединению разных видов сюжетной ифы, в том числе  игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют  друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для  себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих  в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".

Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и  субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в  процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается  наличием предшествующего опыта, умением  интерпретировать содержание текста и  осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств  реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для  импровизации и самовыражения.

Реализация названных задач  и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят  свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую  и художественную деятельность детей  на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Даннай цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Организованная таким образом  работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством  самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском  саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые  находят свое воплощение в театрально-игровой  деятельности.

 

 

Работа с родителями.

           Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Нужно стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

              Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное  – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.  Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив  детей , воспитателей и родителей.


Информация о работе Театрализованная деятельность в детском саду