Своеобразие детской самостоятельной игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:38, статья

Описание работы

Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Как говорил выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский: «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла, стоит лишь ребенку сказать «как будто бы» и вымысел уже живет в нем».

Работа содержит 1 файл

Своеобразие игры.docx

— 17.62 Кб (Скачать)

Своеобразие детской самостоятельной игры. Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей:

 Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Как говорил выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский: «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла, стоит лишь ребенку сказать «как будто бы» и вымысел уже живет в нем».

Игра  имеет самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

 В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.

Игра  имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Сюжет или содержание - это то, что составляет ее живую  ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает  интерес и желание играть.

Роль-это центр  игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в  некоторых играх - взрослый) тем самым  определяют и регулируют поведение  и взаимоотношениях играющих. Они  придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.

Все эти структурные  элементы игры являются более или  менее типичными, но они имеют  разное значение и по-разному соотносятся  в разных видах игр.

Будучи увлекательным  занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством  их воспитания и развития. Но это  происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и  становление игры в значительной степени происходит именно при использовании  ее как средства воспитания.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавать по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

- воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Игровое взаимодействие

Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений  в игре детей 6-7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок  находится не только в детском  саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя  степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также  его умений применять их в своей  деятельности, его навыков коллективной жизни.

Терминологический словарь дает следующее определение  понятия «формирование взаимоотношений» - это формирование навыков взаимодействия.

В период дошкольного  детства взаимодействие и общение  со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.

По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание  положительных взаимоотношений  в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.

 

Первая подгруппа

Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным  запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)

 

Вторая подгруппа

Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных  умений.

 

Третья подгруппа

Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

 

Четвертая подгруппа

Дети несколько  пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых  для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют  использовать в игре имеющийся у  них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.

 
     

 


Информация о работе Своеобразие детской самостоятельной игры