Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:09, реферат
Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Данное определение исторических рамок имеет условный характер, и мы в полной мере согласны с позицией Г.Б.Корнетова, который считает, что истоки свободного воспитания отчетливо прослеживаются в полисной демократии Афин У – 1У вв. до н.э. Однако нас в данном случае будет интересовать тот период развития свободного воспитания, когда оно оформилось в самостоятельное направление педагогической науки, т.е. со второй половины ХУШ века по настоящее время.
                              
    Свободное 
воспитание в истории 
Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Данное определение исторических рамок имеет условный характер, и мы в полной мере согласны с позицией Г.Б.Корнетова, который считает, что истоки свободного воспитания отчетливо прослеживаются в полисной демократии Афин У – 1У вв. до н.э. Однако нас в данном случае будет интересовать тот период развития свободного воспитания, когда оно оформилось в самостоятельное направление педагогической науки, т.е. со второй половины ХУШ века по настоящее время.
Идея свободного воспитания, выдвинута впервые в западноевропейской педагогике, начинает интенсивно разрабатываться в отечественной педагогике со второй половины Х1Х века, приобретая при этом свои специфические черты. Интерес педагогов при этом проявлялся как к самому процессу свободного воспитания, так и к истории его развития. Так, уже в начале прошлого столетия появляются труды С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, П.К.Каптерева и др., дающие характеристику состояния русской педагогической мысли в контексте свободного воспитания. Не пропадает интерес к данному предмету и в настоящее время: разные аспекты проблемы находят отражения, например, в работах В.А.Вейкшана, А.И.Пискунова, З.И.Равкина, в диссертационном исследовании Н.В.Самойличенко. Тем не менее, на наш взгляд, является интересным рассмотреть, как российские педагоги трактовали само понятие «свобода» в образовании.
     Изначально  в работах  
Ж.-Ж.Руссо, которые и 
    Человек может быть 
счастлив только в том случае, 
если может пользоваться 
Таким образом, Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.
     В статье Л.Н.Толстого 
«Прогресс и определение 
Именно с позиции свободы он рассматривает сущность понятий воспитание, образование, обучение и преподавание. Из вышеперечисленных процессов истинно свободным Л.Н.Толстой считает только образование, поскольку потребность в нем, по его мнению, есть врожденное, природное качество человека. Что касается воспитания, то оно рассматривается как «принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим» (8,109). Так, в статье «Воспитание и образование» выделяются причины, обуславливающие необходимость воспитания:
– стремление родителей сделать детей такими же, как они сами, или такими, какими они хотели быть;
– стремление обратить и воспитать ребенка в своем учении во благо спасении его души;
– потребность правительства в соответственно воспитанных гражданах;
– потребности общества в «помощниках», «потворщиках» и «участниках».
     Анализируя данные 
причины, Л.Н.Толстой видит в 
религии единственное разумное 
основание для воспитания;  стремление 
родителей считает не 
Как мы видим оба педагога, несмотря на несколько различные трактовки самого понятия свободы в образовании, полностью сходятся во мнении, что государство и общество не должны определять целевые установки в педагогическом процессе.
     Данная идея ярко 
просматривается и в трудах 
К.Н.Вентцеля, который пишет, что 
ребенок не является 
Будучи ярым сторонником свободного воспитания Константин Николаевич обращает внимание на то, что сложившийся к концу Х1Х века термин «система свободного воспитания» уже в себе несет некоторое противоречие: система предполагает определенную структуру и четкие рамки, что уже не позволяет говорить о свободе. Не случайно в своих работах он использует термин «теория». Именно теория позволит педагогу избежать ошибок в воспитательной практике, сделает процесс развития индивидуальности оптимальным, поскольку теория не задает стандартных рамок, а вооружает педагога способами деятельности.
      Анализ состояния 
проблемы позволил К.Н.
      Теоретические работы 
К.Н.Вентцеля  и его практическая 
деятельность стали 
     Известный просветитель, 
издатель «Библиотеки 
В советский период проблема свободного воспитания отходит на второй план, хотя цель воспитания творческой индивидуальности декларируется в ряде правительственных документов. Так, например, в «Основных принципах единой трудовой школы» говорится, что высшей ценностью в социалистической культуре остается личность, имеющая право «на своеобразное развитие» (3.141). Однако в этом же документе подвергается критике свободная школа и ей противопоставляется советская система воспитания, которая считает идеалом развития подрастающего поколения воспитание в нем основ солидарности и общественности как доминирующих качеств личности. «Индивидуализирующие методы» должны иметь место в процессе обучения, в воспитании центральное место должен занять коллектив, в котором общественное мнение учащихся должно быть довольно сильным и «когда нужно, должно проявляться в форме известного общественного приговора» (3.143).
       К 30-ым годам, 
когда в стране уже в полной 
мере проявился тоталитарный 
режим, идеи свободного 
Вместе с тем, какие бы постановления не издавались, идея свободного воспитания в той иной мере находит отражение в работах отечественных педагогов прошлого столетия. Ярким примером этого является работа В.А.Сухомлинского. Его школа радости для шестилеток, не имеющая официального статуса, позволяла ему в полной мере реализовать свои идеи в области воспитания. Уже в первые годы своей педагогической деятельности он понимает, что подлинная школа – это не столько классная комната, доска, парта, сколько «многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений» (7.7) Не случайно Василий Александрович обращается к детям: «Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке…». В.А.Сухомлинский не использует термин свободное воспитание, но рассматривает воспитание как человековедение.
    Разрушая устоявшиеся 
каноны советской школы,   учителя-новаторы 
в полной мере смогли заявить 
о своем опыте только в   
период начавшейся «
Литература:
1. Вентцель К.Н. Теория 
2. Гессен С.И. Основы педагогики. 
Введение в прикладную 
3. Основные принципы единой 
4. О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. //Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973г.г. М. 1974.
5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании //Пед. Соч. М. 1981. Т 1.
6. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах //Пед. Соч. М. 1981. 2
7. Сухомлинский В.А.  Школа радости 
//Сердце отдаю детям. Киев.
8. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. М. 1989.
9. Толстой Л.Н.  Прогресс и 
определение образования //
Информация о работе Свободное воспитание в истории отечественной педагогики