Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:28, реферат
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. "Первой проблемой обучения, - пишет она, - является создание вокруг ребенка такого пространства, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подразумевает не только необходимость удовлетворять потребности малыша и позволять ему делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего, мы должны вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов: развитие ребенка осуществляется посредством освоения окружающего мира. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться". Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Смысл метода Монтессори заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.
Педагогика Монтессори идет "от ребенка", в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания - "уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка".
Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом. Монтессори выдвигала идею о том, что человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка среды.
В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средовое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношения к нему людей (прежде всего, родителей, братьев и сестер). Ребенок делает максимальное усилие в своем становлении, как уникального неповторимого создания природы.
В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас (дети 4-6 лет способны воспринять в неделю до 250 новых слов материнского языка). Малыш сам хотел бы выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять независимость от взрослого.
От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Происходит ориентация на мир посредством собственной деятельности, создание с помощью воображения его целостной картины. Этот период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми, близкими и далекими. Ребенка интересуют явления окружающего мира, он готов к решению проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и дифференцировать.
Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори - группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори
"Помоги мне сделать это самому". "Я сам! " - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.
Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети "делают, что хотят". На самом деле в педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива ("Можно все, что не мешает остальным", "Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место") и, во-вторых, в необходимости дела ("Нельзя ничего не делать", "Начатое дело нужно обязательно довести до конца"). Только так можно научиться быть "мастером самого себя", считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.
Марию Монтессори нельзя назвать великим философом, психологом или методологом - известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Было бы сложно назвать кого-либо, кто равен ей в этом синтезе. М. Монтессори интересовала вся жизнь ребенка - со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.
Педагогику Монтессори часто критиковали и критикуют, как все сколько-нибудь яркое, заметное и достойное внимания. В нашей работе мы попытались составить собственное мнение об антрополого-педагогической системе Монтессори и об идеях свободного воспитания в этой системе.
Как показало наше исследование, система Монтессори является ярким представителем педагогики свободы. Свобода по Монтессори выражается в способности выбирать наилучшее для себя и другого и реализуется в следующих аспектах: свободе выбора занятия, материала, товарища для совместной работы, свободе общения, которая формирует чувство уверенности, свободе рефлексии, дающей ребенку возможность для обдумывания своих действий. В плане дисциплины представляют интерес сами по себе возникающие ограничения свободы. Свобода ограничивается интересами коллектива, наличием знаний о пользовании тем или иным материалом, правилами игры или учебного труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения исключается в Монтессори-педагогике.
Детей, обучающихся по системе Монтессори, возможно, нельзя назвать более развитыми, по сравнению с другими детьми, просто они более самостоятельны. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему. Именно этот факт можно считать показателем полноценной реализации на практике главного девиза Монтессори-педагогики – "Помоги мне это сделать самому! "
Работа системы дополнительного образования предполагает применениетехнологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.