Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:17, контрольная работа
В целом свадебный обряд карел примечателен вовлечением в действие большого количества людей, коллективным характером исполнения большинства его элементов, это было важным событием всего населённого пункта, а корни идут от большой родовой семьи.
Введение………………………………............……………. 3
1. Обычаи и обряды добрачного периода.
1.1. Положение молодёжи в семье.......................................... 4
1.2. Взаимоотношение парней и девушек………….………. 5
2. Сватовство……………………………………………….. 6
3. Обрядовая подготовка к свадьбе………………………. 10
4. Свадьба в доме невесты ………………………………… 12
5. Свадьба в доме жениха……………………...…………… 14
6. Сценарий развлечения ....................................................... 15
Заключение……………………………………………….. 17
Литература………………………………………………… 18
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
« Карельский
Государственный Педагогический Университет».
Факультет:
Дошкольной и социальной педагогики
и психологии.
Тема «Свадебные обряды Карелии».
(контрольная
работа по регионоведению)
Выполнила: Комарова
Елена Борисовна,
студентка 714 группы
заочного отделения.
Преподаватель: Тришкова
Светлана Павловна.
Петрозаводск
2009г.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»
Факультет
дошкольной и социальной
Контрольная работа по дисциплине:
регионоведение.
Свадебная
обрядность в Карелии.
План.
Введение………………………………..........
1.1. Положение
молодёжи в семье..............
1.2.
Взаимоотношение парней и девушек………….……….
5
4.
Свадьба в доме невесты …………………………………
12
5. Свадьба
в доме жениха……………………...……………
14
6. Сценарий
развлечения ..............................
Заключение………………………………………………..
17
Литература…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Традиционные нормы поведения людей в ответственные моменты их семейного и общественного быта складывались столетиями, а то и тысячелетиями в форму соответствующих ритуалов и обычаев. Самыми важными и сложными из семейных обрядов считались: родильный, похоронный, свадебный обряд.
Благодаря своей весьма значительной религиозно-магической основе эти ритуалы отличались особым консерватизмом, ибо от того, насколько полно и правильно совершались обряды или, иначе говоря, насколько строго соблюдались регламентированные ритуалами стереотипы поведения участников, зависели, по народным представлениям,будущее счастье и здоровье новорожденного ребёнка, благополучие и чадородие новобрачных, успешность перехода умершего в царство мёртвых и степень его доброжелательности по отношению к живым родичам и односельчанам.
Карельский свадебный обряд – явление яркое, самобытное, многогранное. Достаточно сказать, что в дореволюционной России изучением карельской свадьбы занимались в той или иной степени очень многие исследователи, любители фольклора, государственные мужи, начиная с Г.Р. Державина, который оставил описание элементов свадебного обряда карел в путевом дневнике «Подённая записка», составленной в 1785 г.
Свадебный ритуал карел имел длительную историю развития, в его обрядовых церемониях можно встретить наслоения, относившиеся к различным этапам общественной истории карельского народа. Корни многих обрядовых действий уходят в далекое прошлое.
Свадебный обряд для всех этнических групп карел был единым. К наиболее характерным его особенностям относились следующие: унаследованный от родовой общины коллективизм при решении вопроса о браке, а также при проведении всего ритуала; роль главного руководителя свадебного церемониала; относительная самостоятельность девушки в решении вопроса о браке, в выборе жениха
Вместе с тем, в общей обрядовой основе карельской свадьбы имеется множество локальных вариантов. Можно выделить два сильно различавшихся между собой типа карельской свадьбы: севернокарельский, отличавшийся наибольшей архаикой и относительной упрощенностью ритуала, и южнокарельский – весьма близкий к севернорусскому, претерпевший более сложную эволюцию вследствие большей интенсивности социально-экономического развития и культурных взаимосвязей с русскими.
Важную роль в свадебном обряде всех этнических групп карел занимали религиозно-магические элементы. Цель их была обеспечить благополучие, материальный достаток новой семьи. Карельская свадьба носила характер драматического представления с главными и второстепенными действующими лицами, однако особое своеобразие свадьбе придавала обрядовая поэзия – причитания, заговоры, заклинания, лирические песни.
В целом свадебный обряд карел примечателен
вовлечением в действие большого количества
людей, коллективным характером исполнения
большинства его элементов, это было важным
событием всего населённого пункта, а
корни идут от большой родовой семьи.
1.
Обычаи и обряды добрачного
периода.
1.1. Положение молодёжи в семье.
Семья всегда была той средой, которая хранила и передавала из поколения в поколение народные традиции, учила молодёжь соблюдать обычаи, своевременно совершать необходимые обряды. Именно поэтому созданию новой семьи, выбору жениха и невесты, свадебному обряду придавалось столь большое значение.
Жизнь большой, впрочем, как и малой, семьи карел регламентировалось издавна установленными правилами и обычаями. Работы в семье распределялись по возрастному принципу, детей привлекали к трудовому процессу с самых ранних лет. В старой карельской семье существовала строгая субординация, при этом особым почетом и уважением пользовались старшие члены семьи.
Отношение к детям в карельской крестьянской семье было не совсем одинаковым. На дочь смотрели как на временного члена семьи. «Не пожелай своему недругу другого зла, кроме семи дочерей».[2, стр. 160] И в самом деле выдача девушки замуж, выделение ей приданого ложились тяжелым бременем на родителей, особенно в малой семье.
Карельская девушка с детства начинала готовиться к своей свадьбе – припасать приданое, большую часть которого составляла одежда. А главным богатством девушки, что очень высоко ценилось в деревнях, было её трудолюбие и мастерство. В крестьянской семье детей, как правило, рано приучали к труду. Особенно много домашних работ доставалось на долю дочерей.. Они должны были нянчить младших братьев и сестер, учиться стряпать, прясть, ткать, шить, ухаживать за скотом.
Положение сыновей в семье было несколько иным. Их тоже рано приучали к труду – сначала в домашнем хозяйстве, затем – рыболовству и охоте. Парню, намеривавшемуся жениться, предъявлялись определённые требования, относящиеся главным образом к его деловым качествам, требования, которые были проверкой его физической силы и трудовых навыков.
Выделялись 3 основные половозрастные группы молодежи. К младшей относились дети и подростки до 14-15 лет; вторую группу составляли девушки 14-16 и юноши 15-18 лет; третья группа – достигшие брачного возраста определились для девушек возрастом 17-25 лет, для юношей – 18-25 лет.
Для парня обычным возрастом вступления в брак можно считать 20-25 лет. Нередки были браки и в более раннем возрасте, в 18-20 лет и даже раньше. Такая ранняя женитьба могла быть чаще всего в малочисленной семье, так как в большой семье не испытывали острой нехватки в работницах. Парня, который не женился до 25-30 лет, называли «старый парень». [3, стр.140]
Девушки начинали ходить на
беседы обычно в 14-15 лет, а
нередко и раньше, «если девушка
была рослая» или же была
«побогаче да понаряднее». Она
надевала теперь «более
Характер взаимоотношений между парнями и девушками у северных и южных карел несколько различался. Знакомство парней и девушек у северных карел оказывалось обычно довольно кратковременным, в отличие от длительных знакомств, свойственных южнокарельской молодежи.
Вступлению в брак у карел обычно предшествовало предварительное знакомство, хотя бы кратковременное. Знакомились юноши и девушки во время больших летних праздников, которые справлялись в разных деревнях, и на которые съезжалось много народу. А также во время вечеринок, бесед, игрищ давали возможность не только познакомиться, но и выяснить характер взаимоотношений – наличие симпатий, взаимного влечения и любви.
Найдя свою избранницу и установив с ней отношения, парень объявлял девушке о намерении жениться на ней. Девушка обычно принимала предложение и приглашала прийти свататься, даже если была уверена, что замуж за него не пойдет. Такой обычай объясняется тем, что каждое сватовство, от какого бы жениха оно ни исходило, шло на пользу девушке, так как повышало её «лемби». Карельское слово «лемби» имеет значение, близкое к понятиям «привлекательность, обаяние, девичья честь и т.п.».[3, стр.141]
Подобный коварный прием девушек был всем хорошо известен. Парень, чтобы обезопасить себя от вполне возможного подвоха со стороны девушки, требовал от неё какого- нибудь вещественного подтверждения обещаний. Чаще всего девушка давала ему в качестве залога платок, сарафан или другой предмет своей одежды. Парень тоже давал девушке залог – гарантии своей верности. Обычно обмен залогами между парнем и девушкой совершался втайне. Тем не менее факт получения залога от девушки считался у карел одним из важных (хотя не столь уж обязательных) условий для того, чтобы соответствующие стороны могли начать официальные переговоры о браке.Поэтому наличие залога признавалось прямым доказательством серьезности любовных отношений между парнем и девушкой, серьёзности их намерения .
Таким
образом, одна из характерных особенностей
карельской брачной обрядности заключалась
в том, что несмотря на длительное господство
патриархальных семейно-брачных отношений,
карельская молодежь имела сравнительно
большие права в вопросах брака, в решении
которых воля и инициатива молодёжи продолжали
играть важную роль.
2. Сватовство.
У карел в конце XІX- начало XX веков были известны две формы заключения брака – уводом и по сватовству.
Наряду со свадебным ритуалом сохранились и некоторые более архаичные формы заключения брака. Отличавшиеся, прежде всего тем, что вопрос о вступлении в брак решался непосредственно самими брачующимися независимо, а порой и вопреки воле родителей и «рода».
Так, у северных карел вплоть до 1920-х годов практиковался увод невесты «на уголке платка»: парень, публично протягивая девушке, уголок своего платка и, если она бралась за него, уводил ее к себе домой. У определенного круга лиц, как например, у родителей девушки, самовольное вступление в брак дочери могло вызвать неодобрение и осуждение. Поэтому брак уводом практиковался намного реже. Однако в целом отношение населения к бракам уводом продолжало определяться обычаем, признававшим полную его правомочность.Несмотря на то что в конце XIX – начале XX в. число браков уводом у карел было сравнительно невелико, сама их возможность, поддерживаемая силой обычая, имела важное социальное значение, так как заставляла родителей и родню считаться с чувствами и желаниями брачующихся. В свою очередь сохранению обычая несомненно способствовал возраставший протест молодёжи против диктата со стороны родителей.[6, стр. 41]
Основной же формой являлся брак по сватовству. Его название отразило юридически-правовую сторону обряда – это так называемая «договорная свадьба». Для него характерно более или менее полное исполнение свадебного ритуала.
Активной стороной в брачных делах у карел выступал жених, тогда как девушка могла только пригласить парня посвататься. Парню приходилось считаться с волей родителей и близких родственников, так как без их согласия он не мог привести домой жену; а девушка же могла, выйти замуж самовольно. Жених, добившийся от своей избранницы предварительного обещания выйти за него замуж, обращался к своим родителям с просьбой разрешить ему жениться.
Получив благословения от родителей, парень должен был заручиться согласием и со стороны других близких родственников, причем не только живущих в одной семье или в одном доме, но и тех, которые жили отдельно.
Затем происходил семейный совет, на котором нередко выявлялось, что девушка, избранная парнем, по тем или иным причинам не подходила для его семьи. В таком случае ему предлагались другие кандидатуры.
Карельские деревни в прошлом были малолюдны. Поэтому невест чаще всего приходилось выбирать в других деревнях. Тем не менее, по мере возможности родители стремились женить сыновей в своей деревне и особенно старались выдавать дочерей замуж в свою деревню. Это отражено и в карельской пословице: «Хороших берут в жены по соседству, плохих – за тридевять земель». [2, стр.160]
В Карелии ещё в прошлые века были распространены межнациональные браки. Карельские парни часто женились на русских девушках, а русские парни – на карелках.
Из личных качеств невесты в основном ценилось ее скромность. Если для парня хорошее поведение и скромность девушки играли определенную роль, то для его родителей было особенно важно, что невестка будет смирна и послушна.
В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Решение совета родственников далеко не всегда совпадало с намерениями самого парня. Но случаи, когда парень отказывался от любимой девушки под давлением родных, были редки. В то же время инициатива парня, его личные симпатии ценились настолько высоко, что совет родственников, если это было возможно, чаще всего приним предложенную им кандидатуру невесты.
Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывается и то, сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться.
Свата (svuatto) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении.
Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру.
Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Число сватов не было строго определенным: обычно 5-6 человек, но могло быть и меньше, и больше. С численностью сватов связывалось представление о родовитости и зажиточности жениха: чем больше сватов, тем богаче и родовитее жених.
Жених обычно принимал участие в сватовстве, хотя сваты могли обходиться и без него, особенно если сватали в своей деревне. Отец жениха чаще всего входил в состав сватов. Мать в сватовстве, за редким исключением, не участвовала.
В качестве сватов часто
Во
время сватовства сваха должна помогать
патьвашке в ведении
Сваты в полном составе прибывали к дому невесты. Звон колокольчиков или выстрелы из ружья давали знать хозяевам и всей деревне, что за гости пожаловали.
После обмена приветствиями, сваты объявляли цель своего прихода: «Прежде ходили простыми гостями, теперь пришли сватами. У вас есть невеста, у нас есть жених, не начнем ли родниться, свойство заводить, двух молодых вместе сводить?»[2, стр. 111]
Если хозяева приглашали сватов проходить дальше, значит сватовство принимали. Снимать с себя верхнюю одежду не следовало: во-первых, надо было показать хозяевам, что заживаться сваты не намерены, во-вторых, чтобы, не мешкая, уйти в случае отказа
Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол над иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты.
Девушка, обычно по прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы - в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. Женщина, сопровождавшая невесту, объявляла сватам: «Вот вам красная, как лиса, белая, как заяц, черная, как волк, сладкая, как мед. Сможете подстрелить – ваша, не сможете наша». Сваты отвечали: «Сможем подстрелить».[4, стр.31]. И она должна была во время чаепития
разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай.
Во время угощения в дом заходили девушки, подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. За это жених давал девушкам денег на семечки. Если не давал, что было очень редко, тогда девушки пели: «Сваты сваты, сказали, что богаты, а они не богаты, обуты в березовые сапоги, опоясаны лыком». Жениху полагалось иметь при сватовстве наличные деньги, которые он мог бы предложить невесте и её родным.
Деньги рассматривались в
Если родители невесты были склонны принять предложение сватов, они тут же созывали думу (родню). Невеста являлась непременной участницей думы. Девушку обычно спрашивали: «Пойдешь ли замуж?» Она выражала согласие тем, что кланялась в ноги отцу и говорила: «Умел кормить, умеешь и выдать». Если девушка была против брака, ответ был такой: «Кормил до сих пор, корми и впредь».[4, стр.32] Обсуждался на думе и вопрос о составе семьи жениха. Если девушка согласна была выйти за жениха, а родители и родня никак не соглашалась на этот брак, то сваты грозились
увести её на уголке платка, что и делалось сравнительно часто. «Жених протягивал девушке уголок носового платка… и говорил: «Если ровней себя сочтешь, берись!.. Девушка бралась за платок, и так они уходили без свадьбы, безо всего». [1, стр.52]
Прежде чем сваты уезжали домой, родители
девушки договаривались с ними, когда
они приедут смотреть дом жениха. В заранее
согласованное время родители невесты
вместе с родственниками, иногда и невеста
отправлялись к жениху. Осмотру подвергались
дом, домашнее имущество и даже хозяйственные
постройки, скот. Жених и его родня старались,
естественно, показать товар лицом.
Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны
приступали к деловым переговорам: согласовывался
вопрос о приданом, о дарах со стороны
невесты, решался вопрос о «деньгах за
голову», которые сторона невесты требовала
с жениха. "Деньги за голову" рассматривались
как плата родителям невесты за то, что
они вырастили и воспитали её.
Время заключения браков не было четко определенным. Но наиболее подходящими считались осень и зима, после Рождества – время свободное от сельскохозяйственных работ и богатое.
В конце XІX- начало XX веков предварительное сватовство у карел утратило свою обрядовую функцию и превратилось в форму вежливого предупреждения о прибытии сватов.
В Южной Карелии, провожая «отказных» сватов, просили их оставить рукавицы на печном столбе, с тем, чтобы поскорее пришли новые сваты. [3, стр. 142]
После ухода сватов очень часто начинались причитания невесты. Правда, сама невеста чаще всего лишь плакала, причитывала же особая плачея. У ливвиков свадебную плачею называли «малине». В качестве плачеи выступала какая-нибудь близкая родственница невесты, например крестная мать. Причитывали обычно на карельском языке. Первое причитание невесты, как правило, обращалось к родителям. Девушка должна бала с плачем поклониться в ноги отцу, после чего он поднимал ее. Точно также вела себя девушка и по отношению к своей матери. Так, причитывая своим родителям, девушка обычно корила своего отца и мать за то, что они так легко согласились отдать её чужим людям. [3, стр143]
3. Обрядовая
подготовка к свадьбе.
После успешного завершения сватовства родственники невесты посещали дом жениха. Старались набрать больше народа – человек 20-40. Родня жениха встречала гостей на улице. Гостей сажали за столы и угощали – поили чаем, кормили обедом. Со стороны невесты старались посылать в «гости» всех её родных, за исключением отца и матери. Гости назначали день, когда сторона жениха может приехать за невестой.
В Южных районах Карелии – сторона невесты ходила смотреть дом.
Невеста должна была одаривать родню жениха. Мужчинам полагалось дарить рубаху, полотенца, платки, вязаные рукавицы, носки. Женщинам – сарафаны, платье рубашки, платки, передники, чулки варежки.
Следующая встреча сторон жениха и невесты по своему значению может быть приравнена к обряду рукобития в северорусской свадьбе, так как она являлась обычно заключительным этапом переговоры о браке. У ливвиков было название «луюзет». Время для рукобитья назначалось вскоре после сватовства или даже накануне дня свадьбы. Жених собирал 10-15 родственников. А у южных карел, преимущественно в районе Олонца было принято приглашать даже попа, особенно если жених был из зажиточной семьи. Жених снова спрашивал у своих родителей благословения, после чего вместе со свитой ехал в дом невесты. К дугам у лошадей привязывались колокольчики. Родители невесты почтительно встречали гостей, вводили в избу, раздевали и сажали на почетные места.[1, стр.56]
Жениху, особенно если он жил поблизости, полагалось навещать свою невесту во время молодежных вечеринок, которые происходили у нее дома почти каждый вечер в течение всего предсвадебного периода. Он должен был проявлять по отношению к невесте особое внимание: приносить гостинцы, сидеть рядом, танцевать с нею.
Иногда жениху, накануне поездки за невестой устраивали баню. С песнями и с музыкой парни вели жениха в баню, где он парился и мылся один, парни ждали в предбаннике.
Положение невесты сильно отличалось от положения жениха. По карельскому обычаю, наличие невесты в доме служило основанием для устройства там молодежных вечеринок. Постоянными их участницами были подруги невесты. Они утешали ее и помогали ей в приготовление к свадьбе. Молодежь вела себя, как и на беседах: пела и плясала.
Самой яркой формой прощания являлось обрядовый обход невестой родни. В первую очередь визит наносился близким родственникам. Подойдя к дому родственников, невеста, закрыв лицо «слезным платком» с распущенными волосами, громко плакала и кланялась до земли.
Содержали плачи и приглашение на свадьбу. Часто в них звучала просьба «одарить добрыми дарами при отправлении на чужбину» [2, стр. 113] У карел Олонецкой губернии все полученные невестой подарки считались ее собственностью и использовались только на приготовление даров и приданого. Дарили обычно вещи фабричного производства или изделия домашнего женского труда: ткань, платки, полотенца. Часто вместо вещей дарили деньги.[4, стр. 32]
Карелка-невеста (конец XIX - начало XX в) |
Из обрядов особенно выделяется «девичья баня». У ливвиков – «невестина баня». Девичья баня включала в себя приготовление бани, сборы невесты в баню и расплетания косы, путь в баню, мытьё и путь из бани.[1, стр.52]
Баню топили обычно её подруги. Дрова ломали руками, так как железо может принести несчастье. А воду носили с песнями. За баню, невеста должна была одарить подруг вышитыми полотенцами. Пока баня топилась, девушки следили, чтобы туда не
вошел посторонний. Потом шли приглашать невесту.
Пред тем как невесте идти в баню, ей расплетали косу. После расплетания косы голову невесте покрывали платком, спустив угол платка и распущенные волосы на глаза. Уходя в баню, невеста обнимала подруг, стараясь охватить всех сразу. Невесту в баню вели за руки две подруги. Подруги свежим березовым веником парили невесту. Часто веник украшали лентами или разными цветами. Нередко в баню к невесте приглашали знахарку, которая натирала тело девушки солью со словами наговора: «как эта соль около меня ходит, так пусть мой будущий муж около меня будет во все дни, месяцы, всю жизнь. Как пот на мне сохнет, так пусть душа его по мне сохнет». Соль эта не выбрасывалась, а ее клали в тесто. Эти пироги были предназначены только для жениха.
После бани в доме невесты для нее и подруг устраивалось чаепитие. К чаю подавались блины. Невеста сидела на почетном месте, на подушке. Часто чаепитие оказывалось началом девичника. На этом девичнике происходила последняя беседа в доме невесты.
Больше всего работы было с дарами. Из материи шились рубахи, сорочки, юбки, сарафаны. Кроме даров шили наряды и приданое невесты. У олонецких карел принято было шить одеяло из лоскутов, холщовую простыню и занавеску для кровати.[4, стр.32]
В
предсвадебный период обязательным
считалось посещение молодыми (невестой
и женихом) бани и своих родных.
4. Свадьба в доме невесты.
Свадьба состояла из двух крупных ритуалов – свадьбы в доме невесты и свадьбы в доме жениха.
Большая часть всех свадебных обрядов совершалась в доме невесты, он так и
назывался – свадебный дом.
Обычай требовал, чтобы невеста плакала на свадьбе даже тогда , когда она выходила замуж по доброй воле и за любимого человека. В доме невесты разыгрывалась «слезливая» свадьба: чем больше невеста плачет на свадьбе, тем лучше она будет жить в замужестве. На самом деле, психологически все ясно: девушка-невеста просватана, нередко за незнакомого человека, ее страшит будущее в чужой семье с чужим для нее человеком. Переход от беззаботного девичества к подневольной жизни в большой семье мужа – с изнурительным трудом, с повседневными заботами матери и жены – был на самом деле тяжелым.
День свадьбы, как правило, назначался на воскресенье. Утро было хлопотным. Девушку одевали в свадебный наряд: красный или чаще голубой сарафан, поверх рубахи – «рятчины», в подол от сглаза втыкались иголки без ушка, на голову надевали свадебный кокошник, сделанный из речного жемчуга, его еще называли «жемчугат». Такой кокошник стоил очень дорого и, как правило, передавался по наследству (для примера: 1 лошадь стоила 100 рублей, а кокошник – 300 рублей). [4, стр.29] Невесте расплетали косу. Подруги разбирали ленты, которые были вплетены в волосы. Волосы перехватывали лентой вокруг головы. В дом невесты собиралась вся родня. Кто жил далеко, приезжали обычно заранее. Все ждали свадебного «поезда» (жениха и его родню).
Участники поезда собирались у жениха. Прежде чем ехать за невестой, жених должен был объявить об этом своим односельчанам или соседям, чтобы поезд был встречен с почетом.
Во время свадеб использовалось самая нарядная упряжь, но особенно старались украсить лошадь, на которой должен был ехать жених: дуга обвязывалась шелковыми ленточками, платками.
Известны различные варианты поведения жениха и невесты в момент встречи поезда. Для жениха основными считались два: либо он входил в избу со поезжанами, либо оставался во дворе, ожидая особого приглашения. Невеста сама должна была выйти к нему, поцеловать жениха, после чего он вставал с саней, дарил невесте гостинцы, вместе с ней шёл в избу.[6,cтр.115]
В доме невесты приготовления к свадьбе начинались заранее: запасались различной продукцией, сладостями, пряниками, спиртными напитками. Помимо чая и кофе, употребляли медовый напиток и ягодный сок. Больше всего было хлопот с приготовлением еды. Праздничным кушаньем карел часто являлись пироги (рыбники и сканцы). Пекли и специальный свадебный хлеб. Важное место занимали каша и кисели.[1, стр.58]
Когда поезжане входили в дом невесты, их встречали с песней. Жених в доме невесты не снимал шапку с головы даже летом.
Почетные места за столом – поближе к большому столу – занимали отец и крестный жениха. Невестку сажали между женихом и свахой. Поезжане сидели обычно по одну сторону стола. Другую сторону занимала родня невесты. Пиршество затягивалось чаща всего на 3-5 часов и более. Стол к приходу поезжан накрывали белой скатертью. На скатерть клали каравай хлеба, рядом ставили солонку, иногда клали икону.
Большое значение на свадьбе придавалось обмену дарами между женихом и невестой. Одаривать было принято только представителей стороны жениха.
В Южной Карелии при обрядах «выводного стола» было принято хвалить невесту за ее подарки, и нередко она сама выпрашивала ответные дары, поезжане давали ей деньги. У ливвиков отец жениха, показывая полученный подарок, заявлял: «Наша невестка не спала, все подарки припасала». [3, стр. 143]
Смотрины устраивались обычно в первой половине пиршества. Поезжане начинали требовать невесту. Церемония сближения могла продолжаться довольно долго, иногда около часа. Смотрины завершались обычно тем, что жених сажал невесту рядом с собой за стол. После окончания смотрин поезжане могли, торжественно попрощавшись, покинуть дом невесты – выйти в сени либо на крыльцо. Там патьвашка еще раз спрашивал жениха, не передумал ли тот жениться. Жених в ответ кланялся и просил продолжать свадьбу.
Выданье являлось самым важным обрядом свадебного ритуала, так как только после вручения невесты жениху брак считался вступившим в силу. Выданье у северных карел было принято совершать на дворе, а у остальных карел невесту выдавали тут же в избе. С окончанием обряда объявляли жениху, что невеста уже одета и обращались к поезжанам с приказом.
Поезжане, услышав долгожданные слова, вставали, крестились и, сказав на прощанье «оставайтесь – здоровы», направлялись к выходу. В доме в это время запевали. [2, стр. 93]
У северных карел выданье сопровождалось традиционными советами и наставлениями, которые адресовались либо жениху, либо невесте. «Мы воспитывали на свой лад, теперь ты воспитывай на свой, - учи сперва добрым словом, если слова не послушается, ударь соломенной, если не будет слушаться, посеки прутиком и т.д. Но голову не губи. Родня наша большая, мы будем разыскивать» [2, стр. 118] Наряду с наказами широко бытовали песни – наставления.
Проводами свадебного поезда завершалась свадьба в доме невесты.
Таким
образом, традиционная обрядность свадьбы
в доме невесты включала встречу и прием
свадебного поезда, смотрины невесты,
обмен дарами между женихом и невестой,
пиршество «выводного» стола с исполнением
прощальных плачей, прощание невесты с
родным домом, расплетание косы и расставание
с символом девичества (лентой) и, наконец,
проводы свадебного поезда.
5.Свадьба
в доме жениха.
Свадьба в доме жениха начиналась с прибытием «поезда» с новобрачными и поезжанами из дома невесты.
Невеста на всем пути от родного дома до дома жениха должна была кланяться, особенно если проезжали деревни. Движение поезда сопровождалось, как правило, стрельбой. По пути «поезда» нередко возникали препятствия - «айда». Через улицу, где должен был проехать свадебный «поезд», протягивали веревку, на которую вешали полотенца и платки, и не пропускали, пока жених не выставлял угощение. Полотенца выступали в роли оберега, предохраняющего молодых от порчи и колдовства. Этот обычай ставить во время свадьбы «забор», существует и до сих пор. [3, стр. 145]
Принятие новобрачных в доме жениха происходило у южных и у северных карел с некоторыми различиями. У южных (как и у тверских) молодых обычно сразу заводили на поветь, реже – во двор. У северных карел поезду полагалось остановиться и ждать, пока мать жениха встретит молодых и проведет в избу. Молодых дома встречла мать жениха, одетая в шубу мехом вверх. Она осыпала их зернами ячменя и пухом, чтобы молодые жили счастливо, и приговаривала «не жито сею, счастье сею». [1, стр.52]
Невеста должна поймать зерна. Сколько зерен поймает, столько и детей в семье будет. Свадебные зерна берегли, до 10 лет хранили в сундуках. В Южной Карелии было принято для встречи молодых расстилать на крыльце холст, ситец либо сукно, который протягивали дорожкой до самого порога избы.
Потом родители жениха благословляли молодых. Непременным атрибутом этого обряда был хлеб, а во многих случаях ещё и икона. Хлеб троекратно прикладывался к головам жениха и невесты. Молодые кланялись и целовали икону.
В доме жениха накрывались столы, и устраивался пир. Стол в доме жениха назывался туолостоя - приводной стол. Угощение начиналось с чаепития. После чая приступали к обеду. Кушанья на стол подавала мать жениха. Еёй помогали родственницы. Каждое новое блюдо сопровождалось поклонами невесты. Отец жениха потчевал гостей, он же угощал их вином.
Из обязательных блюд, которые должны быть на свадебном столе, это клюквенный кисель и молоко, чтобы дети родились крепкими и здоровыми: как кровь с молоком. Иногда на свадьбах можно было видеть, что невеста держит на руках маленького мальчика – это для того, чтобы у молодых первым родился сын.
После поздравлений и обряда «сбора на чарку», когда приглашённые ,отпив вино, клали на поднос деньги, совершался обряд окручивания невесты. Распущенные волосы заплетались в две косы, а невеста символически превращалась в молодуху.
По окончании пиршества молодые выходили на середину избы и прощались с родственниками. Приводной стол завершался уводом молодых спать.
Свадьба
жениха считалась заключительным этапом
свадебной обрядности. В то время настолько
велико значение свадебных ритуалов,
что считалось необязательным венчание
в церкви. Оно чаще всего происходило уже
после свадьбы – через несколько дней
или даже лет. К церковному освящению брака
карелы относились довольно равнодушно
и венчались только из-за преследований
со стороны властей.
-15-
5. Сценарий развлечения на тему: "Обряд карельского сватовства" в подготовительной группе.
Цели:
Ход развлечения.
В зале декорация карельской избы. Дети сидят на стульчиках, заходит девушка Катерина в карельской национальной одежде.
– Здравствуйте, люди добрые. Здравствуйте, ребята. Я принесла вам одну старинную фотографию моей прабабушки и прадедушки. (Дети рассматривают фотографию. Рассуждения детей.) И рассказала она мне, как они поженились.
Рассказ Кати: Полюбилась наша Дарьюшка соседскому парню Егорушке. Решил он к ней свататься. Ребята, а что значит свататься? (Рассуждения детей.) Нарядился Егорушка, а сам волнуется, что белый стал как его рубаха холщовая. Как Егорушка со сватами к Дарьюшке пришел, так и вовсе оробел. Вот сели все на лавку, чинно так, и завели издалека разговор. Растет в вашем доме цветочек аленький, а у нас садовник славный отыскался. Это вы про кого, про нашу Дарьюшку, что ли? Э, нет, найдите для вашего садовника другой садочек. Что так, аль я жених плохой? Нет, соседушки, это у нас невеста никудышная! Такая красавица, что как в окно глянет – конь на дыбки встает, как во двор выйдет – три дня собаки лают! У неё глаза как лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть звездочки пришей! Но зато на обе ножки прихрамывает, горбом туда – сюда покачивает. Ой, уморил, отец! Да ведь это ты себе обрисовывал. А Дарьюшка-то у тебя загляденье! Да и жених у нас хоть куда – руки золотые! Да! Богатство большое: два веника в коробке да мышки в мешке! Это правда! Денег у нас ни гроша, зато слова хорошие. Сам ведь знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а богатство придет! На том и порешили – быть свадьбе! Но этим дело не закончилось. Родители благословили молодых.
– Ребята, а давайте поиграем в сватовство.
Пригласить детей занять места на скамейках.
Катя: - Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из своей и других деревень. На посиделках пели песни, танцевали, а уж если кто полюбится, договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов.
Давайте и мы станцуем карельскую кадриль.
Танец « Тутто я пойка се тансиин кяу» из книги Маленький хоровод Хельми Мальми
Катя: - А теперь давайте посмотрим, какие у нас девушки мастерицы. По карельскому обычаю, прежде чем заслать сватов в дом невесты, девицу проверяли в работе. Вот вам задание, девицы любезные: “Кто быстрее смотает нитки в клубочек”.
Дает по клубочку ниток, самой проворной - гостинец в мешок
Катя: - Девушки все красивые да пригожие. А как же они умеют косы плести?
Игра: « Заплети косу». Во время игры звучит запись карельской песни: «Рускей нечу, валгей нечу...»
Катя: - На одной из таких посиделок и встретились наши жених и невеста.
Выбирают из детей жениха и невесту.Детям надевают элементы костюма, выбирают родителей жениха и невесты. Остальные дети - подружки и дружки.
Катя: – Ребята, скажите, как приглашают на свадьбу гостей?
Ответы детей.
Катя: - По карельскому обычаю на свадьбу в дом к невесте спешил «свадебный поезд». Запрягали лошадей, украшали телеги, в которые садились жених, его родители и гости. Когда свадебный поезд прибывал к дому невесты, его встречали дружки и подружки. Не хотят они свою девицу отдавать во чужую сторону, препятствия разные чинят, “стенка на стенку” выходят, чья возьмет! Выходите, своих невест защищать!
/ Все встают, стенкой взявшись за руки один край напротив другого края, “невеста” за “стеной”/.
Задача: Взять невесту в чужом краю. Сходятся со словами:
“ - Нам хотели запретить, во деревеньку ходить,
- Запретить не
запретили, стенку камену
- Стенку камену пробьем, и невесту заберем!”
Катя: - Невесту забрали, значит, свадьбе скоро быть, а мы на ней будем зваными гостями. Не пора ли хороводы водить, да и поиграть.
Карельский танец “Пайккакисса». Из книги Виолы Мальми «Народные танцы Карелии».
Катя: – Что-то заигрались мы, пора и за стол. Самовар кипит, уходить не велит. Прошу вас в светлицу, чайку попить.
Угощение
детей чаем и карельскими
пирогами «сканцами» -
пирогами для затя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что из традиционных карельских семейных обрядов самым значимым являлся свадебный обряд, который был наиболее сложным, пышным и красивым. Свадьба с её торжественным, театрализованным ритуалом, обилием развлекательно-игровых действий, красочностью нарядов и украшений, поэтичностью песен и причитаний относилась к наиболее праздничным событиям в жизни карельской деревни.
У карел считалось, что если соблюсти ритуал полностью от и до, то венчание в церкви необязательно. В свадебном обряде все действия служат одной цели: обеспечить согласную, зажиточную жизнь и здоровое потомство для новобрачных.
Традиционная карельская свадебная обрядность состояла из двух основных частей: предсвадебной и собственно свадебной. В предсвадебный цикл входят: обсуждение личных качеств невесты, состав сватов, в число которых входили отец, дядя, братья, крестный отец, посещение своих родных, предсвадебная баня. А обрядность самой свадьбы включала: встречу и прием свадебного «поезда», смотрины невесты, обмен дарами между женихом и невестой, пиршество «выводного» стола, прощание невесты с родным домом, расставанием с символами девичества, прибытие «поезда» к дому жениха.
Весь свадебный цикл ритуала у карел носил демонстративный и публичный характер, являлся поводом для устройства молодежных игр и танцев. Свадьба в деревне была большим событием не только для вступивших в брак и их семей, но и для всех жителей, которые принимали в ней самое активное участие, начиная от сватовства и кончая послесвадебными обрядами.
Коллективный характер
Из поколения в поколение, от бабушек к внукам передавались различные предания, приметы, заговоры, так и в свадебном обряде карел важную роль занимали религиозно-магические элементы. Основной целью магических обрядов являлось необходимость обеспечить благополучие, материальный достаток новой семьи.
В старых карельских деревнях до сих пор
существуют некоторые свадебные обряды,
такие как ставить во время свадьбы забор,
осыпание молодых зернами, приезд сватов.
В процессе возрождения языков и культуры
малых народов Карелии всё шире происходит
обращение к традициям древней свадьбы
и применение её элементов в современном
свадебном обряде.
ЛИТЕРАТУРА.