Сущность воспитательной работы в учебном заведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности воспитательной работы в учебном заведении.
Задачи:
Провести анализ литературы по теме исследования
Раскрыть суть цели, методов и средств воспитательного процесса
Изучить методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
Методы анализов результатов воспитательного процесса

Содержание

Введение 4
Методы и средства воспитания 6
Методы воспитания 9
Средства и формы воспитания 12
Понятия методики и технологии воспитания 12
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании 14
Организация процесса самовоспитания учащихся и его
важнейшие методы 15
Методы анализов результатов воспитательного процесса 21
Принципы эффективности процесса воспитания 21
Уровень развития коллектива как критерий эффективного воспитания 22
Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике..docx

— 92.38 Кб (Скачать)

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки  понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.

Сегодня воспитание понимают как:

  • передачу социального опыта и мировой культуры;
  • воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  • организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  • воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению  сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Структура воспитательного  процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного  процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек—человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания.

Историческая и мировая  практика показывают, что главная  цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и  всестороннего развития человека осуществляют: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов  выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного-безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.

Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях .

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания  методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.

Что понимают под методами, приемами и средствами воспитания?

 

1.1 Методы воспитания

 

В качестве основы для определения  методов ориентируются на позиции  воспитателя в выборе способов воспитательного  взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником:

  • способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье;
  • включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками по работе;
  • способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения.

То есть однозначного определения  методов воспитания не существует.  
«Не все одинаково пригодно для всех» - Проперций.

Вместе с тем, выявлена их общая  направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

  • непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
  • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
  • общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
  • совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
  • процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
  • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Предпринимаются попытки систематизировать  методы воспитания.

Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

  1. ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
  2. направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
  3. использующие поощрения и наказания.

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

  1. формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
  2. организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
  3. оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

Вышеозначенные классификации  методов воспитания, подобно любым  другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.

  1. Педагогическое требование как метод воспитания может:
  1. выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
  1. выступать как конкретная задача;
  2. иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
  3. помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.

Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничиваются перечисленным набором. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).

  1. Приучение, как метод воспитания, предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.

Приучение достигается через систему  упражнений. Возможности метода состоят  в следующем: он помогает усваивать  важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.

  1. Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств  формирования определенного способа  поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

  1. Поощрение, как метод воспитания, направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

  1. Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

 

1.2 Средства и формы воспитания

 

Средства воспитания являются «инструментарием»  материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

  • знаковые символы;
  • материальные средства;
  • способы коммуникации;
  • мир жизнедеятельности воспитанника;
  • коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
  • технические средства;
  • культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

 

1.3 Понятия методики и технологии воспитания

Информация о работе Сущность воспитательной работы в учебном заведении