Хотя не все
эти возражения полностью справедливы,
но, несомненно, они имеют под собой определенные
основания. Поэтому интерес к программированному
обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и
его возрождение произошло в последние
годы на базе использования новых поколений
компьютерной техники.
Как уже отмечалось, наибольшее распространение
различные системы программированного
обучения
получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем
стали использовать лишь отдельные элементы
программированного обучения, главным
образом для контроля знаний, консультаций
и тренировки навыков. В последние годы
идеи программированного обучения стали
возрождаться на новой технической основе
(ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры
и др.) в форме компьютерного, или электронного,
обучения. Новая техническая база позволяет
почти полностью автоматизировать процесс
обучения, строить его как достаточно
свободный диалог обучаемого с обучающей
системой. Роль учителя в этом случае состоит
в основном в разработке, наладке, коррекции
и усовершенствовании обучающей программы,
а также проведении отдельных элементов
безмашинного обучения. Многолетний опыт
подтвердил, что программированное обучение,
и особенно компьютерное, обеспечивает
достаточно высокий уровень не только
обучения, но и развития учащихся, вызывает
у них неослабевающий интерес.
*******
В педагогике принято
выделять три основных типа обучения:
традиционное (или объяснительно-иллюстративное),
проблемное и программированное. Каждый
из них, как уже было сказано, имеет
как положительные, так и отрицательные
стороны. Традиционное обучение не обеспечивает
эффективного развития мыслительных способностей
обучающихся потому, что базируется на
закономерностях репродуктивного мышления,
а не творческой деятельности.
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим
социально-экономическим, а также и психологическим
условиям является проблемное обучение.
Резюме
- В педагогике
принято выделять три основных типа
обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное),
проблемное и программированное. Каждый
из этих типов имеет как положительные,
так и отрицательные стороны.
- Сегодня наиболее
распространенным является традиционный
тип обучения. Основы этого типа обучения
были заложены почти четыре века тому
назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика").
- Термин "традиционное
обучение" подразумевает прежде всего
классно-урочную организацию обучения,
сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики,
сформулированных Я.А. Коменским, и до
сих пор являющуюся преобладающей в школах
мира.
- Традиционное
обучение обладает рядом противоречий
(А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных
является противоречие между обращенностью
содержания учебной деятельности (следовательно,
и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное
в знаковых системах "основ наук",
и ориентацией субъекта учения на будущее
содержание профессионально-практической
деятельности и всей культуры.
- Сегодня наиболее
перспективным и соответствующим социально-экономическим,
а также и психологическим условиям является
проблемное обучение.
- Под проблемным
обучением обычно понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных
ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению.
- В американской
педагогике начала XX в. известны две основыe
концепции проблемного обучения (Дж. Дьюи,
В. Бертон).
- Педоцентрическая
концепция Дж. Дьюи оказала большое влияние
на общий характер учебно-воспитательной
работы школ США и некоторых других стран,
в частности советской школы 20-х гг., что
нашло свое выражение в так называемых
комплексных программах и в методе проекте.
- Теория проблемного
обучения начала интенсивно разрабатываться
и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском
способов активизации, стимулирования
познавательной деятельности учащихся,
развития самостоятельности школьника.
- Основой проблемного
обучения является проблемная ситуация.
Она характеризует определенное психическое
состояние учащегося, возникающее в процессе
выполнения задания, для которого нет
готовых средств и которое требует усвоения
новых знаний о предмете, способах или
условиях его выполнения.
- Программированное
обучение - это обучение по заранее разработанной
программе, в которой предусмотрены действия
как учащихся, так и педагога (или заменяющей
его обучающей машины).
- Идея программированного
обучения была предложена в 50-х гг. XX в.
американским психологом Б. Скиннером
для повышения эффективности управления
процессом учения с использованием достижений
экспериментальной психологии и техники.
- Обучающие
программы, построенные на бихевиористской
основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные
Б. Скиннером, и б) так называемые разветвленные
программы Н. Краудера.
- В отечественной
науке теоретические основы программированного
обучения активно изучались, а достижения
обучения внедрялись в практику в 70-х гг.
XX в. Одним из ведущих специалистов в этой
области является профессор Московского
университета Н.Ф. Талызина.
Словарь
терминов
- Кибернетика
- Классно-урочная
система обучения
- Мотив достижения
успеха
- Обучающая
программа
- Проблема
- Проблемная
ситуация
- Проблемное
обучение
- Программированное
обучение
- Противоречие
- Традиционное
обучение
Вопросы
для самопроверки
- В чем сущность
традиционного обучения?
- Назовите
отличительные признаки традиционной
классно-урочной технологии обучения.
- Назовите
достоинства и недостатки традиционного
обучения.
- В чем проявляются
основные противоречия традиционного
обучения?
- Укажите основные
исторические аспекты проблемного обучения
в зарубежной педагогике и психологии.
- В чем особенности
проблемного характера обучения Дж.Дьюи?
- Что характерно
для развития проблемного обучения в отечественной
науке и практике?
- В чем сущность
проблемного обучения?
- Назовите
типы проблемных ситуаций, наиболее часто
возникающих в учебном процессе.
- В каких случаях
возникают проблемные ситуации?
- Назовите
основные правила создания проблемных
ситуаций в учебном процессе.
- Назовите
основные достоинства и недостатки проблемного
обучения.
- В чем сущность
программированного обучения?
- Кто является
автором программированного обучения?
- Дайте характеристику
типов обучающих программ.
- В чем особенности
разветвленных программ программированного
обучения?
- Что характерно
для бихевиорального подхода к программированному
обучению?
- Что характерно
для развития программированного обучения
в отечественной науке и практике?
- Почему программированное
обучение не получило должного развития?
Список
литературы
- Аткинсон
Р. Человеческая память и процесс
обучения: Пер. с англ. М., 1980.
- Бертон В.
Принципы обучения и его организация.
М., 1934.
- Брунер Дж.
Психология познания. М., 1977.
- Вербицкий
А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход. М., 1991.
- Выготский
Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Гальперин
П.Я. Методы обучения и умственное развитие
ребенка. М., 1985.
- Гурова Л.Л.
Психологический анализ решения задач.
Воронеж, 1976.
- Давыдов В.В.
Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Дьюи Дж. Психология
и педагогика мышления (Как мы мыслим):
Пер. с англ. М., 1999.
- Коменский
Я.А. Избранные педагогические сочинения.
М., 1955.
- Кудрявцев
Т.В. Психология творческого мышления.
М., 1975.
- Кулюткин
Ю.Н. Эвристические методы в структуре
решений. М., 1970.
- Лернер И.Я.
Проблемное обучение. М., 1974.
- Липкина
А.И. Самооценка школьника и его память
// Вопр. психологии. 1981. № 3.
- Маркова
А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование
мотивации учения. М., 1990.
- Матюшкин
А.М. Проблемные ситуации в мышлении и
обучении. М., 1972.
- Махмутов
М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Оконь В.
Введение в общую дидактику: Пер. с польск.
М., 1990.
- Оконь В.
Основы проблемного обучения. М., 1968.
- Пономарев
Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999.
- Развитие
творческой активности школьников / Под
ред. А.М. Матюшкина. М., 1991.
- Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии:
Учеб. пособие. М., 1998.
- Талызина
Н.Ф. Теоретические проблемы программированного
обучения. М., 1969.
- Талызина
Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.
М., 1975.
- Унт И.Э. Индивидуализация
и дифференциация обучения. М., 1990.
- Хекхаузен
Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
Т. 1, 2.
Темы
курсовых работ и
рефератов
- Сущность
традиционного обучения.
- Основные
противоречия традиционного обучения.
- Исторические
аспекты проблемного обучения в зарубежной
педагогике и психологии.
- Проблемное
обучение Дж. Дьюи.
- Развитие
проблемного обучения в отечественной
науке и практике.
- Сущность
проблемного обучения.
- Проблемные
ситуации как основа проблемного обучения.
- Программированное
обучение: достоинства и недостатки.
- Типы обучающих
программ.
- Бихевиоральный
подход к программированному обучению.
- Развитие
программированного обучения в отечественной
науке и практике.
Интернет-ресурсы
(ссылки)
- Лаборатория
психологии учения ПИ РАО
- Лаборатория
психологических основ новых образовательных
технологий ПИ РАО
- Группа
психологии развития познавательных процессов
ПИ РАО
- Сайт
Школы завтрашнего дня
- Материалы
по теме "Что же такое Школа Завтрашнего
Дня?"