АО
«Медицинский университет Астана»
Сущность
и структура
педагогической
деятельности
Выполнил:
Авдеев А.В.
Астана,
2011 г.
- «Если башмачник
будет дурным мастером, граждане от этого
будут только несколько хуже обуты, но
если воспитатель детей будет плохо выполнять
свои обязанности, в стране появятся целые
поколения невежественных и дурных людей».
Платон.
- «Если учитель
имеет только любовь к делу, он будет хорошим
учителем. Если учитель имеет только любовь
к ученикам, как отец, мать, он будет лучше
того учителя, который прочёл все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».
Толстой Л.Н.
- «Если учитель
соединяет в себе любовь к делу и к ученикам
- он совершенный учитель». Макаренко А.С.
Основные
виды
педагогической деятельности
- Воспитательная
работа — это педагогическая
деятельность, направленная на организацию
воспитательной среды и управление разнообразными
видами деятельности воспитанников с
целью решения задач гармоничного развития
личности.
- Преподавание
— это такой вид воспитательной деятельности,
который направлен на управление преимущественно
познавательной деятельностью школьников.
Структура
педагогической деятельности
- Педагогические
цели и задачи
- Предмет педагогической
деятельности
- Педагогические
средства и способы решения поставленных
задач
- Продукт и результат
педагогической деятельности
Функции
педагогической деятельности
- Конструктивная
(обеспечивает)
- отбор и организацию
содержания учебной информации
- проектирование
деятельности учащихся
- проектирование
собственной будущей деятельности и поведения
- Организаторская
(реализуется через)
- информацию
в процессе сообщения ее учащимся;
- различные
виды деятельности учащихся;
- собственную
деятельность и поведение в процессе непосредственного
взаимодействия с учащимися
Функции
педагогической деятельности
- Коммуникативная
(предполагает)
- установление
правильных взаимоотношений с учащимися
- нормальные,
деловые отношения с другими учителями,
с администрацией
- Гностическая
(предусматривает изучение)
- содержания
и способов воздействия на людей
- возрастных
и индивидуально-психологических особенностей
человека
- особенностей
процесса и результатов собственной деятельности,
ее достоинств и недостатков.
Функции
педагогической деятельности (Гинецинский
В. И.)
- Презентативная
- изложение учащимся содержания материала
(ориентирована на сам факт изложения
учебного материала).
- Инсентивная
- вызов у учащихся интереса к усвоению
информации (реализуется с помощью
постановки вопросов, оценки ответов).
- Корректирующая
- исправление и сопоставление результатов
деятельности самих учащихся.
- Диагностирующая
- обеспечение обратной связи.
Специфические
качества преподавателя
- Организаторские
(организованность, деловитость, инициативность,
требовательность, самокритичность)
- Коммуникативные
(справедливость, внимательность, приветливость,
открытость, доброжелательность, скромность,
чуткость, тактичность)
- Экспрессивные
(высокий эмоционально-волевой тонус,
оптимизм, эмоциональная восприимчивость
и отзывчивость, самообладание, толерантность,
выдержка, чувство юмора)
Специфические
качества преподавателя
- Перцептивно-гностические
(наблюдательность, креативность, интеллектуальная
активность, исследовательский стиль,
гибкость, оригинальность и критичность
мышления, способность к нестандартным
решениям, чувство нового, интуиция, объективность
и беспристрастность, бережное и внимательное
отношение к опыту старших коллег, потребность
в постоянном обновлении и обогащении
знаний)
- профессиональная
работоспособность
- физическое
и психическое
здоровье
Уровни
продуктивности педагогической
деятельности
- I
уровень - (минимальный) репродуктивный;
непродуктивный
- II
уровень - (низкий) адаптивный; малопродуктивный
- III
уровень - (средний) локально-моделирующий;
среднепродуктивный.
- IV
уровень - (высокий) системно-моделирующий
знания учащихся; продуктивный
- V
уровень - (высший) системно-моделирующий
деятельность и поведение учащихся;
высокопродуктивный
Мотивы
педагогической деятельности (Байметов
А.К.)
- Заинтересованность
и увлеченность преподаваемым предметом
- Увлеченность
общения с детьми – «любовь
к детям»
Группы
учителей (Байметов
А.К.)
- С преобладанием
мотивов долженствования (43%)
- С доминированием
интереса к преподаваемой дисциплине
(39 %)
- С доминированием
потребности общения с детьми (11%)
- Без ведущего
мотива (7%)
Заключение
- «Всякая программа
преподавания, всякая метода воспитания,
как бы хороша она ни была, не перешедшая
в убеждения воспитателя, останется мертвой
буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
Самый бдительный контроль в этом деле
не поможет.
- Воспитатель
никогда не может быть слепым исполнителем
инструкции: не согретая теплотой его
личного убеждения, она не будет иметь
никакой силы».