Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:00, реферат
В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Институт педагогики и психологии образования
Реферат на тему:
«Какова структура самоаттестации дошкольного
образовательного учреждения ?.»
Москва, 2012
В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
Под лицензированием понимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.
Согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании» тип
образовательного учреждения устанавливается
в соответствии с реализуемой
в нем образовательной программ
Целью лицензирования является реализация прав учредителя на ведение образовательной деятельности и гарантии, что в учреждении созданы условия, необходимые для ее осуществления. Государственная лицензия обеспечивает право дошкольного учреждения на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аттестация — комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации принимается экспертное заключение, содержащее рекомендации о присвоении дошкольному учреждению соответствующей категории.
Аккредитация — процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении.
В настоящее время ДОУ аккредитуются по трем категориям. Основанием для присвоения категории является уровень соответствия деятельности требованиям государственного образовательного стандарта.
К первой категории относятся дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности.
Ко второй категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям деятельности.
К третьей категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Дошкольные образовательные учреждения второй категории подразделяют в соответствии с направленностью их программы на четыре вида:
- детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуще
ствлением одного или нескольких
направлений развития воспи
танников;
- детский сад компенсирующего
вида с приоритетным осуще
ствлением квалифицированной
коррекции отклонений в физичес
ком и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра
и оздоровления с приоритетом осуще
ствления санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоро
вительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида, имеющий общеразвива-ющие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
Вид дошкольного учреждения второй категории определяется путем экспертной оценки (в процессе аттестации) приоритетного направления деятельности детского сада. Критерием экспертной оценки отнесения дошкольного учреждения к тому или иному виду является направленность реализуемой в нем образовательной программы.
В качестве приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения второй категории могут выступать: охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка; физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка; коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка и т. п.
Таким образом, целью аттестации и аккредитации являются: обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях; стимулирование их деятельности в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества дошкольного образования; обеспечение реальной возможности выбора родителями дошкольников индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка из широкого спектра качественных образовательных услуг.
Основные задачи аттестации и аккредитации состоят в следующем:
- установить соответствие
содержания, уровня и качества обу
чения и воспитания в детском саду требованиям
государственного
образовательного стандарта
дошкольного образования;
определить вид и присвоить категорию;
- установить в зависимости от категории
порядок дифференци
рованного бюджетного финансирования;
реализовать
права негосударственных
ний на бюджетное финансирование
в размере норматива.
Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений
Нормативно-правовым документом, определяющим технологию экспертной оценки, является Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (приложение к приказу МО РФ от 17.11.94 №442).
Предметом и содержанием экспертизы выступает установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в создаваемом учреждении государственным и местным условиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических
норм, охраны здоровья детей и работников образовательного учреждения, оборудования помещений, оснащенности образовательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.
Технология экспертизы базируется на экспертной оценке; экспертиза проводится по представленным документам или по решению экспертной комиссии с посещением ДОУ.
Для получения лицензии учредитель (учредители) представляет в орган управления образованием пакет документов:
заявление учредителя (учредителей)
о выдаче лицензии на
право ведения образовательной деятельности;
копии утвержденного в установленном порядке устава обра зовательного учреждения исвидетельства о его государственной регистрации;
- сведения о педагогических
кадрах и укомплектованности
штатов;
- данные о материально-технической базе
и оснащенности об
разовательного процесса;
- копии документов, подтверждающих
право владения или
пользования помещением;
- заключения санитарно-эпидемиологической
службы, орга
нов государственного надзора о пригодности
помещений для осу
ществления образовательного процесса;
- гарантийное письмо об оплате
за проведение экспертизы и
выдачу лицензии. (Затраты на проведение
экспертизы оплачива
ются учредителями лицензируемого учреждения.)
Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства конфессии, зарегистрированной на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Ответственность за достоверность представленных для получения лицензии сведений несет заявитель.
Экспертная комиссия создается приказом органа управления образованием по заявлению учредителя образовательного учреждения в течение двух недель с момента предварительного рассмотрения документов и их регистрации.
В состав экспертов на паритетных началах входят представители государственного органа управления, местного органа представительной власти и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, заинтересованных министерств и ведомств,
действующих образовательных учреждений, общественности. Членами экспертной комиссии не могут быть представители учредителя, находящиеся на оплачиваемой работе в лицензируемом образовательном учреждении. Экспертная комиссия проводит свою работу в месячный срок с момента ее создания (дата утверждения приказа).
По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет мотивированное заключение о соответствии условий осуществления образовательного процесса в лицензируемом образовательном учреждении государственным и местным требованиям и возможности выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Заключение экспертной комиссии подписывают все члены комиссии и направляют в орган управления образованием для принятия решения в пятидневный срок.
Причинами отказа в выдаче лицензии могут быть:
- несоответствие учредительных документов
соискателя лицен
зии требованиям, предъявляемым
Законом РФ «Об образовании»;
- несоответствие материально-технической
базы, оснащеннос
ти и кадрового обеспечения образовательного
процесса установ
ленным требованиям;
- представление недостоверных сведений;
- отрицательное заключение экспертной комиссии.
Отрицательное заключение экспертной комиссии и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем образовательного учреждения в судебном порядке. Лицензия выдается на срок до пяти лет.
Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений
В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27), приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».
Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации выступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. До его введения в действие критериями для экспертной оценки деятельности дошкольного учреждения являются временные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения» к приказу МО РФ № 448.
На основании данной системы критериев осуществляется экспертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:
- содержание и методы Воспитания
и обучения, реализуемые в
детском саду (программы и педагогические
технологии, характер
взаимодействия персонала с детьми);
- кадровое обеспечение педагогического
процесса в детском саду
(подбор и расстановка кадров,
повышение квалификации сотруд
ников);
- организация деятельности дошкольного
учреждения (руковод
ство и управление);
- материально-технические
и медико-социальные условия пре
бывания детей в детском саду (развивающая
среда, безопасность,
охрана здоровья);
- оценка деятельности детского
сада родителями воспитанни
ков.
Аттестация дошкольного образовательного учреждения происходит в два этапа:
Цель первого этапа — самоэкспертизы — выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руководителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкретным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повышения качества материальной развивающей среды; демократизации системы управления и контроля дошкольным учреждением.
Информация о работе Структура самоаттестации дошкольного образовательного учреждения