Структура самоаттестации дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

Работа содержит 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВ1.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

Московский  городской  педагогический  университет

Институт  педагогики и психологии образования

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 «Какова структура  самоаттестации дошкольного

образовательного  учреждения ?.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

       В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

      Под лицензированием понимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» тип  образовательного учреждения устанавливается  в соответствии с реализуемой  в нем образовательной программой. Образовательное учреждение относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», если основная реализуемая в нем программа является программой дошкольного образования.

      Целью лицензирования является реализация прав учредителя на ведение образовательной деятельности и гарантии, что в учреждении созданы условия, необходимые для ее осуществления. Государственная лицензия обеспечивает право дошкольного учреждения на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Аттестация — комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации принимается экспертное заключение, содержащее рекомендации о присвоении дошкольному учреждению соответствующей категории.

    Аккредитация — процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении.

В настоящее  время ДОУ аккредитуются по трем категориям. Основанием для присвоения категории является уровень соответствия деятельности требованиям государственного образовательного стандарта.

    К первой категории относятся дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности.

     Ко второй категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям деятельности.

    К третьей категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

    Дошкольные образовательные учреждения второй категории подразделяют в соответствии с направленностью их программы на четыре вида:

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще 
ствлением одного или нескольких направлений развития воспи 
танников;

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуще 
ствлением квалифицированной коррекции отклонений в физичес 
ком и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетом осуще 
ствления санитарно-гигиенических, профилактических и оздоро 
вительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида, имеющий общеразвива-ющие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.

    Вид дошкольного учреждения второй категории определяется путем экспертной оценки (в процессе аттестации) приоритетного направления деятельности детского сада. Критерием экспертной оценки отнесения дошкольного учреждения к тому или иному виду является направленность реализуемой в нем образовательной программы.

   В качестве приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения второй категории могут выступать: охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка; физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка; коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка и т. п.

   Таким образом, целью аттестации и аккредитации являются: обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях; стимулирование их деятельности в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества дошкольного образования; обеспечение реальной возможности выбора родителями дошкольников индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка из широкого спектра качественных образовательных услуг.

        Основные задачи аттестации и аккредитации состоят в следующем:

- установить соответствие содержания, уровня и качества обу 
чения и воспитания в детском саду требованиям государственного 
образовательного стандарта дошкольного образования;

определить  вид и присвоить категорию;

- установить в зависимости от категории порядок дифференци 
рованного бюджетного финансирования;

реализовать права негосударственных дошкольных учрежде 
ний на бюджетное финансирование в размере норматива.

 

Технология экспертной оценки при  лицензировании дошкольных образовательных учреждений

    Нормативно-правовым документом, определяющим технологию экспертной оценки, является Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (приложение к приказу МО РФ от 17.11.94 №442).

   Предметом и содержанием экспертизы выступает установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в создаваемом учреждении государственным и местным условиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических

норм, охраны здоровья детей  и работников образовательного учреждения, оборудования помещений, оснащенности образовательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

   Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

   Технология экспертизы базируется на экспертной оценке; экспертиза проводится по представленным документам или по решению экспертной комиссии с посещением ДОУ.

   Для получения лицензии учредитель (учредители) представляет в орган управления образованием пакет документов:

заявление учредителя (учредителей) о выдаче лицензии на 
право ведения образовательной деятельности;

копии утвержденного  в установленном порядке  устава обра зовательного учреждения исвидетельства о его государственной регистрации;

- сведения о педагогических кадрах и укомплектованности 
штатов;

- данные о материально-технической базе и оснащенности об 
разовательного процесса;

- копии документов, подтверждающих право владения или 
пользования помещением;

- заключения санитарно-эпидемиологической службы, орга 
нов государственного надзора о пригодности помещений для осу 
ществления образовательного процесса;

- гарантийное письмо об оплате за проведение экспертизы и 
выдачу лицензии. (Затраты на проведение экспертизы оплачива 
ются учредителями лицензируемого учреждения.)

    Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства  конфессии, зарегистрированной на территории Российской Федерации в установленном порядке.

    Ответственность за достоверность представленных для получения лицензии сведений несет заявитель.

   Экспертная комиссия создается приказом органа управления образованием по заявлению учредителя образовательного учреждения в течение двух недель с момента предварительного рассмотрения документов и их регистрации.

    В состав экспертов на паритетных началах входят представители государственного органа управления, местного органа представительной власти и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, заинтересованных министерств и ведомств,

действующих образовательных  учреждений, общественности. Членами экспертной комиссии не могут быть представители учредителя, находящиеся на оплачиваемой работе в лицензируемом образовательном учреждении. Экспертная комиссия проводит свою работу в месячный срок с момента ее создания (дата утверждения приказа).

    По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет мотивированное заключение о соответствии условий осуществления образовательного процесса в лицензируемом образовательном учреждении государственным и местным требованиям и возможности выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности.

    Заключение экспертной комиссии подписывают все члены комиссии и направляют в орган управления образованием для принятия решения в пятидневный срок.

    Причинами отказа в выдаче лицензии могут быть:

- несоответствие учредительных документов соискателя лицен 
зии требованиям, предъявляемым Законом РФ «Об образовании»;

- несоответствие материально-технической базы, оснащеннос 
ти и кадрового обеспечения образовательного процесса установ 
ленным требованиям;

- представление недостоверных сведений;

- отрицательное заключение экспертной комиссии.

   Отрицательное заключение экспертной комиссии и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем образовательного учреждения в судебном порядке. Лицензия выдается на срок до пяти лет.

Технология экспертной оценки при  аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений

    В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27), приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Предметом и содержанием  экспертизы в ходе аттестации выступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. До его введения в действие критериями для экспертной оценки деятельности дошкольного учреждения являются временные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения» к приказу МО РФ № 448.

   На основании данной системы критериев осуществляется экспертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:

- содержание и методы Воспитания и обучения, реализуемые в 
детском саду (программы и педагогические технологии, характер 
взаимодействия персонала с детьми);

- кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду 
(подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд 
ников);

- организация деятельности дошкольного учреждения (руковод 
ство и управление);

- материально-технические и медико-социальные условия пре 
бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность, 
охрана здоровья);

- оценка деятельности детского сада родителями воспитанни 
ков.

   Аттестация дошкольного образовательного учреждения происходит в два этапа:

  • первый этап— самоэкспертиза по всем аспектам своей деятельности;
  • второй этап — экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.

   Цель первого этапа — самоэкспертизы — выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руководителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкретным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повышения качества материальной развивающей среды; демократизации системы управления и контроля дошкольным учреждением.

Информация о работе Структура самоаттестации дошкольного образовательного учреждения