Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:50, реферат
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Введение
На современном этапе общество поглощено
проблемами рыночных отношений, нестабильностью
экономики, политическими сложностями,
которые разрушают социальные связи и
нравственные устои. Это ведет к нетерпимости
и ожесточению людей, разрушает внутренний
мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться
на разумное и нравственное в человеке,
определить ценностные основы собственной
жизнедеятельности, обрести чувство ответственности
за сохранение моральных основ общества.
Этому поможет нравственное воспитание.
Исследуемая проблема нашла отражение
в исследованиях таких философов античности
как: Пифагор, Демократ, Аристотель.
Пифагор говорил, что главное для человека
«наставить душу к добру и злу». [13.c. 134]
Выдающийся мыслитель античности Аристотель
в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель
должен отнестись с исключительным вниманием
к воспитанию молодежи, так как в тех государствах,
где этого нет, и сам государственный строй
терпит ущерб». [13. c. 134].
Ряд советских исследователей таких как:
Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,
Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко,
а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев,
Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый
и др., освящают в своих работах сущность
основных понятий теории нравственного
воспитания, содержания, методов нравственного
воспитания.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание
Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая есть наука
о том, как жить, делая как можно меньше
зла и как можно больше добра».[14. c. 379]
1. Сущность нравственного
воспитания.
Термин «нравственность» берет свое начало
от слова нрав. По латыни нравы звучат
как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны
и нормы, которыми руководствуются люди
в своем поведении, в своих повседневных
поступках. Нравы не вечные и не неизменные
категории, они воспроизводятся силой
привычки масс, поддерживаются авторитетом
общественного мнения, а не правовых положений.»[1.
c.155]
Вместе с тем моральные требования, нормы,
нравы получают определенное обоснование
в виде представлений о том, как надо человеку
жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется
с развитием общества. Нет морали, единой
для всех времен и народов. По мере смены
общественно-экономических формаций менялись
представления о нравственности, приличествующих
нормах и нравах поведения в общественной
среде.
Л.А. Григорович дал следующее определение
«нравственность» – это личностная характеристика,
объединяющая такие качества и свойства,
как доброта, порядочность, дисциплинированность,
коллективизм.»[5. c.104]
И.С. Марьенко обозначил «нравственность
– как неотъемлемую сторону личности,
обеспечивающую добровольное соблюдение
ею существующих норм, правил, принципов
поведения. Они находят выражение в отношении
к Родине, обществу, коллективу, отдельным
людям, к самому себе, труду и т.д.»[11. c.7]
«Нравственные нормы» – это правила, требования,
определяющие, как человек должен поступить
в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка
к определенным поступкам и действиям,
а может и запрещать или предостерегать
от них. [5. c.104]
«Воспитание» – процесс целенаправленного
формирования личности. Это специально
организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей и воспитанников,
конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще.
Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности
человека. Именно поэтому выдающийся педагог
современности В.А. Сухомлинский, разработав
воспитательную систему о всестороннем
развитии личности, вполне обосновано
считал, что ее системаобразующий признак
– нравственное воспитание. «Сердцевина
нравственного воспитания – развитие
нравственных чувств личности.»[25.c. 29]
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное
и систематическое воздействие на сознание,
чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной
морали.»[12. c. 163]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется
только как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой
морали, организации всей жизни младших
подростков: деятельности, отношений,
общения с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Результатом целостного процесса является
формирование нравственно цельной личности,
в единстве ее сознания, нравственных
чувств, совести, нравственной воли, навыков,
привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование
сознания связи с обществом, зависимости
от него, необходимости согласовывать
свое поведение с интересами общества;
ознакомление с нравственными идеалами,
требованиями общества, доказательство
их правомерности и разумности; превращение
нравственных знаний в нравственные убеждения,
создание системы этих убеждений; формирование
устойчивых нравственных чувств, высокой
культуры поведения как одной из главных
проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
«Нравственное воспитание личности» –
сложный и многогранный процесс, включающий
педагогические и социальные явления.
Однако процесс нравственного воспитания
в известной мере автономен. На эту его
специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных
чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного
поведения.
Нравственное сознание – активный процесс
отражения нравственных отношений, состояний.
Субъективной движущей силой развития
нравственного сознания является нравственное
мышление – процесс постоянного накопления
и осмысления нравственных фактов, отношений,
ситуаций, их анализ, оценка, принятие
нравственных решений, осуществление
ответственных выборов. Нравственные
переживания, мучения совести поражаются
единством чувственных состояний, отраженных
в сознании, и их осмыслением, оценкой,
нравственным мышлением.
Нравственность личности складывается
из субъективно освоенных моральных принципов,
которыми она руководствуется в системе
отношений и постоянно пульсирующего
нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление
являются основой и стимулом проявления
нравственной воли. Вне нравственной воли
и действенно практического отношения
к миру не существует реальной нравственности
личности. Она реализуется в единстве
нравственного чувства и сознательной
непреклонной решимости осуществить свои
нравственные убеждения в жизни.
Источник моральных привычек – в единстве
глубокой сознательности и личной эмоциональной
оценки явлений, взаимоотношений между
людьми, их моральных качеств. Моральные
привычки – это азбука моральных идей
и убеждений. Формирование моральных привычек
– это тот путь проникновению воспитателя
в духовный мир воспитанника, без которого
невозможно понимание человека и влияние
на него тончайшими средствами – словом
красотой. [19. c.192] Благодаря моральной
привычке нормы общественной сознательности
и общественной морали становятся духовным
приобретением личности. Без моральной
привычки невозможны самоутверждение,
самовоспитание, уважение к самому себе.
Нравственное поведение личности имеет
следующую последовательность:
- жизненная ситуация – порождаемое ею
нравственно – чувственное переживание
– нравственное осмысление ситуации и
мотивов поведения,
- выбор и принятие решений - волевой стимул
– поступок. В жизненной практике, особенно
в экстремальных условиях, всегда реализуются
в единстве все названные компоненты.
Важнейшим средством нравственного воспитания
является использование созданных в культуре
на разных этапах исторического развития
нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного
поведения, к которому стремится человек.
Как правило, нравственные идеалы формируются
в рамках гуманистического мировоззрения
как обобщенной системы взглядов и убеждений,
в которой человек выражает свое отношение
к окружающей его природной и социальной
среде и центрируется вокруг человека.
При этом отношение человека содержит
не только оценку мира как объективной
реальности, но и оценку своего места в
окружающей действительности, связей
с другими людьми.
2. Структура и функции
нравственного воспитания.
Л.А. Григорович рассматривал содержание
нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность» – это интегральная характеристика
личности, включающая комплекс ее свойств,
выражающих отношение человека к человеку.
Гуманность представляет собой совокупность
нравственно-психологических свойств
личности, выражающих осознанное и сопереживаемое
отношение к человеку как к высшей ценности.
Как качество личности гуманность формируется
в процессе взаимоотношений с другими
людьми: внимательности и доброжелательности;
умений понять другого человека; в способности
к сочувствию, сопереживанию; терпимости
к чужим мнениям, верованиям, поведению;
в готовности прийти на помощь другому
человеку.»[5. c.104]
Кроме гуманности в содержание нравственного
воспитания входит воспитание сознательной
дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность
как качество личности характеризует
ее поведение в различных сферах жизни
и деятельности и проявляется в выдержанности,
внутренней организованности, готовности
подчиняться личным и общественным целям,
установкам, нормам, принципам.
«Являясь составной частью нравственности,
дисциплина основана на личной ответственности
и сознательности, она готовит к социальной
деятельности. Нравственной предпосылкой
ответственности за свои поступки является
способность личности выбирать свою линию
поведения в различных обстоятельствах.»
[5. c. 105-106]
Дисциплинированность как личностное
качество имеет разные уровни развития,
что находит свое отражение в понятии
культуры поведения. Оно включает в себя:
- культуру речи (умение вести дискуссию,
понимать юмор, использовать выразительные
языковые средства в разных условиях общения,
владеть нормами устного и письменного
литературного языка);
- культуру общения (формирование навыков
доверия к людям, вежливости, внимательности
в отношениях с родными, друзьями, знакомыми
и посторонними людьми, умение дифференцировать
свое поведение в зависимости от окружающей
обстановки – дома или в общественных
местах, от цели общения – деловое, личное
и т.д.)
- культуру внешности (формирование потребности
соблюдать личную гигиену, выбирать свой
стиль, умение управлять своими жестами,
мимикой, походкой);
- бытовую культуру (воспитание эстетического
поведения к предметам и явлениям повседневной
жизни, рациональная организация своего
жилища, аккуратность в ведении домашнего
хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106]
По И.Ф. Харламову содержание нравственности
заключается в следующем:
1. В отношение к Родине (патриотизм) –
любовь к своей стране, истории, обычаям,
языку, желание стать на ее защиту, если
это потребуется.
2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает
наличие потребности в созидательной
трудовой деятельности и ее, понимание
пользы труда для себя и общества, наличие
трудовых умений и навыков и потребность
в их совершенствовании.
3. В отношение к обществу (коллективизм)
– умение согласовывать свои желания
с желаниями других, умение координировать
свои усилия с усилиями других, умение
подчинятся и умение руководить.
4. В отношение к себе – уважение себя при
уважении других, высокое сознание общественного
долга, честность и правдивость, нравственная
чистота, скромность.
5. В человеколюбие или гуманность.[20. c.380]
Результатом нравственного воспитания
является нравственная воспитанность.
Она материализуется в общественно ценных
свойствах и качествах личности, проявляется
в отношениях, деятельности, общении. О
нравственной воспитанности свидетельствует
глубина нравственного чувства, способность
к эмоциональному переживанию, мучениям
совести, страданию, стыду и сочувствию.
Она характеризуется зрелостью нравственного
сознания: моральной образованностью,
способностью анализировать, судить о
явлениях жизни с позиций нравственного
идеала, давать им самостоятельную оценку.
«Нравственная воспитанность» – это устойчивость
положительных привычек и привычных норм
поведения, культура отношений и общения
в условиях здорового детского коллектива.
О нравственной воспитанности говорит
также наличие сильной воли, способность
осуществлять нравственно - волевой контроль
и самоконтроль, регуляцию поведения.
Она проявляется в активной жизненной
позиции, единстве слова и дела, гражданском
мужестве и решимости в сложных жизненных
ситуациях оставаться верным своим убеждениям,
самому себе.»[9. c.269]
Нравственным следует считать такого
человека, для которого нормы, правила
и требования выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как привычные формы
поведения. Говоря точнее, в своем истинном
значении нравственность не имеет ничего
общего с послушно-механическим исполнением,
вынужденным только внешними требованиями
установленных в обществе моральных норм
и правил.
3. Методы нравственного
воспитания.
Методы нравственного воспитания - это
своеобразный инструмент в руках учителя,
воспитателя. Они выполняют функции организации
процесса нравственного развития и совершенствования
личности, управление этим процессом.
При помощи методов нравственного воспитания
осуществляется целенаправленное воздействие
на учащихся, организуется и направляется
их жизнедеятельность, обогащается их
нравственный опыт. [11. c. 83]
Формы организации и методы нравственного
воспитания изменяются от индивидуальных
особенностей детей. Воспитательная работа
проводится не только со всем классом,
но и принимает индивидуальные формы.
Конечная цель работы с коллективом –
воспитание личности каждого ребенка.
Этой цели подчиняется вся воспитательная
система. Создание коллектива это не самоцель,
а лишь наиболее эффективный и действенный
путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов
воспитания, как методы приучения и упражнения,
стимулирования, торможения, самовоспитания,
руководства, объяснительно - репродуктивные
и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного
воспитания широко применяются такие
методы как: упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает выработку
и закрепление необходимых навыков и привычек,
претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование
этических понятий, на разъяснение нравственных
принципов, на выработку этических идеалов.
Для активизации нравственного развития
личности и проверки ее зрелости, установления
единства убеждений и поведения используется
метод проблемно-ситуационный. Этот метод
побуждает личность систематизировать
ранее усвоенные нравственные знания
и соотносить их с избранными формами
поведения как конечного результата решения
поставленной проблемы. Метод интенсифицирует
протекание процесса мышления, вызывает
переживания, мобилизует волю. [11. c. 84]
Самостоятельное решение нравственных
проблем, в различных жизненных ситуациях
позволяет устанавливать связь между
поступками и качествами личности, прослеживать
характер ее развития, определять перспективу
в становлении личности, формировать положительные
мотивы, обобщать нравственные знания
и умения. Этот метод включает следующие
приемы: постановку нравственных задач,
создание коллизий и ситуаций, задания
на самостоятельное продолжение и окончание
нравственной задачи по решенному началу.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ,
объяснение, разъяснение, лекция, этическая
беседа, увещевание, внушение, диспут,
доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования
опыта поведения (упражнение, поручение,
воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование,
поощрение, наказание).
В процессе нравственного воспитания
применяются и такие вспомогательные
методы как поощрение и наказание. Они
служат для одобрения положительного
и суждения отрицательных поступков и
действий. К методам нравственного воспитания
относится так же личный пример, который
оказывает огромное влияние на сознание
и поведение, на формирование морального
облика. [6. c. 117]
В системе основных методов воспитательного
воздействия как составная часть, средство
и прием используется положительный пример.
В педагогической литературе он рассматривается
как самостоятельный метод и как компонент-
методов формирования нравственного сознания
и поведения.
Нравственное воспитание эффективно тогда,
когда его следствием становится нравственное
самовоспитание и самосовершенствование.
Самовоспитание представляет собой целенаправленное
воздействие индивида на самого себя с
целью выработки желаемых черт характера.
Самосовершенствование — процесс углубления
общего нравственного состояния личности,
возвышение всего образа жизни, поднятия
его на ступень более высокого качества.
Нравственное воспитание, осуществляемое
в школе, общественных организациях, внешкольных
учреждениях и семье, обеспечивает формирование
любви к Родине, бережного отношения к
всему многообразию собственности и творческого
отношения к труду. Его результатом является
коллективизм, здоровый индивидуализм,
внимательное отношение к человеку, требовательность
к себе, высокие нравственные чувства
патриотизма, сочетание общественных
и личных интересов.
Нравственное воспитание – непрерывный
процесс, он начинается с рождения человека
и продолжается всю жизнь, и направленный
на овладение людьми правилами и нормами
поведения.
Информация о работе Структура и функции нравственного воспитания