Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:12, реферат
Учитель, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Учитель - одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка.
Демагогическая авторитарность проявляется тогда, когда педагог, прикрываясь различного рода нравственными поучениями, воздействует на сознание воспитанника потоком словесной морали. «Самое страшное в демагоге-авторитаристе, - пишет Ю.П.Азаров, - даже не то, что он пренебрегает целенаправленным накоплением социального опыта ребенка, вне которого не может формироваться его нравственность, мировоззрение, а в том, что демагог-авторитарист дискредитирует самую суть идейного воспитания, калечит сознание».
Либеральный авторитаризм не менее опасен. Либерал перевоплощается тонко, расчетливо, хотя внешне он вроде со всеми обращается запросто. Либерал может в чем-то соглашаться и даже уступать, одновременно изучая позицию учащегося или подчиненного. Но, увидев их самостоятельность в суждениях, в оценках, в поведении, - найдет способ «рассчитаться». В его словах и действиях чувствуется неискренность, лакировка. Бездушие, нередко злое, страшное, жестокое, потому как для протеста вроде и повода нет: все вежливо, галантно, «законно». В такой обстановке почти невозможны искренние проявления чувств, справедливый гнев и даже восхищение благородным поступком тех, кто не терпит либерал. К тому же он умеет опираться и на прихлебателей, которые всегда найдутся.
Наконец выделяется еще одна форма авторитарности - административная, когда администрирование возводится в абсолют, в единственный способ общения с людьми.
Разумеется, в чистом виде выделенные формы авторитаризма встречаются редко, в конкретной ситуации может доминировать одна из них.
В лекции «О родительском авторитете» А.С.Макаренко выделял и другие виды ложного авторитета: авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа. При этом педагог (или руководитель) может искусно применять систему целесообразных, по его убеждению, форм воздействия. Но все они унижают, заставляют, вынуждают.
Тщательный анализ проявления ложного авторитета помогает выяснить, каким должен быть авторитет истинный.
Истинный авторитет
Истинный авторитет педагога основывается на принципе диалектического единства требования и доверия к личности воспитуемого. Он ничего не имеет общего как с волюнтаристским диктатом, так и с опосредованной, грубой, демагогической, либеральной и административной авторитарностью. «Действительный авторитет основывается на вашей гражанской деятельности, - указывал А.С.Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».
Естественно, уважение, доверие, разумное требование к личности не может всегда осуществляться при абсолютном взаимопонимании, бесконфликтно. Конфликты в процессе воспитательного воздействия возможны, а иногда даже необходимы. Коренное изменение сложившихся отношений иногда требует «взрыва» (А.С.Макаренко). Однако такое острое педагогическое действие применимо лишь тогда, когда уверуешь в его силу и проверишь десятки раз действенность других воспитательных влияний.
Истинный авторитет педагога-воспитателя цементируется при условии, если повседневное общение с воспитуемыми строится на доверии, уважении, требовательности, когда обучение во всех проявлениях становится ориентацией, человеческого в человеке.
Что для этого требуется? Во-первых, весьма важно умело направлять учебную работу учащихся. Речь идет о том, когда педагоги способны прогнозировать искомый результат на основе постоянно получаемой информации (обратная связь) и могут включать своих учащихся в различные виды творческой работы соответственно их способностям и возможностям. Они строят свою работу с учетом перевода школьников на более высокий уровень воспитания и развития. Эти учителя способны осмысливать причины, порождающие определенный результат, могут прогнозировать способы достижения лучших результатов.
Во-вторых, в процесс е общения учителей с учащимися очень важно воспитывать у дошкольников чувство ответственности в работе. Достигается это различными способами: 1) вовлечение более слабых учащихся в повторное выполнение образцов работы (вариантов) более сильных (к примеру, предложить ученику решить выполненную до того задачу более рациональным способом или решенную сильным учеником, повторить оригинальное обоснование исторического явления и т.п.); 2) постоянным вниманием к закреплению утвердившихся способов деятельности (постепенным усложнением их); 3) очередным (повторным) вовлечением школьников в анализ трудного задания; 4) с использованием приемов для выравнивания знаний и умений слабых учащихся (выполнение заданий по образцам); 5) поддерживанием постоянного эмоционально-творческого микроклимата на уроке; 6) умением учителя выдвигать требования и проверять степень их выполнения (повторно, в системе, средствами неоднократных ответов на один и тот же вопрос, кооперированием, сравнением).
В-третьих, содействовать интеллектуальному развитию ученика.
Наконец, в самом процессе обучения должен существовать целый подход к решению воспитательных задач именно в ходе каждого урока, учебной экскурсии, практикума и в других формах учебной работы в школе.
Таким образом, объективным условием делового общения учителя с учащимися является его умение направлять учебную работу учащихся, воспитывать ответственность, обеспечивать творческий микроклимат в ученическом коллективе.
Вывод: общение - это умение - одно из эффективных средств успешного освоения педагогом вершин профессионального мастерства и достижения желаемых результатов.
Очень важное значение в становлении молодого учителя (да и не только начинающего) имеет микроклимат в коллективе, сложившийся стиль общения с воспитуемыми.
«Для нас должно быть аксиомой, - подчеркивал П.П.Блонский, - что воспитание должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка. Всякое иное воспитание будет только уродованием ребенка и организованным насилием над ним».
Мастерство учителя проявляется также в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога раздражает и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной. Следует избегать многословия и монотонности в речи и голосе, потому что равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, уже через несколько минут производит своеобразное гипнотическое влияние на учеников - ученики начинают дремать. Последнее, по утверждению И.П. Павлова, всегда является причиной нервного расстройства; ученик спит и в то же время не спит: он чувствует свою «преступность».
К словам надо прикасаться, как к музыкальному инструменту, умело, чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю, желание и личность.
Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон (манера общения) педагога. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия и заинтересованности, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда.
Чрезмерная подвижность мускулов лица или глаз учителя так же опасна, как и их окаменевшая статичность. В жестах нередко проявляется сущность индивидуальности характера, мягкости и душевной теплоты, подтянутости. Подобные качества А.С. Макаренко связывал с искусством тона, поворота, взгляда.
Подводя итог, согласимся: от мастерства зависит все. А само мастерство - результат длительного упорного труда учителя над собой. Кто-то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают - и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж быть учителем, то быть профессионалом - мастером своего дела.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - - М.: Логос, 2005. - 384 с.
2. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Изд. 4-е. - Растов н/Д: Феникс, 2006. - 542 с.