Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:33, реферат
Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "еше неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Какая личность - другой вопрос. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Сразу? Одномоментно? Вряд ли.
Скорее всего, этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Но тогда еще один вопрос: а есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью. По поводу этой проблемы было сломано немало копий, да и спор по сей день не окончен, но, не углубляясь в него, попытаемся обсудить одну из обоснованных гипотез.
Как происходит становление
личности, как она развивается, как
из "неличности" или "еше неличности"
рождается личность. Младенец, очевидно,
личностью быть не может. Взрослый,
бесспорно, личность. Какая личность
- другой вопрос. Как и где произошел
этот переход, трансформация, скачок к
новому качеству? Сразу? Одномоментно?
Вряд ли.
Скорее всего, этот процесс имеет постепенный
характер; шаг за шагом мы продвигаемся
вперед к тому, чтобы стать личностью.
Но тогда еще один вопрос: а есть ли в этом
движении какая-либо закономерность или
все это носит чисто случайный характер?
Вот где приходится выйти на исходные
рубежи давней дискуссии о том, как развивается
человек, становясь личностью. По поводу
этой проблемы было сломано немало копий,
да и спор по сей день не окончен, но, не
углубляясь в него, попытаемся обсудить
одну из обоснованных гипотез.
Как мы уже знаем, человеку присуща потребность
быть личностью, т. е. быть в максимальной
степени представленным в жизнедеятельности
других людей, и способность быть личностью
- наличие индивидуальных особенностей,
позволяющих удовлетворить эту потребность.
Удовлетворение этой потребности при
наличии соответствующих способностей
выступает как персонализация индивида.
Напомнить все это необходимо, так как
принцип персонализации лежит в основе
наших дальнейших рассуждений.
Что же с точки зрения этого принципа является
источником развития и утверждения личности?
Противоречие между потребностью человека
в персонализации и заинтересованностью
его окружения принимать лишь те проявления
его индивидуальности, которые соответствуют
его интересам.
Идет ли речь о переходе малыша из детского
сада в школу, подростка в новую компанию,
абитуриента - в трудовой коллектив, призывника
- в армейское подразделение, служащего
- в новое учреждение, невестки - в семью
мужа или же говорится о развитии личности
от младенчества до гражданской зрелости,
мы не можем себе мыслить этот процесс
иначе как вхождение его в жизнь общности,
которая приемлет его или не приемлет,
к которой он должен приспосабливаться
или ее приспосабливать к своим нуждам
и целям.
Этот процесс подчинен психологическим
закономерностям, которые воспроизводятся
относительно независимо от особенностей
той группы, в которой он протекает: в начальных
классах школы, и в новой компании, и в
производственной бригаде, и в воинском
подразделении, и в спортивной команде.
Они вновь и вновь будут повторяться, но
каждый раз наполняясь новым содержанием.
Мы назовем их фазами развития личности.
Этих фаз три.
Итак, первая
фаза становления личности.
Человек не может осуществить свою потребность
в персонализации раньше, чем освоит действующие
в группе нормы (нравственные, учебные,
производственные и др.) и не овладеет
теми приемами и средствами деятельности,
которыми владеют другие ее члены. Поторопится
что-то в ней изменить - ему скажут: со своим
уставом в чужой монастырь не лезь. Он
должен быть уподоблен окружающим, пока
его задача - "быть как все".
Это достигается (одними более, другими
менее успешно), но, в конечном счете, при
переживании некоторой утраты своих индивидуальных
отличий. Ему может показаться, что он
полностью растворен в "общей массе".
Происходит нечто вроде временной потери
личности. Но это его субъективные представления,
потому что фактически человек зачастую
продолжает себя в других людях своими
деяниями, имеющими значение именно для
других людей, а не только для него самого.
Объективно он уже на этом этапе может
при известных обстоятельствах выступить
для других как личность.
Вторая
фаза порождается
обостряющимся противоречием между необходимостью
"быть как все" и стремлением человека
к максимальной персонализации. Что же,
приходится искать средства и способы
для осуществления этой цели, для обозначения
своей индивидуальности.
Например, если некто попал в новую для
него компанию, то он, по-видимому, не станет
пытаться сразу в ней выделиться, а прежде
попробует усвоить принятые в ней нормы
общения, то, что можно назвать языком
этой группы, допустимую в ней манеру одеваться,
общепринятые в ней интересы, выяснит,
кто для него друг, а кто враг.
Но вот, справившись наконец с трудностями
адаптационного периода, поняв, что для
этой компании он "свой", иногда смутно,
а иногда остро он начинает осознавать,
что, придерживаясь этой тактики, он как
личность в какой-то мере себя утрачивает,
потому что другие не могут в этих обстоятельствах
его разглядеть. Не разглядят из-за его
неприметности и "похожести" на любого.
Тут он, может быть, припомнит слова из
"Бригантины", стихотворения-песни
Павла Когана: "Пьем за яростных, за
непохожих..." Другими словами - за настоящую
личность. Как не почувствовать собственную
ущербность! И тогда он не только проявит
потребность быть личностью, но и поищет
средства для ее удовлетворения. В этом
случае мобилизуются все внутренние ресурсы
для утверждения своей индивидуальности,
у кого какие найдутся. Обозначим эту вторую
фазу как фазу индивидуализации.
Вероятно, каждый из читателей переживал
эту фазу развития личности. Мне лично
хорошо запомнились мои проблемы в школьные
годы. Был я, надо сказать, весьма начитанным
пареньком и в этом отношении мог представлять
интерес для сверстников. Дефицит увлекательных
книг и тогда был велик, телевизора еще
не было, и нередко вокруг меня собиралась
стайка ребят со двора, я им пересказывал
что-нибудь захватывающее, к примеру, книг
Жаколио, Буссенара, Габорио, или с жаром
живописал поединок на ножах благородного
капитана Педро с отвратительным разбойником
Крамо. Книга так и называлась "Капитан
Педро" (автора не припомню). Так что
процесс индивидуализации, очевидно, протекал
благополучно. Но это во дворе. А за его
пределами?
С этим было хуже: в других местах, в незнакомых
компаниях мне нечего было "предъявить",
особенно на первых порах. Тогда мой друг
- он был старше меня на два года - "подвесил"
меня на турнике. Запомнил почти дословно
его первое пояснение: "Слушай! Ты придешь
в любой двор, "поковыряешься" на
турнике, сделаешь "задний бланш"
или солнышко - и все. Везде будешь хвост
трубой держать и других учить". Так
и произошло. Одно из средств успешной
индивидуализации было освоено.
Третья
фаза - интеграция - определяется противоречиями
между уже сложившимися стремлением человека
быть идеально представленным в других
своими особенностями и потребностью
окружающих принять, одобрить и культивировать
лишь те его индивидуальные свойства,
которые им импонируют, соответствуют
их ценностям, способствуют их общему
успеху и т. д.
Став членом бригады на производстве,
молодой рабочий, пройдя адаптацию во
второй фазе становления своей личности
в коллективе, стремится найти пути обозначения
своей индивидуализации, своих особенностей,
к которым бригада внимательно присматривается.
В результате эти выявившиеся отличия
у одних (смекалка, юмор, самоотверженность
и т. п.) принимаются и поддерживаются,
а у других, демонстрирующих, например,
цинизм, лень, стремление свои ошибки свалить
на другого, наглость, могут встретить
активное противодействие.
В первом случае происходит интеграция
личности в группе. Во втором, если противоречия
оказываются неустраненными, - дезинтеграция,
имеющая следствием вытеснение личности
из группы. Может случиться и так, что возникнет
фактическая изоляция личности, которая
ведет к закреплению в характере многих
отрицательных черт.
Особый случай интеграции наблюдается,
когда не столько человек приводит в соответствие
свою потребность в персонализации с потребностями
общности, сколько общность трансформирует
свои потребности в соответствии с его
потребностями, и тогда он занимает позицию
лидера. Впрочем, взаимная трансформация
личности и группы, очевидно, всегда так
или иначе происходит.
Каждая из этих фаз порождает и шлифует
личность в ее важнейших проявлениях и
качествах - в них протекают микроциклы
ее развития. Представим, что человеку
не удается преодолеть трудности адаптационного
периода и вступить во вторую фазу развития
- у него, скорее всего, будут складываться
качества зависимости, безынициативности,
соглашательства, появится робость, неуверенность
в себе и своих возможностях. Он как бы
"пробуксовывает" на первой фазе
становления и утверждения себя как личности,
и это приводит к ее серьезной деформации.
Если, находясь уже в фазе индивидуализации,
он пытается реализовать свои потребности
"быть личностью" и предъявляет окружающим
свои индивидуальные отличия, которые
те не приемлют и отвергают как не соответствующие
их потребностям и интересам, то это способствует
развитию у него агрессивности, замкнутости,
подозрительности, завышению самооценки
и понижению оценки окружающих, "уходу
в себя" и т. д. Может быть, отсюда берется
"мрачность" характера, озлобленность.
Человек на протяжении своей жизни входит
не в одну, а во многие группы, и ситуации
успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации
и интеграции многократно воспроизводятся.
У него формируется достаточно устойчивая
структура личности.
Сложный, как это очевидно, процесс развития
личности в относительно стабильной среде
еще больше усложняется в связи с тем,
что она в действительности не является
стабильной, и человек на своем жизненном
пути оказывается последовательно и параллельно
включен в общности, далеко не совпадающие
по своим социально-психологическим характеристикам.
Принятый в одной группе, где он вполне
утвердился и давно уже "свой", он
оказывается иной раз отвергнутым в другой,
в которую он включается после первой
или одновременно с ней. Ему снова и снова
приходится утверждать себя в качестве
самостоятельной личности. Таким образом
завязываются узлы новых противоречий,
возникают новые проблемы и трудности.
Помимо этого, сами группы находятся в
процессе развития, постоянно меняются,
и к изменениям можно приспособиться только
при условии активного участия в их воспроизводстве.
Поэтому наряду с внутренней динамикой
развития личности в пределах относительно
стабильной социальной группы (семья,
школьный класс, дружная компания и т.
д.) надо учитывать объективную динамику
развития самих этих групп, их особенности,
их нетождественность друг другу. И те,
и другие изменения становятся особенно
заметными в возрастном развитии личности,
к характеристике которого мы переходим.
Из всего вышесказанного складывается
следующее понимание процесса развития
личности: личность формируется в группах,
последовательно сменяющих друг друга
от возраста к возрасту. Характер развития
личности задается уровнем развития группы,
в которую она включена и в которой она
интегрирована. Можно сказать и так: личность
ребенка, подростка, юноши формируется
в результате последовательного включения
в различающиеся по уровню развития общности,
имеющие для него значение на разных возрастных
ступенях.
Наиболее благоприятные условия для формирования
ценных качеств личности создает группа
высокого уровня развития - коллектив.
На основе этого предположения может быть
сконструирована вторая модель развития
личности - на этот раз возрастного развития,
- в которой выделяются следующие этапы
формирования личности: ранний детский
(преддошкольный") "возраст (0-3); дошкольное
и школьное детство (4-11); отрочество (12-15);
юность (16-18).
В раннем детском возрасте развитие личности
осуществляется преимущественно в семье
и зависит от принятой в ней тактики воспитания,
от того, что в ней преобладает - сотрудничество,
доброжелательность и взаимопонимание
или же нетерпимость, грубость, окрик,
наказание. Это будет определяющим.
В результате складывается личность ребенка
либо как нежного, заботливого, не боящегося
признать свои ошибки или оплошности,
открытого, не уклоняющегося от ответственности
маленького человека, либо как трусливого,
ленивого, жадного, капризного маленького
себялюбца. Важность периода раннего детства
для формирования личности была отмечена
многими психологами, начиная с 3. Фрейда.
И в этом они были правы. Однако причины,
его определяющие, нередко мистифицировались.
В действительности дело в том, что ребенок
с первых месяцев сознательной жизни находится
в достаточно развитой группе и в меру
присущей ему активности (здесь большую
роль играют особенности его высшей нервной
деятельности, его нервно-психической
организации) усваивает тип отношений,
которые в ней сложились, претворяя их
в черты своей формирующейся личности.
Фазы развития личности в преддошкольном
возрасте: первая - адаптация, выражающаяся
в освоении простейших навыков, овладении
языком при первоначальном неумении выделить
свое Я из окружающих явлений; вторая -
индивидуализация, противопоставление
себя окружающим: "моя мама", "я
мамина", "мои игрушки", - и тем самым
подчеркивание своих отличий от окружающих;
третья - интеграция, позволяющая управлять
своим поведением, считаться с окружающими,
не только подчиняться требованиям взрослых,
но и в какой-то мере добиваться, чтобы
взрослые с ним считались (правда, для
этого используется, к сожалению, чаще
всего "управление" поведением взрослых
с помощью ультимативных требований "дай",
"хочу" и т. д.).
Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь
в семье, уже с трех-четырех лет, как правило,
протекает одновременно и в детском саду,
в группе сверстников, "под руководством"
воспитателя. Здесь возникает новая ситуация
развития личности. Если переход к новому
периоду не подготовлен успешным завершением
фазы интеграции в предыдущем возрастном
периоде, то здесь (как и на рубеже между
любыми другими возрастными периодами)
складываются условия для кризиса развития
личности. В психологии давно был установлен
факт "кризиса трехлетних", через
который проходят многие малыши.
Дошкольный возраст. Ребенок включается
в группу ровесников в детском саду, управляемую
воспитательницей, которая, как правило,
становится для него наравне с родителями
наиболее значимым лицом. Укажем фазы
развития личности внутри этого периода.
Адаптация - усвоение детьми норм и способов
одобряемого родителями и воспитателями
поведения. Индивидуализация - стремление
каждого ребенка найти в себе нечто, выделяющее
его среди других детей либо позитивно
в различных видах самодеятельности, либо
в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются
не столько на оценку сверстников, сколько
на родителей и воспитательниц. Интеграция
- согласованность стремления обозначить
свою неповторимость и готовности взрослых
принять в ребенке только то, что соответствует
важнейшей для них задаче - обеспечить
ему безболезненный переход на новый этап
воспитания, - третий период развития личности.
В младшем школьном возрасте ситуация
развития личности во многом напоминает
предшествующую. Школьник входит в совершенно
новую для него группу одноклассников
под "предводительством" учительницы.
Трудно представить фигуру более значимую
для учеников начальных классов, чем их
учительница. Вспоминается такая забавная
история. Мальчик учился в классе, где
педагогом работала его мама, Анна Дмитриевна.
Вечером, когда он сел за уроки, мать, посмотрев
через плечо в тетрадку, сказала:
- Подожди, Леша, я сейчас покажу тебе, как
эту задачу можно решить проще.
- Нет, мама! Анна Дмитриевна сказала, что
надо решать так! - Авторитет Анны Дмитриевны
- учительницы оказался значительно весомее,
чем авторитет Анны Дмитриевны - мамы.
Все так типично для этого самого "законопослушного"
возраста. Ролевые характеристики здесь
оказываются решающими.
Теперь перейдем к подростковому возрасту.
Первое отличие - если раньше каждый новый
цикл развития начинался с перехода ребенка
в новую группу, то здесь группа остается
все той же. Вот только в ней происходят
большие изменения. Это все тот же школьный
класс, но как он изменился! Конечно, есть
причины внешнего характера, например
вместо одной учительницы, которая была
суверенным "властителем" в начальной
школе, появляется много учителей. А раз
педагоги разные, то возникает возможность
сравнения их, а, следовательно - критики.
Все большее значение приобретают встречи
и интересы внешкольные. Это может быть,
к примеру, спортивная секция и компания,
собирающаяся для веселого времяпрепровождения,
где центр групповой жизни связан с различными
"тусовками". Само собой разумеется,
социальная ценность этих новых общностей
для того, кто в них входит, весьма различна,
но как бы то ни было, в каждой из них молодому
человеку приходится пройти все три фазы
вхождения - адаптироваться в ней, найти
в себе возможности защитить и утвердить
свою индивидуальность и быть интегрированным
в ней.
Как успех, так и неудача в этом деле неизбежно
накладывают отпечаток на его самооценку,
позицию и поведение в классе. И так с каждым.
Удивляются: "Еще в прошлом году Славка
был таким тихоней, таким незаметным, голоса
его не было слышно, а сейчас и не подойти,
нос задрал, а все потому, что уже полгода
в секции каратэ". Такая трансформация
происходит постоянно. Перераспределяются
роли, выделяются лидеры и аутсайдеры
- все теперь по-новому.
Конечно, это не единственные причины
коренных преобразований группы в этом
возрасте. Тут и изменения взаимоотношений
мальчиков и девочек, и более активное
включение в общественную жизнь, и многое
другое. Одно бесспорно: школьный класс
по своей социально-психологической структуре
за год-полтора изменяется до неузнаваемости,
и в нем чуть ли не каждому, для того чтобы
утвердить себя как личность, надо едва
ли не заново пройти адаптацию к изменившимся
требованиям, индивидуализироваться и
быть интегрированным. Таким образом,
развитие личности в этом возрасте вступает
в критическую фазу.
Циклы развития личности протекают для
одного и того же подростка в различных
группах, каждая из которых в чем-то значима
для него. Успешная интеграция в одной
из них (например, в школьном драматическом
кружке) может сочетаться с дезинтеграцией
в группе "неформалов", в которой
он до этого без трудностей прошел фазу
адаптации. Индивидуальные качества, ценимые
в одной группе, отвергаются в другой,
где преобладают иные ценностные ориентации,
и это препятствует успешному интегрированию
в ней.
Противоречия, вызванные неравноценностью
положения в разных группах, обостряются.
Потребность быть личностью в этом возрасте
приобретает характер обостренного самоутверждения,
и этот период может длиться довольно
долго, поскольку личностно-значимые качества,
позволяющие вписываться, например, в
ту же группу неформалов, зачастую отнюдь
не соответствуют требованиям учителей,
родителей и вообще взрослых. Развитие
личности осложняется в этом случае конфликтами.
Множественность, легкая сменяемость
и различная направленность групп тормозят
процесс интеграции личности молодого
человека, однако вместе с тем формируют
специфические черты его психологии.
Таким образом, развитие личности - это
процесс, подчиненный определенным, вполне
объективным закономерностям. Закономерное
не означает фатально обусловленное. Психология
не видит в личности лишь точку приложения
внешних сил. За личностью остается выбор,
ее активность нельзя игнорировать, и
за каждым из нас остается право на поступок,
право и ответственность за него. Важно
выбрать верный путь и, не возлагая надежд
на воспитание и обстоятельства, взять
на себя принятие решений. Разумеется,
каждый, задумываясь о себе, сам ставит
перед собой общие задачи и представляет,
каким он хотел бы себя видеть.
В самом общем виде развитие личности
есть становление особой формы целостности
или, как говорил Флоренский, "единомножия",
включающего четыре формы субъектности:
субъекта витального отношения к миру,
субъекта предметного отношения, субъекта
общения и субъекта самосознания.
Иначе говоря, становясь личностью, человек
формирует и развивает свою собственную
природу, присваивает и созидает предметы
культуры, обретает круг значимых других,
проявляя себя перед самим собой.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Неверкович С.Д., д.п.н.,проф., РГАФК, Киршева Н.В., к.п.н., доцент, РГАФК
Процесс развития ребенка необходимо рассматривать как процесс стадиальный. Самое существенное для детской психологии и педагогики - это определение перехода от одной стадии (или возрастного периода) к другой.
Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов?
Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития (по Д.Б.Эльконину) - это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития.
Каждый возраст или период характеризуется следующими показателями:
1. Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
2. Основным или
ведущим типом деятельности (существует
несколько различных типов
3. Основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).
Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов детства. Их обычно делят на два типа:
1. Моносимптоматическое выделение периодов (по одному определенному признаку) (П.П.Блонский, В.Штерн).
2. Полисимптоматические
классификации типичны для
Вместе с тем, эмпирические наблюдения позволили обнаружить два типа периодов развития ребенка. Одни протекают очень медленно, с незаметными изменениями ( стабильные периоды). Для других, напротив, характерны стремительные изменения в психике ребенка (критические периоды). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.
Своеобразна история открытия критических периодов. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис 3-х лет. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним - кризис одного года. Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.
Общий признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).
Как видно из таблицы, есть три эпохи детского развития: младенчество, детство, подростковый возраст.
Каждая из этих эпох делится на два периода, каждый из которых характеризуется тем, что ребенок усваивает.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСТВА, С УКАЗАНИЕМ ВЕДУЩЕГО ТИПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
В каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы "человек - человек", и из системы "человек - предмет".
Как
раз моменты, когда это расхождение
принимает наибольшую величину, и
называются "кризисами", после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в
Учитель, педагог, психолог должен быть внимателен, особенно к моментам кризисного развития детей, понимать и изучать их возрастные особенности, способствовать более оптимальному прохождению детьми критических периодов развития, для того, чтобы правильно и бесконфликтно ребенок развивался в будущем.