Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:25, реферат
Известно, что личностью не рождаются, личностью – становятся. Однако так же, как нет однозначного определения личности и единой, признанной всеми структуры личности, нет и однозначного ответа на вопрос о том, как происходит становление личности. Представители разных направлений с учетом того, что оказывается в центре их внимания, и по этому вопросу имеют различные воззрения.
Известно, что личностью не рождаются,
личностью – становятся. Однако
так же, как нет однозначного определения
личности и единой, признанной всеми
структуры личности, нет и однозначного
ответа на вопрос о том, как происходит
становление личности. Представители
разных направлений с учетом того,
что оказывается в центре их внимания,
и по этому вопросу имеют различные
воззрения. С ориентацией на ранее
обозначенные подходы к проблеме
личности – психодинамический, когнитивно-поведенческий
и экзистенциально-
В рамках психодинамического подх
Эриксон выделил, ставшие широко известными, восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные задачи, которые в ходе развития могут получать благоприятное либо неблагоприятное разрешение. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности. Идентичность, по Эриксону, - это чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», сознание тождественности самому себе, что выступает в качестве интегративного начала личности. Стремление к собственной идентичности и ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок.
Стадии личностного развития у Эриксона в общих чертах соответствуют фазам психосексуального развития по Фрейду.
В неблагоприятном случае формирования «Я» - идентичности не происходит, имеет место ролевая и личностная неопределенность. Молодой человек (девушка) не обретает своих целей, не осознает своих желаний. Может появиться смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества, страх общения, особенно, с представителями противоположного пола.
Концепция развития Ж.Пиаже отлична от только что представленной концепции, поскольку в ней речь идет сугубо о когнитивном развитии, т.е. о процессе развития мышления. Согласно Пиаже, чтобы развиваться, дети должны взаимодействовать со средой. Но выстраивают новые когнитивные структуры сами дети, а не внешняя среда. Каждая стадия когнитивного развития предполагает наличие новых навыков, обозначающих пределы того, чему на данной стадии можно научить ребенка. Дети проходят через эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. Для того, чтобы выносить какие-либо моральные суждения, надо достичь определенного уровня развития в когнитивном плане. Одним из первых среди психологов особенности нравственного развития начал изучать Ж.Пиаже. Позднее его работу продолжил и углубил Л.Кольберг. Выводы Кольберга оспорила К.Гиллиган, согласно которой, нравственное развитие мужчин и женщин имеет свои особенности.
В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает, как хороший или плохой, в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.
Концепция развития Л.Кольберга. Он выделил 6 стадий нравственного развития, развертывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. Переход от одной нравственной стадии к другой – результат развития как когнитивных навыков, так и способности к эмпатии (способность к сопереживанию и сочувствию). Кольберг не связывает свои стадии с рамками определенного возраста.
В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни.
Две первые стадии Кольберг относит к детям, у которых еще не сформировалась понятие о плохом и хорошем. Дети поступают определенным образом, чтобы избежать наказания (первая стадия) или получить поощрение (вторая стадия).
На третьей стадии уже начинают формироваться собственные понятия о плохом и хорошем. Однако, люди на третьей стадии нравственного развития, в основном, приспосабливаются к окружающим, чтобы заслужить их одобрение.
На четвертой стадии люди осознают существование больших социальных общностей и социальных норм. Отличительный признак этой стадии – появление нравственного сознания. Так, человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает лишние деньги просто потому, что «это правильно». Люди, по своему уровню нравственного развития находящиеся на последних двух стадиях, способны к нравственному поведению, независимо от общепринятых ценностей.
На пятой стадии люди замечают потенциальные противоречия между различными нравственными убеждениями. Они способны рассуждать обобщенно, т.е. представлять себе, что произойдет, если кто-то будет поступать подобным образом. Это позволяет им делать собственные выводы о том, что «хорошо» и что «плохо». Например, нельзя лгать налоговому управлению, если бы все поступали так, экономическая система потерпела бы крах. Но при этом может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.
У людей, стоящих на шестой стадии развития, есть собственная этика – универсальные и неизменные нравственные принципы. Такие люди не эгоистичны; они не считают себя более ценными, чем другие. Кольберг считал, что шестой стадии достигает менее 10% людей старше 16 лет. Концепция Кольберга достаточно уязвима, однако, она расширяет наши представления о нравственном развитии.
Концепция развития К.Гиллиган. Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что он, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставил без внимания «женскую» нравственность,ориентированную на заботу о другом человеке и самоотречение. Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать возникший между ними из-за ребенка спор, предлагает разрезать его пополам.
Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.
Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.
Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым следует женщина, побуждают ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после того, как она удовлетворит потребности других. Например, это может быть роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать за них ответственность. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанными с нею семейными или социальными узами.
Один из основоположников гуманистической психологии, К.Роджерс, ввел в науку понятие «личностного роста». Это модель личностных изменений, которые не тождественны понятию «развития личности». Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и т.д.
Личностный рост представляет собой, свойственную организму, тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста – это обретение себя и своего пути. Роджерс считал, что если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев.