Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:29, шпаргалка
Дидактика - (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), теория обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания обучения, совершенствует методы, средства и организационные формы обучения, определяет воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Семинар 1. Становление дидактики как науки
1.Исторический
обзор развития дидактики.
Дидактика - (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), теория обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания обучения, совершенствует методы, средства и организационные формы обучения, определяет воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Термин «Дидактика» появился у немецкого педагога В. Ратке, назвавшего свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания». Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я.А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей («Великая дидактика», 1657). Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания. В эпоху Просвещения, когда особое значение приобрело гуманистическое начало в философии, Ж.Ж. Руссо оказал влияние на признание дидактикой потребностей ребёнка, его запросов, актуальных интересов. И.Г. Песталоцци усилил внимание к такой цели обучения, как развитие всех сил и способностей человека, порицая все формы одностороннего воспитания.
К концу 18 – началу 19 вв. в классической педагогике определились две теории школьного образования. Представители теории формального образования (И.Ф. Гербарт и его последователи) главной задачей обучения считали умственное развитие учащихся. Полагая особенно важным психолого-дидактический анализ процесса усвоения знаний детьми, происходящего под руководством учителя, Гербарт выделил два основных акта умственной деятельности – углубление и осмысливание, заключающиеся в выявлении и соединении отдельных частей. Рассматривая проблемы соотношения обучения и воспитания, Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение».
Сторонники
теории материального образования
основную цель обучения видели в вооружении
учащихся полезными для жизни
знаниями, которые обеспечивают развитие
познавательных способностей. Борьба
за преобладание в школьном образовании
реальных знаний имела прогрессивное
значение. Проблема соотношения материального
и формального образования
В середине 19 в. Ф. Дистервег высказал новаторскую для своего времени идею о том, что развитие человека происходит лишь в деятельности, и тем самым заложил основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах (принципах обучения).
В России
во 2-й половине 19 в. целостную дидактическую
систему создал К.Д. Ушинский. Опираясь
на просветительские философские идеи,
он показал односторонность
Последователи
Ушинского Н.А. Корф, В.П. Вахтеров и
другие разработали систему
В советское время была разработана концепция обучения как существенного источника непрерывного умственного развития учащихся в процессе сознательного усвоения основ наук, социального опыта в целом и их практического применения под руководством учителя (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.). Наряду со знаниями, умениями и навыками в состав содержания образования включены (70-е гг.) новые компоненты, обеспечивающие усиление развивающей и воспитывающей функций обучения – опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу.
Большое значение для дидактики приобрели работы психологов (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), раскрывшие психологические предпосылки организации усвоения и построения содержания обучения.
Исследования в области дидактики требуют междисциплинарного подхода. Исходное значение для дидактики имеет теория познания, психология, социология.
Перед
современной дидактикой стоят ещё
многочисленные нерешённые задачи. К
ним относятся: методологические проблемы
повышения эффективности
2. Традиционная концепция обучения
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из 4 ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.
Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.
К началу XX в. эта система подверглась критике за авторитарность книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX в. рождаются новые подходы.
Данную концепцию можно назвать еще педагогоцентрической.
3. Педоцентристская концепция обучения
Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные Умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».
Современная
дидактическая система исходит
из того, что обе стороны –
преподавание и учение – составляют
процесс обучения. Современную дидактическую
концепцию создают такие
При столкновении с проблемой у ученика должен возникнуть мотив к ее преодолению. Проблема учителя в этом случае – помочь в решении проблемы, показать пути выхода из ситуации, но ни в коем случае не настаивать на выполнении задания. Педоцентрическую концепцию называют «педагогикой действия», ведь обучение ведется через активную деятельность ученика. Считается (и не без оснований), что данная доктрина способствует развитию творческого мышления.
Однако
педоцентрическая концепция переоценивает
способность ребенка к активной самостоятельной
деятельности, что зачастую приводит к
необоснованной трате времени и снижению
уровня обученности. А знания носят случайный
характер.
4. Связь дидактики с другими науками.
Как и
все другие науки, дидактика относится
к системе гуманитарных общечеловеческих
знаний, поэтому имеет взаимосвязи
практически со всеми науками. Теснейшим
она связана с философией и социологией,
политологией, педагогической психологией,
логикой, физиологией человека, кибернетикой
и их конкретными методиками.
Философия и социология позволяют дидактике
учитывать социальные особенности жизни
и деятельности людей, их влияние на процесс
обучения. Политология раскрывает для
дидактики проблемы, связанные с влиянием
политических явлений и процессов на обучение
людей. Педагогическая психология позволяет
учитывать психологические закономерности
и особенности процесса усвоения знаний,
умений, навыков. Физиология человека
обогащает сведения об особенностях развития
человеческого организма, высшей нервной
деятельности человека. Кибернетика раскрывает
закономерности процессов управления,
передачи анализа информации. Использование
ее исследований и научных данных позволяет
сконструировать и использовать в педагогическом
процессе учебные и контрольные машины,
осуществлять не только прямой, но и обратная
связь учителя с учениками, что дает исчерпывающую
информацию о качестве их знаний. Конкретные
методики, ориентированные на преподавание
отдельных дисциплин, обогащают дидактику
данными о ходе учебного процесса при
применении различных форм и средств обучения.
Чем активнее влияет теоретическая дидактика
на методики и формы организации обучения,
тем специфичной является методика преподавания
определенного предмета. Дидактика соотносится
с конкретными методиками, как теория
с практикой, а также как теория с теорией,
как две взаимодействующие системы теоретических
знаний в области педагогики. Дидактические
закономерности и принципы являются общими;
типы и структура методов и средств обучения,
основанные на общих принципах, имеют
определенное сходство с другими предметами;
конкретные приемы, средства и методы
в преподавании различных предметов являются
специфическими.