Стандарты II - основа модернизации образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:49, доклад

Описание работы

ФГОС основного общего образования.

Работа содержит 1 файл

Доклад. Введение ФГОС ООО.doc

— 58.50 Кб (Скачать)
  «ФГОС-II — основа модернизации российского образования»
Уважаемые родители!

     С 1 сентября 2015 года все образовательные  учреждения России  переходят на новый Федеральный государственный  образовательный стандарт основного  общего образования (ФГОС ООО). Наше образовательное учреждение уже сегодня участвует в апробации введения ФГОС. 5б класс и квалифицированная команда учителей, преподающих в данном классе, участвуют в этом проекте.

Слайд 1
     Чем вызвана необходимость  принятия стандарта  нового поколения?

     В конце 2010 года были обнародованы результаты международного исследования, проведенного в 65 странах, в том числе в России. Это международное исследование отвечает на три вопроса: каково состояние образования в стране с точки зрения международных стандартов; что изменилось в образовании за последнее десятилетие; в каком направлении следует совершенствовать образование.

     Пятнадцатилетние  школьники оценивались по трём направлениям: 1) техника чтения; 2) математические навыки; 3) естественнонаучные знания. Исследования были направлены на оценку способностей учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

     Россия  заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. В 2009 году Россия показала результаты близкие к полученным в 2000 году. Страны — лидеры исследования — Южная Корея, Финляндия, Китай, Сингапур.

     Результаты  свидетельствуют: в России 27 % школьников не достигают порога в технике чтения; 29 % — в математике; и 22 % — в естествознании, т. е. каждый четвертый школьник не осваивает минимума знаний. У нас примерно в два раза меньше талантливых детей по этим направлениям. Поэтому ФГОС нового поколения с его новациями позволит совершить прорыв в образовании. Возможно, это произойдёт в следующем поколении первоклассников 2011 года, которые достигнут пятнадцатилетия в 2018 году.

     В основу разработки стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, отказ от прямого копирования западных моделей образования. При разработке стандарта был полностью учтён происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Её результат — воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями; воспитание на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.

Слайд 2
     Что же такое Федеральный  государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru. Материалы по ФГОС размещены и на сайте школы.. Слайд 3
     Какие требования выдвигает  новый ФГОС ООО?

     Стандарт  выдвигает три группы требований:

     Требования  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

     Требования  к структуре основной образовательной  программы начального общего образования;

     Требования  к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 4
     Что является отличительной  особенностью нового Стандарта?

     Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Неотъемлемой  частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

     Важным  элементом формирования универсальных  учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД.

     Реализация  программы формирования УУД в  школе – ключевая задача внедрения  нового образовательного стандарта.

Слайд 5
     Какие новации заключены  в федеральном государственном стандарте нового поколения?

Во-первых, происходит смена базовой парадигмы  образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.

Во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. У нас никогда не отслеживался результат образования, тем более комплексный. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс: руководители, учителя, родители.

     Предметные  результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Планируемые результаты характеризуют не освоение тем курса, а освоение способов действия, позволяющих ученику решать практические задачи, связанные с применением этих способов.

     Например, выпускник основной школы должен овладеть (русский язык):

     способностью  осуществлять информационный поиск  для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде (тексты разных жанров, словарные статьи, таблицы, схемы и т. п.);

     готовностью и умением переформулировать  высказывание в зависимости от речевой ситуации;

     умением выразить одно содержание разными способами: включать в текст объяснение значения слова, учитывая коммуникативную цель текста; выражать сравнение, используя разные языковые средства и т.п.;

     Подробнее познакомиться с содержание этого  деления можно, изучив программы  учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Слайд 6
     Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке биологии, например, в связи с экскурсией на местности. Результатом этой деятельности становится, например, слайдфильм, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. Слайд 7
     Что такое информационно-образовательная  среда?

     Требования  к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через эту среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Слайд 8
     Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

     Стандарт  предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может быть предметной и внепредметной, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

     Содержание  занятий должно формироваться с  учетом пожеланий обучающихся и  их родителей (законных представителей).

     Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование  урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Слайд 9
     Когда образовательные  учреждения переходят  на новый Стандарт основного образования?

     Обязательное  введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, то есть когда первоклассники 2011 года окончат начальную школу, а введение стандарта полного общего образования произойдет в 2020 году. Но общеобразовательные учреждения могут переходить на новый стандарт основной и старшей школы по мере готовности. То есть переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В нашей области в 2010/2011 учебном году Стандарт вводился в 1-х классах нескольких пилотных школ, в том числе и 1а класс нашей школы. В этом году в начальных классах по новым стандартам ведется работа в четырех 1-х классах и во 2а. Как я уже говорила, в этом учебном году апробируется новый стандарт в 5б классе.

Слайд 10
     Что мы должны получить в результате?

В новом  стандарте образования впервые  в сжатой, но вместе с тем в конкретной форме сформулированы личностные характеристики выпускника каждой ступени образования.

«Портрет  выпускника основной школы»:

— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности общества, многонационального российского народа, человечества;

— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 
— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике;

— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; 
— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Слайд 11
Внедрять  новые стандарты будут работающие сегодня учителя. Стандарт является мощным стимулом развития педагога. Учитель привык работать в непродуктивной системе, он передает свой жизненный опыт и то, чему учили его в вузе. Учитель старой формации выступает как репродуктор («говорящее радио»). В современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности, а принцип классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь» устарел. Сегодня нужно не столько улучшать предметные знания учителей (с этим дело у нас обстоит нормально), сколько изменить способ его деятельности. Учитель должен стать модератором, организатором деятельности учащихся, методистом, тьютором. Слайд 12
Полагаю пока ограничиться предложенной информацией  о ФГОС и надеюсь, что мой доклад не был для вас скучен. Слайд 13

Информация о работе Стандарты II - основа модернизации образования