Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:49, доклад
ФГОС основного общего образования.
«ФГОС-II — основа модернизации российского образования» | |
Уважаемые
родители!
С
1 сентября 2015 года все образовательные
учреждения России переходят на
новый Федеральный |
Слайд 1 |
Чем
вызвана необходимость
принятия стандарта
нового поколения?
В конце 2010 года были обнародованы результаты международного исследования, проведенного в 65 странах, в том числе в России. Это международное исследование отвечает на три вопроса: каково состояние образования в стране с точки зрения международных стандартов; что изменилось в образовании за последнее десятилетие; в каком направлении следует совершенствовать образование. Пятнадцатилетние школьники оценивались по трём направлениям: 1) техника чтения; 2) математические навыки; 3) естественнонаучные знания. Исследования были направлены на оценку способностей учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. В 2009 году Россия показала результаты близкие к полученным в 2000 году. Страны — лидеры исследования — Южная Корея, Финляндия, Китай, Сингапур. Результаты свидетельствуют: в России 27 % школьников не достигают порога в технике чтения; 29 % — в математике; и 22 % — в естествознании, т. е. каждый четвертый школьник не осваивает минимума знаний. У нас примерно в два раза меньше талантливых детей по этим направлениям. Поэтому ФГОС нового поколения с его новациями позволит совершить прорыв в образовании. Возможно, это произойдёт в следующем поколении первоклассников 2011 года, которые достигнут пятнадцатилетия в 2018 году. В основу разработки стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, отказ от прямого копирования западных моделей образования. При разработке стандарта был полностью учтён происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Её результат — воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями; воспитание на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями. |
Слайд 2 |
Что же такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru. Материалы по ФГОС размещены и на сайте школы.. | Слайд 3 |
Какие
требования выдвигает
новый ФГОС ООО?
Стандарт выдвигает три группы требований: Требования
к результатам освоения основной
образовательной программы Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. |
Слайд 4 |
Что
является отличительной
особенностью нового
Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД. Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. |
Слайд 5 |
Какие
новации заключены
в федеральном государственном
стандарте нового поколения?
Во-первых, происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук. Во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. У нас никогда не отслеживался результат образования, тем более комплексный. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс: руководители, учителя, родители. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Планируемые результаты характеризуют не освоение тем курса, а освоение способов действия, позволяющих ученику решать практические задачи, связанные с применением этих способов. Например, выпускник основной школы должен овладеть (русский язык): способностью
осуществлять информационный поиск
для решения разнообразных готовностью и умением переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации; умением выразить одно содержание разными способами: включать в текст объяснение значения слова, учитывая коммуникативную цель текста; выражать сравнение, используя разные языковые средства и т.п.; Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе. |
Слайд 6 |
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке биологии, например, в связи с экскурсией на местности. Результатом этой деятельности становится, например, слайдфильм, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. | Слайд 7 |
Что
такое информационно- Требования
к информационно- |
Слайд 8 |
Что
такое внеурочная
деятельность, каковы
ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может быть предметной и внепредметной, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. |
Слайд 9 |
Когда
образовательные
учреждения переходят
на новый Стандарт
основного образования?
Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, то есть когда первоклассники 2011 года окончат начальную школу, а введение стандарта полного общего образования произойдет в 2020 году. Но общеобразовательные учреждения могут переходить на новый стандарт основной и старшей школы по мере готовности. То есть переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В нашей области в 2010/2011 учебном году Стандарт вводился в 1-х классах нескольких пилотных школ, в том числе и 1а класс нашей школы. В этом году в начальных классах по новым стандартам ведется работа в четырех 1-х классах и во 2а. Как я уже говорила, в этом учебном году апробируется новый стандарт в 5б классе. |
Слайд 10 |
Что
мы должны получить
в результате?
В новом стандарте образования впервые в сжатой, но вместе с тем в конкретной форме сформулированы личностные характеристики выпускника каждой ступени образования. «Портрет выпускника основной школы»: — любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; — осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности общества, многонационального российского народа, человечества; — активно
и заинтересованно познающий мир, осознающий
ценность труда, науки и творчества; — социально
активный, уважающий закон и правопорядок,
соизмеряющий свои поступки с нравственными
ценностями, осознающий свои обязанности
перед семьёй, обществом, Отечеством; — осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; — ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. |
Слайд 11 |
Внедрять новые стандарты будут работающие сегодня учителя. Стандарт является мощным стимулом развития педагога. Учитель привык работать в непродуктивной системе, он передает свой жизненный опыт и то, чему учили его в вузе. Учитель старой формации выступает как репродуктор («говорящее радио»). В современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности, а принцип классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь» устарел. Сегодня нужно не столько улучшать предметные знания учителей (с этим дело у нас обстоит нормально), сколько изменить способ его деятельности. Учитель должен стать модератором, организатором деятельности учащихся, методистом, тьютором. | Слайд 12 |
Полагаю пока ограничиться предложенной информацией о ФГОС и надеюсь, что мой доклад не был для вас скучен. | Слайд 13 |
Информация о работе Стандарты II - основа модернизации образования