Сравнительный анализ урока без оптимизации и с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:19, доклад

Описание работы

Урок - это форма организации педагогического процесса при котором педагог в течении точно определенного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

сравнительный анализ проектов урока с учетом принципа оптимизации и без него

 

Урок - это форма организации педагогического процесса при котором педагог в течении точно определенного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью.

Дидактические требования к уроку:
1. четкое определение образовательных целей и задач;
2. учет принципов и правил обучения;
3. оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
4. опора на достигнутый уровень;
5. установление межпредметных связей;
6. сочетание видов, форм и методов обучения;
7. сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
8. тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала.
2. Формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.
3. Внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
1. Формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся.
2. Занятия на опережающем уровне, проектирование "зоны ближайшего развития", стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном.
3. Оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.

Структура ( стандартного ) комбинированного урока.
1. Повторение изученного материала.
2. Изучение нового.
3. Закрепление, систематизация, применение.
4. Задание на дом.

Примерная схема анализа урока

1. Тип и структура урока:

– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.

2. Содержание и методика повторения учебного материала:

– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.

3. Работа над новым учебным материалом:

– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

4. Методы обучения:

– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

5. Усвоение нового материала:

– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.

6. Задание на дом:

– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.

7. Характер деятельности учителя:

– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

8. Результаты урока:

– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательны



Преимущества комбинированного урока - гибкий, решает широкий круг задач, поэтому 80% от числа всех уроков занимают комбинированные. Недостатки - нехватка времени на все этапы. С целью повышения результативности практикуются другие типы уроков, где учащиеся занимаются каким-либо одним видом деятельности. Для повышения заинтересованности и активности учащихся используются так называемые нестандартные уроки - погружения, деловые игры, суды, конференции, круговые тренинги, ролевые игры и т.д.

Как следует из Кодекса, основными требованиями к организации образовательного процесса являются   сохранение здоровья  обучающихся и соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Эти требования  предполагают реализацию в обучении  принципа оптимизации. В условиях современной школы в качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения выступают его эффективность, качество решения образовательных задач, затраты времени и усилий педагога и школьников.

            Об эффективности судят по результатам успешности обучения школьников, их развитию и воспитанности.

            О качестве – по степени соответствия результатов обучения требованиям учебной программы,  поставленным  к уроку целям,  максимальным возможностям каждого учащегося в определенный период развития.

            Об оптимальности расходов времени и усилий учителя и учащихся – по степени соответствия их действующим школьно-гигиеническим нормам.

Вопрос об оптимизации не только актуальный для  включения в планы работы методических формирований, но и многоаспектный.  Отдельные   аспекты оптимизации могут  рассматриваться более глубоко на нескольких заседаниях.  В частности,  для  молодых учителей и некоторых более опытных педагогов актуальной   проблемой является  рациональное планирование к уроку содержания обучения, которое должно включать выделение мировоззренческих идей, главного, существенного; межпредметную координацию учебного материала; повышение роли дедуктивного подхода в сочетании с  индуктивным. В содержании изучаемого материала должны быть реализованы принципы научности, связи с жизнью, системности и последовательности, доступности, соответствия учебным возможностям  школьников с учетом их ближайшего развития. Учебная программа – главный ориентир обоснованного  отбора содержания  изучаемой темы.

Оптимизация осуществляется с целью повышения эффективности и качества процесса обучения.  Повышение эффективности учебного занятия зависит от многих факторов. Одним из основных  выступает процедура педагогического проектирования (конструирования) урока на принципах достаточной полноты, человеческих приоритетов, саморазвития педагогического процесса, взаимосвязи его компонентов (целевого, стимулирующе-мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулирующего, рефлексивного).

Учитель должен уметь делать выбор методов и приёмов обучения, наиболее полно обеспечивающих реализацию возможностей включения  культурологических компонентов в учебный процесс.  Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в реализации культурологического подхода к преподаванию географии является актуальной задачей методических структур республики. 

При конструировании учебного занятия учитель  делает осознанный, методически обоснованный выбор его структуры  (типа, вида), средств, методов и технологий обучения в соответствии с целями образования, на основе системного анализа предстоящей деятельности учащихся с учетом их уровня подготовки, индивидуальных особенностей. Процесс конструирования, т.е. создания технологии обучения, или специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей, может быть реализован в различных формах: плана, конспекта, сценария, методической разработки.

Современный учитель должен владеть  последними достижениями психологии и дидактики, предлагаемыми в сценариях уроков методологическими подходами и внедрять их в практику обучения с учетом условий своего учебного учреждения, особенностей класса. В то же время учитель имеет возможность выработать собственную позицию в отношении проектирования и реализации конкретного урока и нести ответственность за результаты своего труда.

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.

Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Рассмотрим особенности применения компьютерных (информационных) технологий в обучении.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Использование информационных технологий в образовании и принципы внедрения
Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями.
Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, вращение трехмерной структуры химической формулы, оригинальное оформление и привязка кодов к управляющим элементам типа кнопок, управление движением отдельных объектов и др.). Выполнение проектов по тематике различных предметов осуществляется на уроке информатики, что показывает неразрывную связь между ними, делая работу практически значимой.

Эти проекты реализуются с использованием одной из наиболее популярной на сегодняшний день программы – Macromedia Flash.

Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки).

Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры.
Правильная организация поиска материалов для проведения урока с использованием информационных технологий является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации. Здесь, безусловно, главенствующая роль отводится педагогу, как специалисту в своей области. Правильно спланированный урок, правильно отсортированная информационная база – главный залог успеха, главный залог понимания проблемы, изучаемой на этом уроке.
Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. Но отметим и некоторые недостатки: при неправильной организации работы – естественно наличествует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому такие уроки должны готовиться заранее с расчетом не на одного учащегося, а на команду, работа которой распараллелена, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал.

Организация общеклассной работы всегда сближает учащихся, так как они понимают значимость своего труда, повышает их общий уровень развития, расширяет кругозор, в особенности, если планируется интегрированный урок.

Показ уроков с использованием информационных технологий – всегда яркое зрелище, зрелище, которого ждут не только ученики, но и учителя, особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы ресурсы умственные и творческие учащихся образовательных учреждений. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в котором помимо не менее важных классических уроков внедряются интегрированные уроки с использованием информационных технологий, позволят воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.
На современных уроках физики, информатики, экологии, истории, биологии, географии, и других дисциплин с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.

Информация о работе Сравнительный анализ урока без оптимизации и с ней