Способы реализации деятельностного подхода и развитие самостоятельности мышления при работе в начальной школе с литературным текстом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:05, статья

Описание работы

Процесс чтения- это своеобразное общение читателя с текстом ,а точнее с автором текста. Общение будет тем продуктивнее, чем полнее читатель понимает автора .На полноту, правильность, точность понимания текста влияет уровень психического развития читателя, его психическое состояние в момент чтения, жизненный опыт. Приступая к формированию у младшего школьника грамотной читательской позиции, учителю надо иметь в виду некоторые особенности психического развития младшего школьника и их влияние на восприятие окружающего, в том числе и литературного текста.

Работа содержит 1 файл

Способы реализации деятельностного подхода и развитие самостоятельности мышления при работе в начальной школе с литературным текстом.doc

— 35.00 Кб (Скачать)


Способы реализации деятельностного подхода и развитие самостоятельности мышления при работе в начальной школе с литературным текстом.

 

Процесс чтения- это своеобразное общение читателя с текстом ,а  точнее с автором текста. Общение будет тем продуктивнее, чем полнее читатель понимает автора .На полноту, правильность, точность понимания текста влияет уровень психического развития читателя, его психическое состояние в момент чтения, жизненный опыт. Приступая к формированию у младшего школьника грамотной читательской позиции, учителю надо иметь в виду некоторые особенности психического развития младшего школьника и их влияние на восприятие окружающего, в том числе и литературного текста.

Для этого возраста детей характерна конкретность мышления, поэтому они воспринимают описываемое буквально, односторонне, не умеют за описанием увидеть разные стороны явления. Детям трудно выделить главное, перенести смысл описываемого на задуманную автором позицию. Особенно трудно дети переносят описываемое явление на себя: так поступает, относится кто-то,не»я».

Над своей позицией дети просто не задумываются. Дети этого возраста не всегда умеют оценивать поступки с позиций добра и зла. Это довольно опасно, т. К. ребенок может оказаться открытым для любых влияний, в том числе и отрицательных.

Одним из путей решения этих проблем является простой совет: не вкладывать в головы детей готовые ответы, а надо открывать для них поле для разнообразных собственных суждений, мнений выводов.

Но как в конкретной практике реализовать этот совет? Выскажем некоторые рекомендации, которые ни в коем случае не являются закрытой системой и которые, надеемся, послужат основой для размышлений и творчества.

1. Работа до начала чтения

1.1. Важным этапом является работа с текстом до начала его чтения. Возможно, это уже вызвало недоумение: что можно сделать, если текст не известен. Он неизвестен детям. Но с ним знаком учитель. Для начала проведите вступительную беседу с целью оживить опыт ребёнка по содержанию текста. Это облегчит ученику перенос себя в события, факты, описываемые в тексте, в авторскую позицию и будет началом личностно-ориентированной оценки текста.

1.2. Работа с заголовком текста в большинстве случаев заголовок лишь прочитывается, в то время, как эта часть текста может послужить неплохим стартом к пониманию текста, окажет положительное влияние на понимание ребёнком текста, на развитие в нём таких качеств как прогнозирование, самооценка, самоконтроль, творчество. Прочитав заголовок , предложите детям попытаться определить, о чем произведение. Такой подход заставляет ученика активно мыслить, анализировать уже имеющийся собственный опыт, рождает догадку, вызывает интерес к предстоящему чтению. Именно отсюда и начинается прогнозирование. После чтения текста вернитесь к заголовку, предложите классу проверить, насколько наш прогноз оправдался. А может быть текст надо было назвать по другому ?

1.3.В ряде случаев к произведениям дается эпиграф Всегда ли мы обращаем на него внимание? Вчитайтесь в него. Как правило, чьей-то мудрой мыслью автор сообщает читателю свой замысел. Поэтому эпиграф тоже позволяет высказать прогноз. Кроме того , своей меткостью выражения мысли он формирует в ребенке умение обобщать. К эпиграфу также полезно вернуться после чтения текста. Сделайте это, и вы увидите, как в ребенке оживает удивление точностью выраженного в эпиграфе замысла.

2.Работа во время чтения текста.

2.1.Прочитайте начало текста, а дальше прервите чтение и предложите детям предугадать, как будут развертываться события. По своему развивающему влиянию этот подход близок к тому, что дает работа с заголовком и эпиграфом Предложенная рекомендация не является надуманной. Понаблюдайте за процессом собственного чтения. С первых прочитанных строк вы невольно начинаете предугадывать, предчувствовать, предвидеть, что же будет дальше По существу вы выдвигаете гипотезы, а затем по ходу чтения обязательно проверяете себя, совпадает ли ваша гипотеза с тем, что говорится в тексте, так ли вы думаете, верно ли ответили. Это важное условие для понимания и запоминания текста, для развития самоконтроля. Но если взрослый делает это практически уже интуитивно, то маленькому читателю надо помочь в этом, руководить его деятельностью предвиденья.

2.2.По ходу чтения текста важно стимулировать детей оценивать поступки героев, ставить себя на место героя. Здесь особенно важен жизненный опыт ребенка. Ребенок обращается к этому опыту , еще раз переживает его, анализирует, оценивает его. Для этого полезны задания, требующие сопоставления позиции, мнения  героев произведения, его автора с позицией и мнением ребенка. Здесь можно порекомендовать такие вопросы и задания.

1) Как поступил бы ты на месте героев произведения?

2)Выдели вопросы, мнения, поступки героев (автора), по которым бы ты мог поспорить с ними.

Продумай содержание спора с обеих сторон, доказательства собственного мнения Для доказательства приведи примеры. Совет учить детей, доказывать что-то конкретными примерами вполне обоснован. В жизни мы всегда это делаем, приводя в доказательство своего мнения не только конкретные  примеры , но и убеждения, полученные в ходе наблюдений, опытов.

3)Задание более сложное ,чем два предыдущих. Возможно не все дети смогут найти удачные решения, но важен процесс включения в деятельность, соответствующего задания. Выбери одного из героев произведения , определи его жизненную позицию .Сравни ее со своей жизненной позицией. Что бы ты посоветовал изменить в позиции противоположной стороны? Что бы ты перенял у него для себя? С кем бы ты был  в таком -то событии? Объясни свою позицию.

3. Работа над текстом после его чтения.

3.1.Выделение главной мысли произведения. Работа для младшего школьника трудная, но необходимая. Она требует серьезного абстрагирования, что довольно трудно при характерном для ребенка конкретно- образном мышлении. Но абстрагирования необходимо т. к. уже начальная школа должна развивать абстрактное мышление. Кроме того, умение выделять главную мысль произведения – один из важнейших признаков культуры чтения. Поможет ребёнку справится с этим заданием этапность деятельности. Предложение сначала сформулировать кратко главную мысль, суть текста. Задача почти глобальная. На неё трудно получить ответ. Но задача поставлена, и мысль ученика уже начинает работать в этом направлении. А ваша задача привести детей к выводу через несколько последовательных этапов. Перечитайте сами текст или части текста и предложите детям определить, где главные мысли, а где примеры, поясняющие главную мысль. Следующий этап – отбрасывание несущественной информации. Так, постепенно сужается круг главной мысли, и её формулировка значительно облегчается.

3.2. составление плана. В плане выражена смысловая структура текста, его смысловое содержание, последовательность содержания. Он приближает ученика к выделению самой главной мысли.

3.3. Важным средством понимания текста является передача в рисунке содержания текста. Рисунок тоже развивает умение обобщать, помогает понять взаимосвязь событий. А для ребёнка это ещё и удовольствие, и воображение, и творчество.

3.4. Можно предложить продолжить сюжет текста, досочинить его. В этом учитель увидит отражение интеллекта ребёнка, уровень его нравственного развития.

В предложенных советах выражено лишь одно направление работы с текстом. Не забывайте и о других. Они могут быть смешанными. Полезно к разным текстам применять специфический ход его анализа. В противном случае анализ превратится в шаблон и потеряет свою развивающую ценность.

 



Информация о работе Способы реализации деятельностного подхода и развитие самостоятельности мышления при работе в начальной школе с литературным текстом