Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:30, реферат
Глагол имеет следующие классы форм: 1) спрягаемые формы, т. е. представляющие изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и (в прош. вр. и сослагат. накл.) родам; 2) инфинитив; 3) причастия и деепричастия.
Средством для создания суффиксальной видовой пары является глагольный суффикс -ива-/-ва-/ -а3- (см. § 1397). Это видообразующий суффикс, специально служащий для образования глагола несов. вида от глагола сов. вида; переписать - переписывать, добыть - добывать, заземлить - заземлять.
Примечание. В другом значении этот суффикс служит для образования многократных глаголов от глаголов несов. вида: писывать < писать, знавать < знать, едать < есть. В соединении с префиксом он образует также глаголы со знач. кратности, повторяемости действия: похаживать, разгуливать, распевать, потирать (см. § 1425-1430). Морфы -ива, -ва-, -а3- служат также для образования некоторых глаголов, лексические значения которых не позволяют им образовать видовую пару; например, задаваться (прост.) (важничать), воображать (разг., в том же значении).
§ 1390. Существует большое количество многозначных глаголов, у которых видовые пары представляют собой противопоставление не глаголов в целом, а отдельных их значений. Так, при перфективации многозначный глагол несов. вида бить вступает в разные видовые соотношения в соответствии со своими лексическими значениями: бить в знач. (наносить побои) имеет парный глагол сов. вида побить; в знач. (раздроблять) - глагол разбить; глагол несов. вида темнеть (в безличном значении (о наступлении темноты, сумерек)) имеет парный глагол сов. вида стемнеть, а в знач. (становиться темным, темного цвета) - потемнеть.
Аналогичное явление имеет место и при имперфективации. Например, гл. впадать в знач. (вваливаться, втягиваться, западать) является парным к глаголу сов. вида впасть (щеки впали), в значении же (вливаться) (о реке, ручье) гл. впадать является несоотносительным глаголом несов. вида (Волга впадает в Каспийское море); глагол несов. вида раздирать в знач. (рвать) соотносителен с глаголом сов. вида разодрать, в значении же (сильно волновать, терзать, мучить нравственно) (в сочетании со словами душа, сердце и под.) этот глагол является несоотносительным глаголом несов. вида (Печаль раздирает душу).
§ 1391. Большинство глаголов имеет формальное выражение вида. Однако есть глаголы, у которых значение вида никак формально не выражено, оно может быть установлено только по общему смыслу высказывания; например: Ввиду тяжелого заболевания больного госпитализировали (сов. вид); В детстве он часто болел и его приходилось госпитализировать (несов. вид). Такие глаголы называются двувидовыми (см. § 1406, 1407).
§ 1392. С морфологической категорией вида глагола тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов - способы глагольного действия. Способы глагольного действия - это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов, в основе которых лежат модификации (преобразования) значений беспрефиксных (преимущественно немотивированных) глаголов с точки зрения временных, количественных и специально-результативных характеристик. Важно при этом, что такие модификации значений всегда и обязательно формально выражены - префиксом, суффиксом или префиксально-суффиксальными формантами. Так, от гл. петь при помощи префикса за- образуется гл. запеть со значением начала действия - этот глагол относится к начинательному способу глагольного действия; от гл. ходить при помощи суф. морфа -ива-образуется гл. хаживать со знач. многократно повторяющегося действия - это глагол многократного способа действия; от гл. курить при помощи префикса по- и суф. морфа -ива- образуется гл. покуривать, относящийся к прерывисто-смяг- чительному способу действия. О способах глагольного действия см. § 1413-1436.
СИСТЕМА ВИДОВЫХ ПАР
§ 1393. Видовые пары существуют у большинства глаголов. Это системная черта русского глагола. Законы и правила, действующие при образовании видовых пар, описаны в главе "Словообразование глаголов". В современном русском языке существуют следующие типы видовых пар. 1) Видовые пары, формируемые путем перфективации: "беспрефиксный глагол несов. вида - префиксальный глагол сов. вида" (делать - сделать). 2) Видовые пары, формируемые путем имперфективации: а) "префиксальный глагол сов. вида - суффиксальный глагол несов. вида с суффиксом имперфективации" (переписать - переписывать); б) "беспрефиксный глагол сов. вида - суффиксальный глагол несов. вида с суффиксом имперфективации" (решить - решать). 3) Видовые пары разнокоренных глаголов (супплетивный способ образования видовых пар); это редкие, абсолютно нерегулярные соотношения: брать - взять, возвращать - вернуть, класть - положить, говорить - сказать.
Примечание. Особое место занимают случаи нерегулярного образования несов. вида с участием постфикса -ся: лечь - ложиться, сесть - садиться, стать - становиться.
Из этих трех типов видовых пар второй является наиболее регулярным. Лексические значения глаголов здесь в основном тождественны; образование этих пар по сравнению с перфективацией происходит более специализированными средствами; поэтому имперфективацию можно считать наиболее грамматичным способом образования видовой пары.
Перфективация: видовая пара
"беспрефиксный глагол несов. вида –
префиксальный глагол сов. вида"
(делать – сделать)
§ 1394. В образовании видовой пары способом перфективации принимают участие следующие префиксы: вз- (потеть - вспотеть), воз- (мужать - возмужать), вы- (купать - выкупать), за- (вербовать - завербовать), из- (пугать - испугать), на- (писать - написать), о- (слабеть - ослабеть), об- (лицевать - облицевать), от- (редактировать - отредактировать), по- (белеть - побелеть), под- (считать - подсчитать), при- (готовить - приготовить), про- (сигнализировать - просигнализировать), раз- (будить - разбудить), с- (делать - сделать), у- (топить - утопить).
Примечание. Не участвуют в образовании видовой пары преф. в-, до-, над-, недо-, низ-, пре-, пред-, со2-, а также заимствованные преф. де-, дис-, ре-. Эти префиксы или, изменяя лексическое значение глагола, не меняют его вида (пред-, со2-, де-, дис-, ре-), или, изменяя вид глагола, одновременно меняют и его лексическое значение (в-, до-, над-, недо-, низ-, пре-).
В одних случаях префикс формирует видовую пару, соединяясь с широким кругом глаголов различных лексических значений. Таковы, например, префиксы о-, по-, с-. В других случаях префиксы формируют видовую пару лишь с некоторыми глаголами, лексическое значение которых имеет общий со значением префикса семантический элемент. Так, гл. вспахать является парным по виду с гл. пахать в силу того, что как префикс вз-, так и гл. пахать имеют в своем значении семантический элемент (направление снизу вверх): пахать (взрыхлять, поднимать (землю для посева)); в гл. выкорчевать как префикс вы-, так и гл. корчевать содержат в своем значении элемент (направление изнутри наружу). В последнем случае префикс специально подчеркивает и выделяет тот элемент значения, который присутствует в лексическом значении беспрефиксного глагола, но формально в нем никак не выражен.
Префиксальные видовые пары
§ 1395. К префиксальным видовым парам с чистовидовыми префиксами относятся следующие (пара условно обозначается по видообразующему префиксу).
Глаголы с префиксом вз-: "доводить - довести действие до результата": кипятить - вскипятить, бесить - взбесить, будоражить - взбудоражить, кормить - вскормить, пахать - вспахать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": потеть - вспотеть, кипеть - вскипеть.
Глаголы с префиксом воз-: "доводить - довести действие до результата": препятствовать - воспрепятствовать (кому в чем); "приходить - прийти в какое-либо состояние": мужать - возмужать.
Глаголы с префиксом вы-: "доводить - довести действие до результата": корчевать - выкорчевать, учить - выучить (стихотворение), лечить - вылечить (больного); "приходить - прийти в какое-либо состояние": сохнуть - высохнуть.
Глаголы с префиксом за-: "доводить - довести действие до результата": консервировать - законсервировать, мариновать - замариновать, солить - засолить; планировать - запланировать, программировать - запрограммировать; регистрировать - зарегистрировать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": чахнуть - зачахнуть, коснеть - закоснеть, черстветь - зачерстветь, мерзнуть - замерзнуть, мутиться - замутиться.
Глаголы с префиксом из-: "доводить - довести действие до результата": мерить - измерить, купать - искупать, ваять - изваять (книжн.), печь - испечь, портить - испортить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": тлеть - истлеть.
Глаголы с префиксом на-: "доводить - довести действие до результата": крахмалить - накрахмалить, магнитить - намагнитить, шпиговать - нашпиговать; учить - научить, кормить - накормить; смешить - насмешить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": мокнуть - намокнуть, дуться - надуться, хохлиться - нахохлиться (разг.).
Глаголы с префиксом о-: "доводить - довести действие до результата": чинить - очинить, знакомить - ознакомить (кого с чем), слепить - ослепить, бесчестить - обесчестить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": слабеть - ослабеть, глохнуть - оглохнуть, слепнуть - ослепнуть, крепнуть - окрепнуть.
Глаголы с префиксом от-: "доводить - довести действие до результата": редактировать - отредактировать, парировать - отпарировать (удар); мстить - отомстить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": сыреть - отсыреть, волгнуть (обл. и спец.) - отволгнуть.
Глаголы с префиксом по-: "доводить - довести действие до результата": строить - построить, белить - побелить, красить - покрасить; бить - побить, мирить - помирить; "совершать - совершить действие": благодарить - поблагодарить, радовать - порадовать, шутить - пошутить; здороваться - поздороваться; "приходить - прийти в какое-нибудь состояние": веселеть - повеселеть, грустнеть - погрустнеть, белеть - побелеть, бледнеть - побледнеть, краснеть - покраснеть.
Глаголы с префиксом под-: "доводить - довести действие до результата": ковать - подковать, мести - подмести, считать - подсчитать.
Глаголы с префиксом при-: "доводить - довести действие до результата": готовить - приготовить, стыдить - пристыдить.
Глаголы с префиксом про-: "доводить - довести действие до результата": консультировать - проконсультировать, контролировать - проконтролировать, вентилировать - провентилировать, нумеровать - пронумеровать; читать - прочитать, экзаменовать - проэкзаменовать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": яснеть - прояснеть (разг.), трезветь - протрезветь, мокнуть - промокнуть, киснуть - прокиснуть.
Глаголы с префиксом раз-: "доводить - довести действие до результата": будить - разбудить, бередить - разбередить; делить - разделить, фасовать - расфасовать, пороть - распороть, молоть - размолоть, жевать - разжевать (что-либо); веселить - развеселить, сердить - рассердить, смешить - рассмешить, трогать - растрогать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": богатеть - разбогатеть, мякнуть - размякнуть, пухнуть - распухнуть, таять - растаять, шириться - расшириться.
Глаголы с префиксом с-: "доводить - довести действие до результата": считать - сосчитать, мерить - смерить, вешать - свешать, молоть - смолоть, пеленать - спеленать, петь - спеть; наиболее широко представлены глаголы со знач. (делать - сделать (изготовлять - изготовить) что-либо): делать - сделать, мастерить - смастерить, шить - сшить, варить - сварить, вязать - связать, конструировать - сконструировать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": гореть - сгореть, темнеть - стемнеть, стариться - состариться.
Глаголы с префиксом у-: "доводить - довести действие до результата": красть - украсть, регулировать - урегулировать, комплектовать - укомплектовать, трамбовать - утрамбовать, совершенствовать - усовершенствовать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": стареть - устареть, гаснуть - угаснуть, тихнуть - утихнуть.
Примечание. Сюда же относится пара падать - упасть. Соотношение пасть - падать устарело: глагол пасть в прямом значении (совершить падение)вышел из употребления.
Таким образом, для префиксальной видовой пары характерна индивидуальная сочетаемость префикса и глагола. Каждый из префиксов, кроме функции образования видовой пары, в других сочетаниях способен образовать глаголы с новым лексическим значением.
§ 1396. Как сказано в § 1387 (примеч. 3), в языке существуют вариативные префиксальные образования глаголов сов. ви- да. Так, для гл. вянуть в знач. (терять свежесть, сохнуть) парным глаголом сов. вида является как гл. завянуть, так и гл. увянуть, прямые лексические значения которых совпадают: (лишиться свежести, засохнуть). У гл. мять (делать неровным, негладким, мятым) парным глаголом сов. вида является как гл. смять, так и гл. измять; их лексические значения в основном совпадают (в гл. измять есть оттенок полноты действия): Лицо не брито, суконный кафтан смят (А. Н. Толст.); Девочки чинно сидели, боясь измять свои беленькие накрахмаленные платьица (Тург.). У гл. множить (производить действие умножения) парным является как гл. помножить, так и гл. умножить: Ученик Сергеев от волнения не сумел помножить семнадцать на тринадцать (Чех.); Ученик напишет цифру, под ней другую, потом умножит их (Помял.); вариативны также, например, выкупать и искупать при несов. купать; испугать и напугать при несов. пугать; похоронить, схоронить (разг.) и захоронить (офиц.) при несов. хоронить; запачкать и испачкать при несов. пачкать. Во всех таких случаях глаголы сов. вида, как правило отличаются друг от друга тонкими семантическими, а иногда и стилистическими оттенками. Формируя парный вариативный глагол сов. вида, префикс обычно сохраняет в своем значении тонкий индивидуальный оттенок. Этим подтверждается словообразовательный характер отношений глаголов в видовой паре.
Имперфективация
§ 1397. Имперфективация отличается от перфективации большей регулярностью, единообразием образования и - в большинстве видовых пар - устойчивой тождественностью лексических значений глаголов. Глаголы несов. вида образуются здесь от префиксальных и беспрефиксных глаголов сов. вида. Регулярность такого образования очень велика: образование видовой пары путем имперфективации имеет место у большинства тех префиксальных глаголов, у которых префикс меняет лексическое значение слова; так, у всех глаголов с префиксом в-, обозначающих направление действия внутрь, есть имперфективная видовая пара: вписать - вписывать, вдавить - вдавливать.
В ряде случаев от префиксального глагола сов. вида не может быть образован глагол несов. вида. Так, глаголы несов. вида не образуются от большинства глаголов сов. вида, входящих в видовую пару типа делать - сделать (см. § 1394-1395) и от многих глаголов сов. вида, относящихся к тому или иному способу глагольного действия (см. § 1413-1436). Таким образом, нельзя утверж- дать, что имперфективация осуществляется с абсолютной регулярностью, подобно образованию форм времени глагола или падежных форм имени. Однако в тех случаях, когда глагол несов. вида от глагола сов. вида может быть образован, регулярным результатом является создание суффиксальной видовой пары.
При имперфективации глаголы несов. вида образуются суффиксом -ива-/-вa-/-a3 (см. § 842, 843), состоящим из трех морфов: -ива-, -ва-, -а3-. Соотношение систем лексических значений у так образованных глаголов несов. вида с теми глаголами, от которых они образованы, отличается от соответствующих соотношений в паре типа делать - сделать: глаголы несов. вида при имперфективации в большинстве случаев совпадают по своим значениям с глаголами сов. вида. Например, в гл. вдавить префикс в- вносит значение направленности действия внутрь предмета; в парном глаголе несов. вида вдавливать это значение сохраняется; в гл. пересечь (что-н.) есть значение движения через что-н., поперек чего-н., исходящее от префикса; в парном глаголе несов. вида пересекать это значение сохраняется.
В то же время в многозначных глаголах несов. вида, образованных способом имперфективации, могут присутствовать такие значения, которые не соотносительны со значениями первого члена пары - префиксального глагола сов. вида. Так, гл. раздирать во фразеологически связанном значении (сильно волновать, терзать, мучить нравственно) несоотносителен с гл. разодрать (разорвать); гл. заниматься (чем-либо) (выполнять какую-либо работу, составляющую предмет постоянной деятельности) (заниматься хозяйством) не соотносителен с гл. заняться (приступить к какому-либо занятию) (см. § 1390).