Специфика организации учебного процесса в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:57, отчет по практике

Описание работы

Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологических служб, а также анализ работы школьной психологической службы.
В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:
1. Ознакомление со структурой психологической службы в школе.
2. Ознакомление с функциями психологической службы в школе.
3. Работа с учащимися.
4. Тестирование учащихся по ориентировочной анкете В. Смекалова и М. Кучера.
5. Тестирование учащихся для выявления коммуникативных и организаторских склонностей.
6. Анализ эффективности работы психологической службы в данном учреждении.

Содержание

Введение стр. 3
Основная часть стр. 4
Заключение

Работа содержит 1 файл

чебно-ознакомительная практика.docx

— 22.71 Кб (Скачать)

Форма ТП-1

 

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал  ___Ростовский   ___________ 
 
 

Отчет по практике 

Вид практики _учебно-ознакомительная ________________________________ 
 

ТЕМА: __ сецифика организации учебного процесса в средней школе_____________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ 
 

Выполнила студентка _Акимцева_ Аннета__Валерьевна_____________________________

фамилия, имя, отчество

№ контракта ___03000070701056____________________

Направление подготовки психология_________________

№ группы _ _ЗП-609-01____________________________

№ семестра ____ шестой__________________________________ 
 

Подпись студента: __________   Дата сдачи отчета:  «___» ____________200 __ г.

                                           подпись 
 

Отчет принят: _______________________________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица, должность 

«____»____________________ 200 __ г. 
 

Оценка ____________________________________________________ _____________

Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора АЦ                         подпись 

«____»____________________ 200 __ г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение стр. 3
Основная  часть стр. 4
Заключение стр. 8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Я, Акимцева Аннета Валерьевна, студент III курса факультета психологии Ростовского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходил учебно-ознакомительную практику в МОУ Родионово-Несветайской СОШ №7. Продолжительность практики – 3 недели, с 9 по 30 апреля 2009 года.

     Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций  психологических служб, а также  анализ работы школьной психологической  службы.

     В ходе практики я выполнила следующие  работы и задания:

  1. Ознакомление со структурой психологической службы в школе.
  2. Ознакомление с функциями психологической службы в школе.
  3. Работа с учащимися.
  4. Тестирование учащихся по ориентировочной анкете В. Смекалова и М. Кучера.
  5. Тестирование учащихся для выявления коммуникативных и организаторских склонностей.
  6. Анализ эффективности работы психологической службы в данном учреждении.

     Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть

      Структура психологической службы в общеобразовательной школе  может быть представлена в виде схемы (рис. 1). 

     Психодиагностическая  функция психолога состоит в  измерении какого-либо качества, особенности  человека, постановке диагноза на этой основе, сопоставлении результатов  с результатами других испытуемых. С помощью психодиагностики психологи  могут осуществлять контроль за формированием необходимых знаний у учащихся, оценивать умственное и личностное развитие школьников в процессе учебы, а также давать оценку качеству образования. Диагностика является средством, способствующим более эффективной организации работы.

     После того, как проведена диагностика  того или иного качества, можно  осуществить работу по коррекции  или развитию этого качества. Коррекционно-развивающая деятельность обычно проводится в форме обучения, консультации или тренинга. Тренинг же обычно проводится для развития определенных навыков и умений в учебе, общении и для формирования значимых качеств личности.

     Составной частью коррекционно-развивающей работы является  преподавание психологии и психологическое просвещение. Эта деятельность может осуществляться в нескольких формах: уроки и факультативы для учащихся, лекции и психологические  клубы для педагогов и родителей, конференции.

     Психологическое просвещение – первый шаг в  приобщении педагогов, родителей и  учащихся к психологическим знаниям. Посредством просвещения педагогов  знакомят с различными отраслями  психологии, учащихся – с основами самовоспитания.

     Преподавание  – специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для этого психолог должен обладать ценностями и идеалами, глубокими знаниями в своей области, способностями и педагогической техникой.

     Также психолог может проводить консультации, т.е. особым образом организованное общение с учениками и их родителями, педагогами или их группами. Чаще всего  психологи консультируют: администрацию  школ, учителей, родителей, учащихся и  группы учащихся, отдельные классы. Следует отметить, что в консультировании психолог имеет дело со здоровым человеком.

     В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым(и), определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во время консультации психологи помогают решить многие вопросы.

     Социально-педагогическая деятельность психолога заключается  в реализации им комплекса различных  мер, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты. Главной направленностью этого вида деятельности является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста – поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека.

     В качестве приоритетного направления  этого вида деятельности психолог выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы выявить и предотвратить  возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы человека.

     Профессиональная  деятельность психолога в образовательных  учреждениях предполагает также  обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды направлена на коррекцию влияния  различных субъектов социальных отношений на ребенка.

     Условно можно выделить два направления  гармонизации социальной среды образовательного учреждения:

  1. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения. Это направление предполагает создание в учреждении таких отношений, которые будут в наибольшей степени способствовать формированию социальности ребенка.
  2. Создание поля самореализации учащихся. Это направление включает в себя активизацию процесса самовоспитания со стороны самих учащихся, обеспечение условий для реализации молодыми людьми своих потенциальных возможностей. Главной задачей психолога является подготовка ребенка к жизни в обществе.

     Рассмотренные выше функции являются основными  в работе психолога в образовательных  учреждениях. В качестве дополнительных функций можно рассматривать  следующие: исследовательская (психологические исследования по различным направлениям), сопровождение экспериментальной работы в школе, психологический анализ уроков, проведение психолого-педагогических советов и семинаров.

     После ознакомления со структурой и функциями  психологической службы в школе  и анализа ее работы я выполнила  еще ряд заданий (см. личный план). Было проведено тестирование учеников, заканчивающих 11-й класс и решивших избрать для себя профессию педагога, для определения социально-психологических предпосылок избирательного предпочтения того или иного стиля их будущей педагогической деятельности. Тестирование проводилось по Ориентировочной анкете В.Смекалова и М. Кучера. Также было проведено еще одно тестирование учащихся для выявления коммуникативных и организаторских склонностей, а именно: умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, участие в групповых мероприятиях, умении влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др. (бланки тестов см. в Приложении 1). Регулярное проведение подобных тестов позволяет школьному психологу хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез; быть в курсе проблем, возникающих в коллективе в процессе педагогической деятельности, и способствовать улучшению психологического климата в коллективе: находить решения проблем, создавать более комфортные условия деятельности, выявлять и раскрывать потенциал каждого преподавателя и коллектива в целом. 
 
 
 

     Заключение

     Проанализировав сделанную мной работу в период учебно-ознакомительной  практики, можно сделать вывод, что  я выполнила поставленные цели и  задачи, а также выделить следующие  положительные моменты в работе:

  1. Высокий уровень оснащенности деятельности: наличие оборудованного кабинета с современными диагностическими и коррекционными средствами.
  2. Доброжелательные и доверительные отношения между учащимися и школьным психологом.
  3. Высокий уровень эффективности работы психологической службы в данном учреждении.

    Но  выявлены и некоторые негативные моменты:

  1. Невозможность проведения диагностической работы со всеми учащимися, слишком большое количество учащихся.
  2. Как следствие, не все учащиеся могут своевременно получить квалифицированную помощь психолога.
  3. Многие родители не хотят или не могут ввиду большой занятости сотрудничать с психологом.

     Для устранения вышеописанных негативных моментов в работе можно порекомендовать  следующее:

  1. Взять на работу дополнительно одного или нескольких психологов для того, чтобы охватить весь объем учащихся.
  2. Вести обучение психологическому сопровождению (особенно в сфере установления гармоничных взаимоотношений) классных руководителей , чтобы уменьшить нагрузку на психолога.

     Прохождение учебно-ознакомительной практики помогло  мне ознакомиться со спецификой работы педагога-психолога в школе, особенностями преподавания психологии в школе , а так же освоение навыков психодиагностики.

Информация о работе Специфика организации учебного процесса в средней школе