Специфика детского фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видения мира. «Суждение ребенка,- писал К. Маркс,- как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром». Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые.

Работа содержит 1 файл

Специфика детского фольклора.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

 Специфика детского фольклора. 

 Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видения мира. «Суждение ребенка,- писал К. Маркс,- как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром». Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чайковский, «Словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

 В детском  фольклоре находится ключ к пониманию  возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

 Но  у данной проблемы есть еще ряд  аспектов, без учета которых не возможно изучение функциональности детского фольклора, его содержание, художественной специфики.

 Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию, пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

 Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтических репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствования из фольклора взрослых литературы и других видов искусства. Конечно, это – не механический процесс. Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

 Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просто сеяли», «Княгини, мы по вам пришли», «В хороводе были мы», «Стой моя роща» и др.) без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. А многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых. Но в том случае, как правило, существенно меняется художественный стиль.

 В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучением детского фольклора вне связи с народной педагогикой не продуктивно и не правомерно.

 Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

 Во  многих детских песнях и играх  воспроизводится время и события  давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

 Многие  забавы детей являются «шуточным  подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к  жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологи-ческие черты и социальная жизнь народа.

 Детскому  фольклору, как средству языковой характеристики народа, обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. 

 История собирания и изучения детского фольклора. 

 В начале XIX века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни.

 Многие  исследователи обратились к фольклорному наследию народу. А. Голев, писавший о  красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и  наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонение солнцу и культам деревьев детскую песенку. И.П. Сахаров стремился осветить все стороны национальной жизни. Мимо его внимания не прошли ни детские игры, ни поэзия пестования. В 1837 году в «Сказания русского народа он публикует потешку, колыбельную песню, дает описание нескольких игр. А двумя годами позднее в «Песнях русского народа» – четыре колыбельных песни. А. Терещенко ввел в науку значительный пласт детского творчества (быт русского народа). В 1837 году в «Записках и замечаниях о Сибири» Е.А. Авдеева дала живые зарисовки детского быта, тексты игровых приговорок и обрядовых рацеек. В 1844 году издан небольшой сборник детских народных сказок. Детские сказки в особую группу были выделены впервые. Впервые, хотя и не в полном объеме, был дан репертуар одного сказочника. Тот факт, что пестуньи (няни) имели особый репертуар сказок для детей, говорит о понимании народа педагогической ценности сказок. Для работ Е.А. Авдеевой характерно было некоторое любование старым бытом, что обусловило резкий отзыв о ее книгах В.Г. Белинского.

 В 30-е  годы прошлого века многие литераторы понимали уже педагогическую ценность фольклора. Издатели одного из популярных сборников детских народных игр А.Б. и А.С. 1837 года писали, что игры – «азбука всякого знания; они – первая ступень великой лестницы наук и образованности!» Произведения детского фольклора печатались в журналах «Звездочка», «Маяк» и некоторых других изданий, но устойчивого интереса к детской поэзии в ученых кругах не было. Пятидесятые годы не дали значительные новые публикации.

 В шестидесятые годы центральным вопросом в идейной  борьбе стал «крестьянский вопрос» . Это обострило интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Знаменитым явлением становится педагогическое движение. Издаются педагогические журналы («Воспитание», «Русский педагогический вестник», «Ясная Поляна» и т.д.), открываются учебные заведения, педагогические курсы. В журнале «Современник» публикуются посвященные вопросам воспитания статьи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Большое влияние на педагогическую науку начинает оказывать идеи К.Д. Ушинского. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Он высоко ценил поэзию русского народа и широко вводил ее в учебную литературу. Педагогическая наука пробудила интерес к ребенку, к его поэтическому творчеству, определила место детского фольклора в общей системе воспитания. Произведения детского творчества публикуется во многих популярных журналах, в сборниках и исследованиях Г.Н. Потанина, М.Ф. Кривошапкина, А.Н. Афанасьева и другие. Для публикации детской поэзии предоставлялись страницы губернских ведомостей, сборников статистических комитетов. Описание детского быта с его играми и песнями стали почти обязательными для этнографических исследований и почти во всех публикациях зримо влияние педагогических интересов.

 Не  случайно в последующие годы интерес  к детям и их творчеству в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и некоторых других педагогов  

Информация о работе Специфика детского фольклора