Специальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:10, контрольная работа

Описание работы

Специальная педагогика, как совокупность знаний о детях с различными физическими и психическими недостатками складывалась в течении многих столетий. На протяжении многих веков она претерпевала гонения, в связи с тем что общество отрицательно относилось к людям с врожденными дефектами. Именно из-за не принятия обществом данной группы людей, специальная педагогика долго не могла дифференцироваться, как отдельная наука. Ее долго связывали с такими науками, как медицина, психология, биология итп. Естественно, что находясь в таком узком кругу эти науки тесно переплетались и даже развиваясь отдельно друг от друга , накладывали огромные отпечатки. И даже сейчас, когда специальная педагогика является отдельной областью знаний, мы можем достаточно отчетливо проследить в ней влияние таких наук как философия, медицина, естествознание, педагогика и психология

Работа содержит 1 файл

Спец педагогика(2).doc

— 43.00 Кб (Скачать)

                                         Введение

Специальная педагогика, как совокупность знаний о детях  с различными физическими и психическими недостатками складывалась в течении  многих столетий. На протяжении многих веков она претерпевала гонения, в связи с тем что общество отрицательно относилось к людям с врожденными дефектами. Именно из-за не принятия обществом данной группы людей, специальная педагогика долго не могла дифференцироваться, как отдельная наука. Ее долго связывали с такими науками, как медицина, психология, биология итп. Естественно, что находясь в таком узком кругу эти науки  тесно переплетались и даже развиваясь отдельно друг от друга , накладывали огромные отпечатки. И даже сейчас, когда специальная педагогика является отдельной областью знаний, мы можем достаточно отчетливо проследить в ней влияние таких наук как философия, медицина, естествознание, педагогика и психология. Основное значение для сурдопедагогики эти науки принесли именно в 19 столетии, потому что именно в этот период дефектология начала активно эволюционировать. Изменились  подход к изучению предмета, взгляды на проблему обществом. 
 

    Влияние на специальную педагогику 19 века таких наук как : философия, естествознание, медицина, педагогика,  психология.  

  Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Первоначально, при отсутствии собственной педагогической терминологии, использовалась общепринятая, медицинская, обозначающая патологические анатомофизиологические отличия лиц с отклонениями в развитии от остальных людей. Соответственно отправной точкой в построении понятийного аппарата специальной педагогики и педагогических подходов к детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности стали этиология и симптоматика. Постепенно накопленные знания закреплялись в специфических языковых формах отражения научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», <аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др

Медико-клиническая  линия характеристики отклонений в  умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский  врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию  изучения природы и сущности слабоумия  продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф.Пинеля. Он ввел в оборот понятия "имбецилизм", "идиотия", "умственная отсталость". Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.

       С развитием психологии в специальную педагогику приходят психологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными», например «дети с временной задержкой психического развития (ЗПР)». При отсутствии собственно педагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в понятийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивался их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл.

Наибольший вклад  в разработку проблем слабоумия  в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием "задержка психического развития", ввел термин "олигофрения" (греч. малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

        Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе ХIХ в. В России этим термином пользовались врачи-психиатры И. В. Маляревский, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо в первые десятилетия ХХ в., занимаясь лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

 Философия по отношению к специальному образованию выступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, включающий систему наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытии, которые детерминируют эволюцию педагогических явлений, и, во-вторых, как методологическая основа, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.

     В рассуждении о слепых французский просветитель д. Дидро, опираясь на факты жизни слепорожденного из Пюизо и слепого математика Н. Саундерсона, выделил особенности человеческих ощущений и показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств.

        Отдельные философские идеи по вопросу обучения аномальных детей были высказаны некоторыми известными отечественными учеными. По мысли Л.С. Выготского, объектом дефектологии является не недостаток как таковой, а ребенок, тягощенный недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. В развитии аномального ребенка Л.С. Выготский отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социальных целей и задач общей и специальной школ» при различии их средств. Эти взгляды Л.С. Выготского лежат в основе современной теории специальной педагогики.  
Заключение.

      Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла свои понятия, под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологи, психологии, социологии др.) заменяла устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики. Этот процесс не был плавным, не всегда новый этап в развитии специальной педагогики совпадал со своевременным уточнением и обогащением ее терминологии, хотя некоторые термины и обозначения со временем переставали отражать всю совокупность научного и практического знания этой области педагогики.  
В настоящее время педагогическая терминология в области специального образования переживает именно такой период: имеет место беспорядочное использование терминов из смежных областей знания (психологии, медицины, других наук), а также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности обозначаемых предметов и явлений.
 

Список  используемой литературы:

1.Назарова Н.  М. « Специальная педагогика»  (электронная версия)

2. Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. « Специальная педагогика» 2006г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     Факультет педагогики и психологии

     Кафедра  педагогики социального образования  
 
 

     Контрольная работа по теме: «Влияние на развитие специальной  педагогики 19 столетия научных отраслей: философия, естествознание, медецина, педагогика, психология». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила студентка

                                                                                             Группы СПС 2-1

                                                                                             Иванова Д. С. 

                                                                                              
 
 
 
 

                                      Липецк- 2011

Информация о работе Специальная педагогика